Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:22, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью ТНК в процессе мирового воспроизводства. Крупнейшие ТНК (например, «General Motors», «Ford», «IBM», «Royal Dutch Shell») распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих суверенных национальных государств, а международный характер операций ставит их практически вне контроля любых национальных органов власти.
Цель данной работы состоит в рассмотрении причины возникновения ТНК и условия их деятельности в современном мировом хозяйстве.
Замечания руководителя 2
Содержание 3
Введение 4
1 Сущность транснациональных корпораций и механизм их функционирова-
ния 7
1.1 Организационная сущность транснациональных корпораций: понятие,
история возникновения, критерии отнесения, структура и виды. 7
1.2 Механизм функционирования транснациональных корпораций как организационной деятельности. 16
2 Место и роль транснациональных корпорации в современном мировом
хозяйстве 24
2.1 Тенденции в развитии транснациональных корпорации 24
2.2 Статистика динамики развития транснациональных корпорации 33
2.3 Транснациональные корпорации в России и странах СНГ 36
Заключение 43
Список литературы 46
Начав свою деятельность в период между двумя войнами, некоторые из этих ТНК второго поколения сохранили свои позиции в мировой экономике и после Второй мировой войны. Производили вооружение, боеприпасы, амуниции.
В 60 – е годы все более заметную роль стали играть ТНК третьего поколения, которые широко использовали достижения научно – технической революции. Это технико-потребительские компании. Они выступали в организационно - экономической форме концернов и конгломератов.
В
60 – 80 – е годы в деятельности
ТНК органично соединялись
В
начале 60 – х годов постепенно
появились и утвердились
1) планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе;
2)
раздел мировых рынков с
3)
координация действий своих
4)
гибкая организация каждого
5) объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая, в свою очередь, интегрирована с другими сетями ТНК;
6)
осуществление экономического
Таким образом, стратегия их характеризуется инновационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноотраслевой структуры, постоянным совершенствованием внутрикорпоративной структуры, нацеленностью на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции.
К настоящему времени уже в основном сложилась такая система мироустройства, при которых ТНК контролируют до половины мирового промышленного хозяйства, 63 % внешней торговли, а также примерно 415 патентов и лицензий на новую технику, технологии и “ноу-хау”. Под контролем ТНК находится 90 % мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85 % рынка меди и бокситов, 80 % - чая и олова, 75 % - бананов, натурального каучука и сырой нефти.
Критерии отнесения корпораций к транснациональным:
1) количество стран, в которых действует компания (в соответствии с различными предлагаемыми подходами минимум составляет от 2 до 6 стран);
2) определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;
3) определенный размер, которого достигла компания;
4)
минимум доли иностранных
5) владение не менее чем 25 % “голосующих” акций в трех и более странах – тот минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции;
6)
многонациональный состав
Таким образом видно, что признаки ТНК относятся к сфере обращения, производства и собственности.
ООН, изучающая деятельность международных корпораций, долгое время относила к ним такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн. Долларов и филиалы не менее, чем в 6 странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе теперь свидетельствует такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами страны базирования материнской компании. По этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма “Nestle” (98,2 %). Не намного отстают от нее “ABB” (87,2 %) и “Exxon” (79,6 %). Информация, отражающая “международный подход” деятельности крупнейших ТНК представлена в таблице 1, составленной на основании данных, опубликованных в журнале “Economist” в ноябре 1997 года.
