Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:03, курсовая работа
Цель данной работы – осветить проблемы управленческого учета в компаниях розничной торговли в современных экономических условиях, показать пути решения этих проблем.
Предметом исследования работы является система управленческого учета и проблемы его развития в предпринимательских структурах с целью теоретического осмысления и выработки соответствующих рекомендаций по дальнейшему совершенствованию управленческого учета.
Тема управленческого учета становится все более актуальной. Расширение деятельности, выход на новые рынки, усложняющаяся организационная структура - все это характерно для многих российских предприятий. Закономерно желание руководителей не терять контроль над процессами, происходящими в их бизнесе, более того - это насущная необходимость для удержания лидирующих позиций и усиления конкурентоспособности на рынке. Именно управленческий учет называют сегодня одним из наиболее эффективных инструментов, помогающих принимать правильные управленческие решения.
В настоящее время интерес к проблемам управленческого учета все возрастает, не смотря на то, что специалисты в этой области пришли к единому мнению о сущности и роли управленческого учета в управленческой среде российских предприятий.
Цель данной работы – осветить проблемы управленческого учета в компаниях розничной торговли в современных экономических условиях, показать пути решения этих проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:
-изучить нормативные документы, специальную учебную, научную литературу;
-раскрыть понятия «Децентрализация управления», «Организационная структура» и «Центры ответственности»;
-осветить проблемные вопросы по организации управленческого;
-рассмотреть организацию управленческого учета на примере ООО «Чайка»;
-выявить ошибки в организации управленческого учета в ООО «Чайка»;
-выработать предложения по повышению эффективности организации управленческого учёта и системы управления в ООО «Чайка».
Предметом исследования работы является система управленческого учета и проблемы его развития в предпринимательских структурах с целью теоретического осмысления и выработки соответствующих рекомендаций по дальнейшему совершенствованию управленческого учета.
В качестве объекта исследования избрана деятельность розничной торговли организации - ООО «Чайка». В ходе выполнения работы будет проанализировано фактическое состояние учета в данной организации, а также даны рекомендации по совершенствованию управленческого учета.
Управленческий учет в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также и планирование, и контроль, и анализ.
Управленческий учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в натуральном и денежном выражении о деятельности предприятия в целях контроля и принятия верных и своевременных управленческих решений.
Управленческий учет - составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.
Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.
Сущность управленческого учета - интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия. [1]
Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.
Для того чтобы управленческую информацию можно было эффективно использовать, она должна отвечать некоторым определенным критериям:
Краткость - информация должна быть четкой, не содержать ничего лишнего;
Точность - пользователь должен быть уверен, что информация не содержит ошибок или пропусков. Информация должна быть свободна от любых подтасовок;
Оперативность - информация должна быть готова к тому времени, когда она необходима;
Сопоставимость - информация должна быть сопоставимой по времени и по отделам/подразделениям;
Целесообразность - информация должна подходить для той цели, для которой она приготовлена;
Рентабельность - подготовка информации не должна стоить больше, чем выгоды от ее использования;
Не тенденциозность - информация должна быть приготовлена и представлена таким образом, чтобы она была непредвзятой;
Адресность - информация должна быть доведена до ответственного исполнителя; при этом следует соблюдать конфиденциальность.
К принципам управленческого учета относятся: непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения; оценивание результатов деятельности подразделений предприятия; преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления; формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления; полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета. Совокупность перечисленных принципов обеспечивает действительность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс.
Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия - один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. Система должна отвечать принципам полноты и аналитичности информации. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу процедур.
Суть управленческого учета заключается в предоставлении информации, которая необходима или может пригодиться менеджерам в процессе управления предпринимательской деятельностью. От управленческого учета обязательно требуется основное внимание уделять будущему и тому, что можно сделать, чтобы повлиять на ход дел.
Концепции управленческого учета формируют его принципы, функции, цели и задачи.
В соответствии с концепциями формируется среда учетных принципов:
• ответственности – сбор и обработка внутренней и внешней информации, необходимой для достижения целей организации, требуют регулярного определения ответственности и основных индивидуальных результатов работы менеджеров;
• управляемости – определение операций, на которые могут или не могут воздействовать менеджеры, анализируя, сравнивая и объясняя информацию при контроле, оценке и регулировании производственной деятельности;
• достоверности – правдивость, полнота, доступность информации, которые зависят от ее источника;
• взаимозависимости – использование как внутренних, так и внешних источников, а именно: получение информации из взаимодействующих подразделений, связанных со сбытом, снабжением, производством, персоналом, финансами и т. д.;
• релевантности – своевременное предоставление информации в четкой, понятной форме с использованием такого количества альтернатив, какое необходимо для принятия обоснованных решений;
• обособленности – рассмотрение как отдельных подразделений (центров ответственности) организации, так и отдельных управленческих проблем;
• непрерывности – постоянное формирование информационного поля учетных данных;
• полноты – максимально полное информирование, касающееся любой учетно-управленческой проблемы, для выбора максимально эффективных управленческих решений;
• надежности – обоснованность и достоверность используемой информации;
• своевременности – представление информации по требованию;
• сопоставимости – формирование одинаковых показателей за разные периоды времени или при разработке вариантов действий в соответствии с одними и теми же принципами;
• понятности – понятность, уместность и неперегруженность информации излишними деталями;
• периодичности – определение сроков составления внутренних отчетов для пользователей;
• экономичности – затраты на поддержание системы управленческого учета существенно меньше выгод от его функционирования.
