Управление рисками предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Причиной возникновения риска обычно называют такое условие, при котором возникает некая неопределенность в положительном исходе принятого решения. Более подробно причину возникновения риска нужно рассматривать, разделив ее на следующие элементы:
1) время возникновения рисковой ситуации;
2) основные факторы ее возникновения;
3) сфера возникновения риска.
Главной целью управления рисками является обеспечение финансовой безопасности предприятия в процессе его развития и предотвращение возможного снижения его рыночной стоимости.

Работа содержит 1 файл

План по рискам.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

План по рискам. Резюме. Оформление бизнес-плана

 

1. План по  рискам

 

Управление рисками  предприятия представляет собой  специфическую сферу финансового  менеджмента, которая в последние  годы выделилась в особую область  знаний — «риск-менеджмент». К специалистам, работающим в этой сфере, предъявляются повышенные квалификационные требования, в частности, знание основ экономики и финансов предприятия, математических методов, теоретических основ и прикладного аппарата статистики, страхового дела и т.п. Основной функцией таких специалистов («риск-менеджеров») является управление финансовыми рисками предприятия.

Система управления рисками  предполагает всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля. Требование системного подхода предполагает максимальный охват всех видов риска. Это обусловило необходимость их четкой классификации.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта на каждом своем  этапе сталкивается с разными  видами риска, и каждый раз этому  предшествует определенная причина возникновения рисковой ситуации. Причиной возникновения риска обычно называют такое условие, при котором возникает некая неопределенность в положительном исходе принятого решения. Более подробно причину возникновения риска нужно рассматривать, разделив ее на следующие элементы:

1) время возникновения  рисковой ситуации;

2) основные факторы  ее возникновения;

3) сфера возникновения  риска.

Главной целью управления рисками является обеспечение финансовой безопасности предприятия в процессе его развития и предотвращение возможного снижения его рыночной стоимости.

 

Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием аппарата теории вероятностей.

Для незначительных проектов достаточен анализ риска с помощью  чисто экспертных методов. Главное при этом - не сложность расчетов и не точность вычислений вероятностей сбоев до второго знака после запятой, а умение авторов бизнес-плана заранее выявить все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. Необходимо разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Среднестатистический  проект включает в себя следующие стадии: подготовительную стадию, производственную стадию. Для каждой из стадий проводится исследование рисков, цель которого состоит  в идентификации ключевых рисков по всем категориям и их ранжировании по вероятности возникновения и серьезности последствий (ущербу). Ранжирование рисков осуществляется на основе экспертного опроса, в ходе которого экспертам предлагается раздельно оценить вероятность наступления каждого риска и серьезность последствий. В качестве экспертов выступают  представители заказчика и внешние консультанты.

Вероятность рисков оценивается  экспертами в соответствии со следующей шкалой:

0          – риск не проявится;

25%     – риск, скорее всего, не реализуется;

50%     – о наступлении события нельзя сказать ничего определенного;

75%     – риск, скорее всего, проявится;

100%   – риск наверняка реализуется.

Серьезность последствий рисков оценивалась по пятибалльной шкале:

1 – незначительный  риск;

2 – допустимый риск;

3 – повышенный риск;

4 – критический риск;

5 – катастрофический  риск.

По результатам опроса проводится обработка и анализ экспертных данных для получения усредненных оценок вероятностей и ущерба по всем рискам. В процессе усреднения исключаются отдельные противоречивые оценки, значительно отклоняющиеся от средних оценок и искажающие общую картину рисков. Применение этих методик позволяет повысить согласованность и достоверность итоговых оценок.

Результаты исследования представляются в виде карты рисков. На карте каждый риск отображается отдельной точкой в двухмерной системе  координат «вероятность – последствия». При этом значения вероятности изменяются от 0 до 100%, а серьезность последствий – от 1 (низкий риск) до 5 (катастрофический риск). Это дает наглядную картину рисков по каждой стадии и по проекту в целом, что позволяет оценить относительную подверженность различным рискам и установить допустимый уровень этих рисков. Карта рисков является основой для дальнейшего анализа и принятия решений по контролю и управлению рисками.