Таблица 1 - Характеристика 15 крупнейших ТНК мира (по данным 1995 года)
Компании | Зарубежные
активы,
% от всех активов компании |
Зарубежные
продажи,
% от общего объема продаж |
Зарубежный
персонал,
% от всего персонала компании |
Royal Dutch Shell | 67,8 | 73,3 | 77,9 |
Ford | 29,0 | 30,6 | 29,8 |
General Electric | 30,4 | 24,4 | 32,4 |
Exxon | 73,1 | 79,6 | 53,7 |
General Motors | 24,9 | 29,2 | 33,9 |
Volkswagen | 84,8 | 60,8 | 44,4 |
IBM | 51,9 | 62,7 | 50,1 |
Toyota | 30,5 | 45,1 | 23,0 |
Nestle | 86,9 | 98,2 | 97,0 |
Bayer | 89,8 | 63,3 | 54,6 |
ABB | 84,7 | 87,2 | 93,9 |
Nissan | 42,7 | 44,2 | 43,5 |
Elf Aquitaine | 54,5 | 65,4 | 47,5 |
Mobil | 61,8 | 65,9 | 52,2 |
Daimler-Benz | 39,2 | 63,2 | 22,2 |
Все международные корпорации разделены на три группы. К первой относятся транснациональные корпорации (ТНК), которые представляют собой крупнейшие объединения преимущественно с национальным акционерным капиталом и контролем над деятельностью всей корпорации. ТНК осуществляют свою деятельность в других странах с помощью организации там филиалов и дочерних компаний, обладающих самостоятельными службами производства и сбыта продукции, научно – исследовательскими центрами и т. д. Типичными представителями международных корпораций являются американские фирмы “General Motors”, “Ford”, “IBM” и “Exxon”, швейцарский пищевой концерн “Nestle” и др.
Во вторую группу исследователи включают многонациональные корпорации (МНК). Это тресты, концерны и другие производственные объединения, которые являются международными фирмами. МНК объединяют национальные компании двух или более стран на производственной и научно – технической основе, которые принадлежат собственникам из этих стран. В качестве примера такой многонациональной компании может служить англо – голландский химико-технологический концерн “Юнилевер”, существующий с 1907 года; англо – голландский концерн “Ройял датч-Шелл”, англо – итальянский резинотехнический концерн “Данлоп Пирелли”, итало-французский автомобильный концерн “Fiat - Citroen”.
Третью группу международных корпораций составляют так называемые корпоративные союзы, чаще всего выступающие в организационной форме консорциумов. Эти образования создаются на производственной научно – технической и коммерческой основе и представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов, создаваемых для решения крупных экономических задач. Классическим примером такого международного союза является западноевропейский консорциум “Эрбас индастри”.
Таблица 2 – Характеристика видов ТНК
Характеристические признаки | Международные корпоративные союзы | Многонациональные корпорации | Транснациональные корпорации |
1. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов | Этноцентрический | Полицентрический или региоцентрический | Геоцентрический |
2. Ориентация | Абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта. | Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и производственную. | Интеграция воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации. |
3. Отношение к зарубежному рынку | Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании. | Зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. | Ареной деятельности является весь мир. |
4. Уровень централизации принятия управленческих решений | Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании. | Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами. | Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами |
5. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов | Сильный контроль со стороны материнской компании. | Филиалы, как правило, автономны. | Филиалы, как правило, автономны |
6. Кадровая политика | Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом. | В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты. | Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты. |
7. Организационная структура | Сложная оргструктура материнской компании простая у зарубежных филиалов. | Оргструктура с высоким уровнем независимости филиалов. | Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами. |
8. Информационные потоки | Большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов. | Небольшой поток информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами. | Значительные потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами. |
Вообще, границы между этими группами международных корпораций весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.
В
настоящее время принято
1)
горизонтально интегрированная
ТНК расширяет свои операции
за пределы национальных
Другой важной причиной горизонтальной интеграции является политика иностранных правительств. Когда правительства вводят тарифные и нетарифные ограничения для иностранного импорта, фирма может ответить на это организацией производства “внутри” этих барьеров. Например, японский концерн Honda имел самую большую долю американского автомобильного рынка среди японских экспортеров в начале 80 – х гг. Когда США ввели добровольные экспортные ограничения для японских автомобилей с 1981 по 1985 гг., Honda первой японской автомобилестроительной компанией, начавшей производство в США. Кроме того, национальные правительства с начала 1970 – х гг. стали активно привлекать иностранные прямые инвестиции.
2)
вертикально интегрированная
Информация о работе Транснациональный капитал и механизм его функционирования