Гл.2. Так как бухгалтерский управленческий учет используется для внутренней отчетности и обычно содержит информацию по отдельным подразделениям, отчеты не обязательно должны составляться в соответствии с установленными нормами и правилами, и не предназначены для внешних пользователей.
Большинство управленческих решений, принимаемых руководством ООО «Чайка», основываются на анализе предыдущей деятельности и прогнозе результатов принятого решения.
Данная организация ведет розничную торговлю продуктами питания.
Главная задача состоит в том, чтобы как можно выгоднее приобрести и продать ценности.
Это является задачей для организации в целом. Что касается отдельных подразделений, то ежемесячно отдел по закупкам предоставляет руководителю отчет о том, как изменились цены на рынке относительно данной области деятельности (насколько повысились цены или понизились на определенный товар, относительно прошлого месяца), планы по закупкам на текущий месяц (сколько отдел планирует закупить товаров, на какую сумму и у каких предприятий). На основании этих данных руководство принимает решение о том, по каким ценам следует продавать свой товар, чтобы не упал уровень продаж.
На ООО «Чайка» для учета затрат используется 44 счет "Расходы на продажу". Предприятие списывает на этот счет брак материалов, ТМЦ, канцтовары, списание основных средств и амортизации. Основанием для отнесения той или иной суммы затрат к коммерческим расходам являются такие первичные документы, как платежные поручения и выписки банка, акты приемки работ.
Управление материальными запасами (товар в данном случае) в своей первой фазе сопряжено с классификацией затрат, связанных с хранением ТМЦ.
Затраты на поддержание запасов, т.е. связанные с владением запасами:
1. Коммерческие затраты:
а) Проценты;
б) Страхование;
в) Налоги на капитал, вложенный в запасы (налог на имущество).
2. Затраты на хранение:
а) Содержание складов;
б) Операции по перемещению запасов.
3. Затраты, связанные с риском потерь вследствие:
а) Устаревания;
б) Порчи;
в) Замедления темпов потребления данного продукта.
Затраты, связанные с дефицитом запасов, т.е. возникающие при отсутствии необходимых ТМЦ:
а) Расходы на связь;
б) Расходы на разъезды;
в) Оплата агента;
г) Дополнительные расходы, связанные с малыми размерами партий;
д) Премии за быструю доставку, а также связанные с малыми размерами партий.
Группировка по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости в целом и включает в себя 5 основных групп расходов:
материальные затраты;
расходы на оплату труда;
отчисления в фонд социальной защиты;
амортизация основных средств;
прочие денежные расходы.
Каждая из этих групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены.
44 счет затрат в ходе деятельности ООО «Чайка» корреспондирует со счетами:
Дт 44-3 Кт 71-1 - отражается операция оплаты за счет подотчетных сумм стоимости оказанных услуг.
Дт 44 Кт 02 - отражается списание сумм амортизации основных средств.
Дт 44 Кт 10 - отражение фактической себестоимости материалов и тары, израсходованных при доставке товара.
Дт 44 Кт 70 - отражается начисленная заработная плата грузчикам.
Дт 44 Кт 69/68 - отчисления из заработной платы.
Дт 90 Кт 44 - отражена сумма коммерческих расходов по реализованным ТМЦ.
В соответствии с инструкцией по применению плана счетов рекламные расходы учитываются на счете 44, нормативы на рекламу поставлены в зависимости от объема работ включая НДС. В учете делаются записи:
Дт 44 Кт 76/60 - затраты по рекламным услугам.
Дт 19 Кт 76/60 - учтен НДС по оказанным рекламным услугам.
Дт90 Кт44 -рекламные расходы отнесены на себестоимость продукции.
На ООО «Чайка» 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" отнесены к группе финансово-результативных счетов. Сюда же входит и итоговый счет прибылей и убытков: 99 "прибыли и убытки". Эти три бухгалтерских счета составляют единый блок взаимосвязанных счетов, информация которых используется для формирования показателей отчета о прибылях и убытках.
Счета 90 и 91 отнесены к составляющим. По их кредиту отражаются доходы, а по дебету - расходы. При превышении доходов над расходами разница списывается в виде прибыли на кредит счета 99, а при превышении расходов - в виде убытка на дебет счета 99. Для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж к счету 90 открываются субсчета: 90-1 "выручка от продаж"; 90-2 "Себестоимость продаж";