Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа
Причиной возникновения риска обычно называют такое условие, при котором возникает некая неопределенность в положительном исходе принятого решения. Более подробно причину возникновения риска нужно рассматривать, разделив ее на следующие элементы:
1) время возникновения рисковой ситуации;
2) основные факторы ее возникновения;
3) сфера возникновения риска.
Главной целью управления рисками является обеспечение финансовой безопасности предприятия в процессе его развития и предотвращение возможного снижения его рыночной стоимости.
План по рискам. Резюме. Оформление бизнес-плана
1. План по рискам
Управление рисками
предприятия представляет собой
специфическую сферу
Система управления рисками предполагает всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля. Требование системного подхода предполагает максимальный охват всех видов риска. Это обусловило необходимость их четкой классификации.
Деятельность любого хозяйствующего субъекта на каждом своем этапе сталкивается с разными видами риска, и каждый раз этому предшествует определенная причина возникновения рисковой ситуации. Причиной возникновения риска обычно называют такое условие, при котором возникает некая неопределенность в положительном исходе принятого решения. Более подробно причину возникновения риска нужно рассматривать, разделив ее на следующие элементы:
1) время возникновения рисковой ситуации;
2) основные факторы ее возникновения;
3) сфера возникновения риска.
Главной целью управления рисками является обеспечение финансовой безопасности предприятия в процессе его развития и предотвращение возможного снижения его рыночной стоимости.
Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием аппарата теории вероятностей.
Для незначительных проектов достаточен анализ риска с помощью чисто экспертных методов. Главное при этом - не сложность расчетов и не точность вычислений вероятностей сбоев до второго знака после запятой, а умение авторов бизнес-плана заранее выявить все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. Необходимо разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.
Среднестатистический проект включает в себя следующие стадии: подготовительную стадию, производственную стадию. Для каждой из стадий проводится исследование рисков, цель которого состоит в идентификации ключевых рисков по всем категориям и их ранжировании по вероятности возникновения и серьезности последствий (ущербу). Ранжирование рисков осуществляется на основе экспертного опроса, в ходе которого экспертам предлагается раздельно оценить вероятность наступления каждого риска и серьезность последствий. В качестве экспертов выступают представители заказчика и внешние консультанты.
Вероятность рисков оценивается экспертами в соответствии со следующей шкалой:
0 – риск не проявится;
25% – риск, скорее всего, не реализуется;
50% – о наступлении события нельзя сказать ничего определенного;
75% – риск, скорее всего, проявится;
100% – риск наверняка реализуется.
Серьезность последствий рисков оценивалась по пятибалльной шкале:
1 – незначительный риск;
2 – допустимый риск;
3 – повышенный риск;
4 – критический риск;
5 – катастрофический риск.
По результатам опроса проводится обработка и анализ экспертных данных для получения усредненных оценок вероятностей и ущерба по всем рискам. В процессе усреднения исключаются отдельные противоречивые оценки, значительно отклоняющиеся от средних оценок и искажающие общую картину рисков. Применение этих методик позволяет повысить согласованность и достоверность итоговых оценок.
Результаты исследования представляются в виде карты рисков. На карте каждый риск отображается отдельной точкой в двухмерной системе координат «вероятность – последствия». При этом значения вероятности изменяются от 0 до 100%, а серьезность последствий – от 1 (низкий риск) до 5 (катастрофический риск). Это дает наглядную картину рисков по каждой стадии и по проекту в целом, что позволяет оценить относительную подверженность различным рискам и установить допустимый уровень этих рисков. Карта рисков является основой для дальнейшего анализа и принятия решений по контролю и управлению рисками.
К «низким» относятся риски с малой вероятностью наступления (<50%) и несущественными последствиями (<2,5).
К «умеренным» рискам относятся:
1) риски с высокой вероятностью наступления (≥50%) и несущественные последствиями (<2,5);
2) риски с малой вероятностью наступления (<50%) и серьезными последствиями (≥2,5).
К «высоким» относятся все риски, которые были оценены большинством экспертов как вероятные (≥50%) и серьезные (≥2,5).
На заключительном этапе исследования разрабатывается комплекс рекомендуемых мероприятий по контролю, снижению и предотвращению выявленных рисков.
Внутренние способы снижения риска для конкретных бизнес-планов весьма разнообразны. Наиболее типичными являются:
Фирма может уменьшить свои потери, используя метод самострахования. Этот метод связан с созданием специального резервного фонда и покрытие убытков за счет собственных оборотных средств фирмы.
