Трансформация аграрного сектора России и Башкортостана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования государственного сектора экономики и пределы его развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические концепции развития государственного сектора экономики 6
1.1. Сущность государственного сектора экономики. 6
1.2. Сравнительный анализ доли государственного сектора в экономике разных стран. 11
Глава 2. Особенности развития государственного сектора экономики в России. 14
2.1. Управление государственным сектором экономики. Основные результаты 14
2.2. Регулирование государственного сектора экономики финансовыми рычагами 18
2.3. Пределы развития государственного сектора экономики. 24
Глава 3. Трансформация аграрного сектора России и Башкортостана 28
3.1 Земли в государственной собственности в России и РБ 28
3.2 Эффективное использование земельных ресурсов принадлежащих государству в РБ 31
3.3 Пути развития эффективного использования земельных ресурсов в РБ 34
Заключение 37
Библиографический список 39

Работа содержит 1 файл

государственный сектор в разл. эконом. сист. ГОТОВ (3).doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     — как установлено и подтверждено хозяйственной практикой, при правильной обработке и рациональном использовании  качество земли улучшается.

     Односторонняя земельная реформа, направленная только на создание частной собственности на землю и всестороннее развитие процесса ее купли-продажи, не дала результатов. Практика свидетельствует о том, что в аграрной сфере экономики необходимо развивать многообразие форм собственности на землю. 

     3.3 Пути развития эффективного использования земельных ресурсов в РБ

     Земля и земельные ресурсы аграрной сферы экономики в настоящее  время являются объектом различных форм собственности — государственной, частной, коллективной и муниципальной. Из 11899,8 тыс. га земель, принадлежащих государству, зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации на 5606,2 тыс. га, в основном это земли лесного фонда, 43,5 тыс. га — право собственности Республики Башкортостан, 130,1 тыс. га — право муниципальной собственности, 6250,1 тыс. га — право не разграничено.[16]

     Земельная реформа в регионе проводится  в соответствии с Законом РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», а также Постановлением Правительства Республики от 15 марта2006 г. № 60 «Об утверждении порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности».

     К 1 января 2008 г. из 7 735,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения государству и муниципальным образованиям принадлежало 5 536,6 тыс. га (71,5%). В частной собственности граждан находилось 1,5 тыс. га, из которых предоставлено для ведения крестьянского фермерского хозяйства 0,3 тыс. га, личного подсобного хозяйства — 0,5 тыс. га, коллективного и индивидуального садоводства — 0,7 тыс. га [5], для приватизации выделено около 2 197 тыс. га земель.[16]

     На 1 апреля 2009 г. в 53 районах республики и в 981 сельскохозяйственных организациях и сельских поселениях утверждены списки граждан, имеющих право на получение земельной доли (пая) [6]. Необходимым условием проведения приватизации земель сельскохозяйственного назначения является подготовка описания границ земельных участков для постановки их на государственный кадастровый учет и регистрация прав собственности. В целом по республике 347 245 гражданам в общую собственность предоставлено 2 304 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. На начало апреля 2009 г. такая работа осуществляется в 808 сельскохозяйственных организациях (сельских поселениях), что составляет 82 % от их общего числа. В 103 сельских поселениях регистрация права общей собственности граждан на земельные участки полностью завершена.[16]

     Выполнены 919 (95%) описаний границ земельных участков, утверждены 883 (91%) землеустроительных дела, 883 (91%) сельскохозяйственных предприятия  и сельских совета поставлены на кадастровый учет и им выданы кадастровые планы. Полностью завершены работы по кадастровому учету приватизируемых земельных участков в 18 муниципальных районах, в 11 районах работа близится к завершению. Земельные доли (паи) предоставлены в распоряжение  357,3 тыс. граждан в виде общей (долевой) собственности, из них 16,5 тыс. (4,6%) уже зарегистрировали право собственности на земельные доли (паи) общей площадью 127,7 тыс. га.[16]

     В настоящее время земельная реформа  не завершена, до конца не оформлены права на государственную (республиканскую, федеральную), муниципальную, коллективную (общую и обще-долевую собственность) и на частную земельную собственность. Из 7 735,2 тыс. га земель зарегистрировано в установленном порядке право собственности: Российской Федерации на 0,6 тыс. га (0,01%), Республики Башкортостан — на 36,2 тыс. га (0,5%) и муниципальной собственности — на 28,9 тыс. га (0,4%). В настоящее время в республике проводятся работы по регистрации прав собственности на землю государством и муниципальными образованиями, за последними закреплено 119 тыс. га, но этот процесс сдерживается недостаточным финансированием подготовки технической документации на недвижимость.[16]

     Незавершенность оформления прав собственности на землю  является одним из факторов, сдерживающих привлечение кредитных ресурсов и в целом инновационное развитие в аграрной сфере экономики. В результате отсутствия четкости в определении прав собственности  на землю землепользователи не рискуют осуществлять значительные  инвестиционные вложения в землю и используют её только для получения максимальной прибыли за короткие сроки, что приводит к истощению земельных ресурсов, снижению их плодородия и деградации.

     Необходимо  внести коррективы в реформирование отношений собственности на землю:  законодательно признать многообразие форм собственности и хозяйствования на земле, ускорить процесс разграничения земельных ресурсов, принадлежащих государству, муниципальным образованиям, коллективам (на праве общей и обще-долевой собственности) и частным лицам. Принять меры для быстрейшего завершения процесса оформления и регистрации прав собственности на землю, выделить необходимые денежные ресурсы для оформления прав государственной и муниципальной собственности на землю, наладить работу по передаче государственной и муниципальной собственности в аренду, в безвозмездное пользование и в доверительное управление через систему открытых конкурсов и аукционов.

     Республика  Башкортостан обладает необходимыми по количеству и достаточными по качеству земельными ресурсами, позволяющими обеспечить потребности жителей нашего региона основными продуктами питания. Наша задача — сохранить и улучшить плодородие этой земли, повысить эффективность её использования в аграрной сфере экономики.

Заключение

     Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что госсектор российской экономики по всем признакам находится  на начальной стадии развития. Многие важные его компоненты ещё недостаточно сформированы, но есть компоненты, которые полностью сформировались

     В переходной экономике опыт преобразования государственных предприятий в АО с различными объёмами государственных пакетов акций позволят сделать, ту или иную степень контроля в управлении компанией.

        Были сформированы три самых крупных акционерных общества, которые в последствие стали монополистами они на сегодняшний день и составляют одну из крупных частей госсектора  

         По-моему  мнению развитие госсектора невозможно без придания ему соответствующего правового статуса и создания эффективного механизма управления с помощью бюджетных регуляторов

     • Размеры государственной поддержки  предприятий госсектора 
не отвечают их реальным потребностям в инвестиционных ресурсах.

     • Одним из основных инструментов, регулирующих восстановление инвестиционного процесса в рамках госсектора, должен стать бюджет развития.

     Стратегия государственного регулирования экономики  направлена сегодня на постепенное  сокращение прямого вмешательства  государства при усилении косвенного воздействия. Размеры поддержки  отраслей, производственных комплексов и предприятий за счет средств бюджетов разных уровней крайне малы, при этом происходит переход от бюджетного финансирования крупных программ к поддержке отдельных эффективно работающих компаний. Представляется, однако, что поспешный уход государства из определенных сфер деятельности является преждевременным, а масштабы и формы, в которых оно продолжает осуществлять контроль в тех сегментах экономики, где еще сохраняет свое присутствие, далеко не всегда можно считать адекватными. В рамках госсектора следует, на наш взгляд, говорить о необходимости возрастания государственного влияния.

     В заключение отметим, что реального  перелома в тенденции снижения государственных  инвестиций в экономику до сих  пор не произошло. За последние годы доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета сократилась более чем в 4 раза. В то же время для большинства госпредприятий кредитные ресурсы по-прежнему недоступны из-за высоких процентных ставок, превышающих рентабельность вложений. Доля их собственных средств, направляемых на развитие производства, незначительна, а стимулирующий потенциал косвенных регуляторов остается ниже возможного. В этих условиях прямые инвестиции в госсектор должны сохранять свое значение, а бюджет развития в ближайшей перспективе может стать одним из основных инструментов, регулирующих восстановление инвестиционного процесса в его рамках..

Библиографический список

 
  1. Конституция Республики Башкортостан : от 24 дек. 1993 г. № ВС–22/15 [Электронный ресурс] : (ред. от 18.09.2008) // СПС «Консультант Плюс». Республика Башкортостан.
  2. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 2 окт. 2008 г. № 166-ФЗ: принят Гос. Думой 3 сент. 2008 г.: одобр. Советом Федерации 19 сент. 2008 г. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Гадасин, В. Закон и электронный документооборот. Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс] / В. Гадасин // Информационно-правовой портал Гарант – 2009. – № 3. – Режим доступа: http://www.garant.ru/search/?text=\%E7%E5%EC%E5%EB&part= base&x=0&y=0 – 09.10.2011.
  4. Бандурин В.В., Управление государственной собственностью в условиях переходной экономики. [текст] : учебное пособие/ В.В. Бандурин .,В.Ю. Кузнецов ; под общ. Ред. Г.В. Ившиной, А.Н.Дегтярева - М: МГУ, 2009г. -74с.
  5. Виссарионов А.В. Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования [текст] / А.В. Виссарионов, Г. Ф. Ярцев, Н. А. Сидельников// Проблемы теории и практики управления -  2008 - №8. - с. 5.
  6. Булатов А.С. Экономика [текст]: учебник / А.С. Булатов. М: Юристь, 2009г. -524 с.
  7. Иохин В.Я. Экономическая теория [текст]: учебник / В.Я.Иохин. М: Юристь 2010г. – 241 с.
  8. Куликов Л.М. Основы экономической теории [текст]: учебное пособие / Л.М. Куликов М: Финансы и статистика, 2008г. – 126 с.
  9. Сажина М.А Основы экономической теории [текст] учебник / М.А. Сажина М: 2009г. – 213 с.
  10. Булатов А.С. Экономика [текст]: учебник / А.С. Булатов. М: БЕК, 2008г. -317 с.
  11. Забашта, А. Г. Государственное регулирование экономики в России [текст]: справочник / А.Г. Забашта М.: БЕК, 2009.- 551 с.
  12. Ревенков А.В. Планирование в системе государственного регулирования экономики [текст]: учебник/ А.В. Ревенков М.: Экономист,  2010г. 39 с.
  13. Абдуллаев Н. А. Государственный сектор экономики переходного периода [текст]:  учебное пособие / Н.А. Абдуллаев М.: Финансовый контроль, 2009г. 256 с.
  14. Веселовский К. И. Роль государственного сектора в АПК. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. [текст]: учебник / К.И. Веселовский М.: Экономист,  2010. с. 17.
  15. Гумеров Р.В. Разработка эффективной модели госфинансирования российского АПК: новые подходы к анализу его консолидированного бюджета [текст]: Российский экономический журнал. / Р.В. Гумеров М. МГУ, 2010. с. 50
  16. Земля должна приносить прыбыль [текст] /подгот. Д.Д. Лукманов // Руспублика Башкортостан -2010.- 22окт., С.3, №203

Информация о работе Трансформация аграрного сектора России и Башкортостана