К «низким» относятся риски с малой вероятностью наступления (<50%) и несущественными последствиями (<2,5).

К «умеренным» рискам относятся:

1)   риски с высокой вероятностью наступления (≥50%) и несущественные последствиями (<2,5);

2)   риски с малой вероятностью наступления (<50%) и серьезными последствиями (≥2,5).

К «высоким» относятся все риски, которые были оценены большинством экспертов как вероятные (≥50%) и серьезные (≥2,5).

На заключительном этапе  исследования разрабатывается комплекс рекомендуемых мероприятий по контролю, снижению и предотвращению выявленных рисков.

Внутренние способы  снижения риска для конкретных бизнес-планов весьма разнообразны. Наиболее типичными являются:

    • повышение качества и эффективности управления фирмой;
    • диверсификация (распределение инвестиций между различными объектами, видами деятельности, услугами и т.п.);
    • лимитирование (например, установление верхней границы инвестиций в определенный проект);
    • создание запасов (резервов) для покрытия возможных непредвиденных расходов, увеличение полноты и глубины информации, на основании которой принимаются конкретные управленческие решения.

Фирма может уменьшить свои потери, используя метод самострахования. Этот метод связан с созданием специального резервного фонда и покрытие убытков за счет собственных оборотных средств фирмы.

Самострахование применяется, когда:

    • стоимость имущества, которое страхуется, невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса;
    • вероятность убытков слишком малой;
    • фирма имеет большое количество однотипного оборудования.

Непосредственно в бизнес-плане  необходимо:

    • выделить наиболее вероятные для данного бизнеса типы рисков и по возможности оценить их влияние на бизнес;
    • указать, какие средства будут использоваться как реакция бизнеса на появление симптомов риска;
    • отметить типы страховых полисов и на какую сумму планируется их приобрести.

Результаты оценки различных видов рисков целесообразно представить в бизнес-плане в виде следующей таблицы:

Тип риска

Ожидаемые негативные последствия

Меры профилактики и/или  преодоления

     

Риски подготовительной стадии предпринимательского проекта

Вид риска

Отрицательное влияние

Удалённость от транспортных узлов

Дополнительные затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы

Удалённость от инженерных сетей

Дополнительные капитальные вложения на подводку электроэнергии, тепла, воды

Отношения местных властей

Возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта

Доступность подрядчиков на месте

Опасность завышения стоимости  работ из-за монопольного положения  подрядчика

Наличие альтернативных источников сырья

Опасность завышения цен при монопольном положении подрядчика


Риски начальной стадии предпринимательского проекта

Вид риска

Отрицательное влияние

Неплатежеспособность заказчика

Увеличение объёма заёмных средств  и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов

Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции

Увеличение объёма заёмных средств

Недостатки проектно-изыскательских работ

Рост стоимости строительства, задержки с вводом мощностей

Несвоевременная поставка комплектующих

Увеличение сроков строительства, выплата штрафов подрядчику

Несвоевременная подготовка ИТР и рабочих

Увеличение срока выхода на проектный режим

Недобросовестность подрядчика

Увеличение сроков строительства


Риски стадии функционирования бизнеса

Финансово-экономические  риски

Вид риска

Отрицательное влияние

Неустойчивость спроса

Падение спроса с ростом цен

Появление альтернативного продукта

Снижение спроса

Снижение цен конкурентами

Снижение цены

Увеличение производства у конкурентов

Падение продаж или снижение цены

Рост налогов

Уменьшение чистой прибыли

Неплатёжеспособность потребителей

Падение продаж

Рост цен за сырьё, материл, перевозки

Снижение прибыли из-за роста цен

Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив

Снижение прибыли из-за роста цен

Недостаток оборотных средств

Увеличение кредитов

Социальные риски

Вид риска

Отрицательное влияние

Трудности с набором квалифицированной рабочей силы

Увеличение затрат на комплектование

Угроза забастовки

Штрафы за нарушение договоров

Отношение местных  властей

Дополнительные затраты на выполнение их требований

Недостаточный уровень зарплаты

Текучесть кадров, снижение производительности

Низкая квалификация кадров

Снижение ритмичности, рост брака, увеличение аварий

Слабая социальная инфраструктура

Рост непроизводственных затрат

Технические риски

Вид риска

Отрицательное влияние

Изношенность оборудования

Увеличение простоев и затрат на ремонт

Нестабильность качества сырья и материалов

Уменьшение объёмов производства из-за переналадки оборудования, снижение качества продукта