Самострахование применяется, когда:
Непосредственно в бизнес-плане необходимо:
Результаты оценки различных видов рисков целесообразно представить в бизнес-плане в виде следующей таблицы:
Тип риска |
Ожидаемые негативные последствия |
Меры профилактики и/или преодоления |
Риски подготовительной стадии предпринимательского проекта
Вид риска |
Отрицательное влияние |
Удалённость от транспортных узлов |
Дополнительные затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы |
Удалённость от инженерных сетей |
Дополнительные капитальные |
Отношения местных властей |
Возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта |
Доступность подрядчиков на месте |
Опасность завышения стоимости работ из-за монопольного положения подрядчика |
Наличие альтернативных источников сырья |
Опасность завышения цен при монопольном положении подрядчика |
Риски начальной стадии предпринимательского проекта
Вид риска |
Отрицательное влияние |
Неплатежеспособность заказчика |
Увеличение объёма заёмных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов |
Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции |
Увеличение объёма заёмных средств |
Недостатки проектно- |
Рост стоимости строительства, задержки с вводом мощностей |
Несвоевременная поставка комплектующих |
Увеличение сроков строительства, выплата штрафов подрядчику |
Несвоевременная подготовка ИТР и рабочих |
Увеличение срока выхода на проектный режим |
Недобросовестность подрядчика |
Увеличение сроков строительства |
Риски стадии функционирования бизнеса
Финансово-экономические риски | |||||
Вид риска |
Отрицательное влияние | ||||
Неустойчивость спроса |
Падение спроса с ростом цен | ||||
Появление альтернативного продукта |
Снижение спроса | ||||
Снижение цен конкурентами |
Снижение цены | ||||
Увеличение производства у конкурентов |
Падение продаж или снижение цены | ||||
Рост налогов |
Уменьшение чистой прибыли | ||||
Неплатёжеспособность потребите |
Падение продаж | ||||
Рост цен за сырьё, материл, перевозки |
Снижение прибыли из-за роста цен | ||||
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив |
Снижение прибыли из-за роста цен | ||||
Недостаток оборотных средств |
Увеличение кредитов | ||||
Социальные риски | |||||
Вид риска |
Отрицательное влияние | ||||
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы |
Увеличение затрат на комплектование | ||||
Угроза забастовки |
Штрафы за нарушение договоров | ||||
Отношение местных властей |
Дополнительные затраты на выполнение их требований | ||||
Недостаточный уровень зарплаты |
Текучесть кадров, снижение производительности | ||||
Низкая квалификация кадров |
Снижение ритмичности, рост брака, увеличение аварий | ||||
Слабая социальная инфраструктура |
Рост непроизводственных затрат | ||||
Технические риски | |||||
Вид риска |
Отрицательное влияние | ||||
Изношенность оборудования |
Увеличение простоев и затрат на ремонт | ||||
Нестабильность качества сырья и материалов |
Уменьшение объёмов производств | ||||
Новизна технологии |
Увеличение затрат на освоение, снижение объёмов производства | ||||
Недостаточная надёжность технологии |
Увеличение аварийности | ||||
Отсутствие резерва мощности |
Невозможность покрытия пикового спроса, потери производства при авариях | ||||
Экологические риски | |||||
Вид риска |
Отрицательное влияние | ||||
Вероятность залповых выбросов |
Увеличение непредвиденных затрат | ||||
Выбросы в атмосферу и сбросы в воду |
Затраты на очистное оборудование | ||||
Близость населённого пункта |
Увеличение затрат на очистные сооружения и экологическую экспертизу проекта | ||||
Вредность производства |
Рост эксплуатационных затрат | ||||
Складирование отходов |
Удорожание себестоимости |
2. Резюме
Бизнес-план начинается с резюме. Резюме открывает бизнес-план, но составляют его только после того, как написано основные разделы бизнес-плана.
Главная задача резюме – показать, что предприниматель осознает основные положения бизнес-плана и способен четко и логично их изложить. Слишком детальное и большого объема резюме трудно читать. Слишком сжатый – может создать неадекватное представление о бизнесе.
Резюме – это краткое (1-2 страницы) обзор предпринимательского проекта, его ключевых, наиболее важных и значимых аспектов, способных привлечь внимание потенциального инвестора и заинтересовать его в дальнейшем детальном изучении бизнес-плана.
Фактически резюме предельно краткой версией бизнес-плана, не вступлением в него, а как бы «уведомлением о намерениях».
Составление резюме – важный и ответственный этап завершения работы над бизнес-планом. Потенциальные инвесторы получают много разных предпринимательских проектов. Они, как правило, сначала читают резюме и, если оно их не заинтересовало, бизнес-план дальше не рассматривают. Поэтому резюме обязательно:
На практике резюме составляют, используя уже написанную основную часть бизнес-плана. Из каждого его раздела выбирают наиболее существенные и «яркие» аспекты будущего бизнеса.
Изложение материала в резюме, как правило, начинается с краткого описания концепции предлагаемого бизнеса и уникальных характеристик фирмы, которые позволят удовлетворить потребности будущих клиентов и обеспечить лидирования в соответствующей сфере. Далее излагаются преимущества и предполагаемые результаты деятельности фирмы в каждой из функциональных сфер (маркетинг, производство, персонал, финансы) с тем, чтобы охарактеризовать фирму как жизнеспособную и уникальную организацию.
Ориентировочный перечень ключевых аспектов бизнеса, которые преподаются в резюме, такой: