Транснациональный капитал и механизм его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью ТНК в процессе мирового воспроизводства. Крупнейшие ТНК (например, «General Motors», «Ford», «IBM», «Royal Dutch Shell») распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих суверенных национальных государств, а международный характер операций ставит их практически вне контроля любых национальных органов власти.
Цель данной работы состоит в рассмотрении причины возникновения ТНК и условия их деятельности в современном мировом хозяйстве.

Содержание

Замечания руководителя 2
Содержание 3
Введение 4
1 Сущность транснациональных корпораций и механизм их функционирова-
ния 7
1.1 Организационная сущность транснациональных корпораций: понятие,
история возникновения, критерии отнесения, структура и виды. 7
1.2 Механизм функционирования транснациональных корпораций как организационной деятельности. 16
2 Место и роль транснациональных корпорации в современном мировом
хозяйстве 24
2.1 Тенденции в развитии транснациональных корпорации 24
2.2 Статистика динамики развития транснациональных корпорации 33
2.3 Транснациональные корпорации в России и странах СНГ 36
Заключение 43
Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

Транснациональный капитал и механизм его функционирования.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

      Начав свою деятельность в период между  двумя войнами, некоторые из этих ТНК второго поколения сохранили свои позиции в мировой экономике и после Второй мировой войны. Производили вооружение, боеприпасы, амуниции.

      В 60 – е годы все более заметную роль стали играть ТНК третьего поколения, которые широко использовали достижения научно – технической революции. Это технико-потребительские компании. Они выступали в организационно - экономической форме концернов и конгломератов.

      В 60 – 80 – е годы в деятельности ТНК органично соединялись элементы национального и зарубежного производства: реализации товаров, управления и организации работы персонала, научно – исследовательских работ маркетинга и послепродажного обслуживания. Основные элементы воспроизводственного процесса переводились на общие для соответствующих стран стандарты и принципы. ТНК третьего поколения способствовали распространению достижений НТР в периферийные зоны мирового хозяйства и, самое главное, закладывали экономические предпосылки для появления международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала и рабочей силы, научно – технических услуг. Их целями являлось завоевание рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов.

      В начале 60 – х годов постепенно появились и утвердились глобальные ТНК четвертого поколения. Их отличительными чертами являлось:

      1) планетарное видение рынков и  осуществление конкуренции в  мировом масштабе;

      2) раздел мировых рынков с немногими  такими же глобальными ТНК;

      3) координация действий своих филиалов  на основе новых информационных  технологий;

      4) гибкая организация каждого отдельного  производственного узла, адаптивность структуры корпорации, единообразная организация бухгалтерского учета и аудита;

      5) объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая, в свою очередь, интегрирована с другими сетями ТНК;

      6) осуществление экономического и  политического влияния на государства,  в которых действуют ТНК.

      Таким образом, стратегия их характеризуется  инновационной агрессивностью и  динамизмом, отходом от одноотраслевой структуры, постоянным совершенствованием внутрикорпоративной структуры, нацеленностью на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции.

      К настоящему времени уже в основном сложилась такая система мироустройства, при которых ТНК контролируют до половины мирового промышленного хозяйства, 63 % внешней торговли, а также примерно 415 патентов и лицензий на новую технику, технологии и “ноу-хау”. Под контролем ТНК находится 90 % мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85 % рынка меди и бокситов, 80 % - чая и олова, 75 %  - бананов, натурального каучука и сырой нефти.

      Критерии  отнесения корпораций к транснациональным:

      1) количество стран, в которых действует компания (в соответствии с различными предлагаемыми подходами минимум составляет от 2 до 6 стран);

      2) определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;

      3) определенный размер, которого достигла компания;

      4) минимум доли иностранных операций  в доходах или продажах фирмы  (как правило, 25 %);

      5) владение не менее чем 25 % “голосующих” акций в трех и более странах – тот минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции;

      6) многонациональный состав персонала  компании, состав ее высшего руководства.

      Таким образом видно, что признаки ТНК  относятся к сфере обращения, производства и собственности.

      ООН, изучающая деятельность международных  корпораций, долгое время относила к ним такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн. Долларов и филиалы не менее, чем в 6 странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе теперь свидетельствует такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами страны базирования материнской компании. По этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма “Nestle” (98,2 %). Не намного отстают от нее “ABB” (87,2 %) и “Exxon” (79,6 %). Информация, отражающая “международный подход” деятельности крупнейших ТНК представлена в таблице 1, составленной на основании данных, опубликованных в журнале “Economist” в ноябре 1997 года.

Таблица 1 - Характеристика 15 крупнейших ТНК мира (по данным 1995 года)

       
Компании Зарубежные  активы,

% от  всех активов компании

Зарубежные  продажи,

% от  общего объема продаж

Зарубежный  персонал,

% от  всего персонала компании

Royal Dutch Shell 67,8 73,3 77,9
Ford 29,0 30,6 29,8
General Electric 30,4 24,4 32,4
Exxon 73,1 79,6 53,7
General Motors 24,9 29,2 33,9
Volkswagen 84,8 60,8 44,4
IBM 51,9 62,7 50,1
Toyota 30,5 45,1 23,0
Nestle 86,9 98,2 97,0
Bayer 89,8 63,3 54,6
ABB 84,7 87,2 93,9
Nissan 42,7 44,2 43,5
Elf Aquitaine 54,5 65,4 47,5
Mobil 61,8 65,9 52,2
Daimler-Benz 39,2 63,2 22,2
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 

      Все международные корпорации разделены  на три группы. К первой относятся транснациональные корпорации (ТНК), которые представляют собой крупнейшие объединения преимущественно с национальным акционерным капиталом и контролем над деятельностью всей корпорации. ТНК осуществляют свою деятельность в других странах с помощью организации там филиалов и дочерних компаний, обладающих самостоятельными службами производства и сбыта продукции, научно – исследовательскими центрами и т. д. Типичными представителями международных корпораций являются американские фирмы “General Motors”, “Ford”, “IBM” и “Exxon”, швейцарский пищевой концерн “Nestle” и др.

      Во  вторую группу исследователи включают многонациональные корпорации (МНК). Это тресты, концерны и другие производственные объединения, которые являются международными фирмами. МНК объединяют национальные компании двух или более стран на производственной и научно – технической основе, которые принадлежат собственникам из этих стран. В качестве примера такой многонациональной компании может служить англо – голландский химико-технологический концерн “Юнилевер”, существующий с 1907 года; англо – голландский концерн “Ройял датч-Шелл”, англо – итальянский резинотехнический концерн “Данлоп Пирелли”, итало-французский автомобильный концерн “Fiat - Citroen”.

      Третью  группу международных корпораций составляют так называемые корпоративные союзы, чаще всего выступающие в организационной форме консорциумов. Эти образования создаются на производственной научно – технической и коммерческой основе и представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов, создаваемых для решения крупных экономических задач. Классическим примером такого международного союза является западноевропейский консорциум “Эрбас индастри”.

Таблица 2 – Характеристика видов ТНК

Характеристические  признаки Международные корпоративные союзы Многонациональные корпорации Транснациональные корпорации
1. Тип  взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов Этноцентрический Полицентрический  или региоцентрический Геоцентрический
2. Ориентация Абсолютный  прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта. Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и производственную. Интеграция  воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации.
3. Отношение  к зарубежному рынку Зарубежные  рынки рассматриваются только как  продолжение рынка базирования материнской компании. Зарубежные  рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. Ареной деятельности является весь мир.
4. Уровень  централизации принятия управленческих решений Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании. Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами. Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами
5. Контроль  за деятельностью зарубежных филиалов Сильный контроль со стороны материнской компании. Филиалы, как  правило, автономны. Филиалы, как  правило, автономны
6. Кадровая  политика  Предпочтение  отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты. Лучшие работники  из всех стран назначаются на любые посты.
7. Организационная  структура Сложная оргструктура материнской компании простая у зарубежных филиалов. Оргструктура  с высоким уровнем независимости филиалов. Весьма сложная  оргструктура с автономными филиалами.
8. Информационные  потоки Большой объем  приказов и распоряжений в адрес филиалов. Небольшой поток  информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами. Значительные  потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами.
 

      Вообще, границы между этими группами международных корпораций весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

      В настоящее время принято выделять следующие типы ТНК:

      1) горизонтально интегрированная  ТНК расширяет свои операции  за пределы национальных границ, производя тот же самый продукт или продуктовую линию в своих подразделениях за границей. Фирмы вовлекаются в горизонтальную интеграцию, чтобы стабилизировать или расширить свою рыночную долю. Хотя фирменный экспорт из страны базирования может иметь спрос на зарубежном рынке, местные производители могут составить ей конкуренцию и иметь большие преимущества. Производя продукцию на зарубежном рынке в большом объеме, чем экспортируя на него, фирма может избежать дополнительных издержек, например транспортных, а если речь идет о рынке развивающейся страны, то и снизить издержки производства, в частности, на рабочую силу. К тому же, производя непосредственно на рынке, фирма легче приспосабливается к его специфическим характеристикам и требованиям потребителей.

      Другой  важной причиной горизонтальной интеграции является политика иностранных правительств. Когда правительства вводят тарифные и нетарифные ограничения для иностранного импорта, фирма может ответить на это организацией производства “внутри” этих барьеров. Например, японский концерн Honda имел самую большую долю американского автомобильного рынка среди японских экспортеров в начале 80 – х гг. Когда США ввели добровольные экспортные ограничения для японских автомобилей с 1981 по 1985 гг., Honda первой японской автомобилестроительной компанией, начавшей производство в США. Кроме того, национальные правительства с начала 1970 – х гг. стали активно привлекать иностранные прямые инвестиции.

      2) вертикально интегрированная ТНК  производит товары и услуги, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, и результаты деятельности одних ее зарубежных подразделений подвергаются дальнейшей переработке на других. Вертикальная интеграция часто используется для того, чтобы избежать неопределенности и снизить транзакционные издержки. ТНК интернализируют их внутри фирмы. Вертикально интегрированные фирмы принимают решение об обратной интеграции, когда сырье и другие необходимые им материалы недоступны. Примерами такой интеграции могут быть вложения сталелитейных компаний в производство чугунв, нефтеперерабатывающих – в добычу нефти, производителей резинотехнических изделий – в добычу латерального каучука. Такая обратная интеграция может дать возможность установить контроль над качеством сырья. Мотивация прямой интеграции та же, что и для обратной: снизить неопределенность и транзакционные издержки и обеспечить высокое качество товаров и услуг для потребителей.

Информация о работе Транснациональный капитал и механизм его функционирования