Новизна технологии

Увеличение затрат на освоение, снижение объёмов производства

Недостаточная надёжность технологии

Увеличение аварийности

Отсутствие резерва мощности

Невозможность покрытия пикового спроса, потери производства при авариях

Экологические риски

Вид риска

Отрицательное влияние

Вероятность залповых выбросов

Увеличение непредвиденных затрат

Выбросы в атмосферу и сбросы в воду

Затраты на очистное оборудование

Близость населённого пункта

Увеличение затрат на очистные сооружения и экологическую экспертизу проекта

Вредность производства

Рост эксплуатационных затрат

Складирование отходов

Удорожание себестоимости


 

 

2. Резюме

 

Бизнес-план начинается с резюме. Резюме открывает бизнес-план, но составляют его только после того, как написано основные разделы бизнес-плана.

Главная задача резюме –  показать, что предприниматель осознает основные положения бизнес-плана  и способен четко и логично  их изложить. Слишком детальное и  большого объема резюме трудно читать. Слишком сжатый – может создать  неадекватное представление о бизнесе.

Резюме – это краткое (1-2 страницы) обзор предпринимательского проекта, его ключевых, наиболее важных и значимых аспектов, способных привлечь внимание потенциального инвестора  и заинтересовать его в дальнейшем детальном изучении бизнес-плана.

Фактически резюме предельно  краткой версией бизнес-плана, не вступлением в него, а как бы «уведомлением о намерениях».

Составление резюме –  важный и ответственный этап завершения работы над бизнес-планом. Потенциальные  инвесторы получают много разных предпринимательских проектов. Они, как правило, сначала читают резюме и, если оно их не заинтересовало, бизнес-план дальше не рассматривают. Поэтому резюме обязательно:

  • должно быть написано так, чтобы максимально заинтересовать в дальнейшем ознакомлении с бизнес-планом;
  • должен дать читателю достаточно четкое представление о вопросах, подробнее рассмотрены в основной части бизнес-плана.

На практике резюме составляют, используя уже написанную основную часть бизнес-плана. Из каждого его  раздела выбирают наиболее существенные и «яркие» аспекты будущего бизнеса.

Изложение материала  в резюме, как правило, начинается с краткого описания концепции предлагаемого бизнеса и уникальных характеристик фирмы, которые позволят удовлетворить потребности будущих клиентов и обеспечить лидирования в соответствующей сфере. Далее излагаются преимущества и предполагаемые результаты деятельности фирмы в каждой из функциональных сфер (маркетинг, производство, персонал, финансы) с тем, чтобы охарактеризовать фирму как жизнеспособную и уникальную организацию.

Ориентировочный перечень ключевых аспектов бизнеса, которые  преподаются в резюме, такой:

  • описание концепции бизнеса, его возможностей, которые будут обеспечивать преимущества на рынке и стратегии их реализации;
  • сведения о целевой рынок бизнеса (основные потребители, особенности их обслуживания, предполагаемые объемы продаж, доля рынка);
  • уникальные характеристики бизнеса, существенные конкурентные преимущества фирмы, которые имеют место или будут созданы в результате реализации разработанной стратегии;
  • сведения о компетенции и профессионализм руководителя фирмы и членов команды менеджеров;
  • основные предполагаемые показатели финансовой деятельности фирмы (доходность, период достижения безубыточности, срок возврата инвестиций и т.п.);
  • характеристика общих потребностей в средствах, желаемой формы их получения, порядка и направлений их использования, форм возвращения инвестору.

Информация о работе Управление рисками предприятия