Трансформация аграрного сектора России и Башкортостана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования государственного сектора экономики и пределы его развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические концепции развития государственного сектора экономики 6
1.1. Сущность государственного сектора экономики. 6
1.2. Сравнительный анализ доли государственного сектора в экономике разных стран. 11
Глава 2. Особенности развития государственного сектора экономики в России. 14
2.1. Управление государственным сектором экономики. Основные результаты 14
2.2. Регулирование государственного сектора экономики финансовыми рычагами 18
2.3. Пределы развития государственного сектора экономики. 24
Глава 3. Трансформация аграрного сектора России и Башкортостана 28
3.1 Земли в государственной собственности в России и РБ 28
3.2 Эффективное использование земельных ресурсов принадлежащих государству в РБ 31
3.3 Пути развития эффективного использования земельных ресурсов в РБ 34
Заключение 37
Библиографический список 39

Работа содержит 1 файл

государственный сектор в разл. эконом. сист. ГОТОВ (3).doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

     Актуальность темы обусловлена тем, что формирование жизнеспособного госсектора, несмотря на актуальность проблемы, происходит медленно. Обозначить болевые точки в данной области, очертить правовые и организационные мероприятия, необходимые для повышения эффективности управления госсектором, определить принципы и концептуальные положения, которыми целесообразно руководствоваться при его реорганизации, установить трудности при разработке механизма регулирования госсектора – таковы задачи данного реферата.

     Находящийся под непосредственным контролем государства госсектор дает возможность использовать меры прямого административного регулирования в отличие от общих мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к косвенным методам. Это позволяет максимально сильно и точно воздействовать на объемы, структуру (ассортимент) и цены производимой продукции, а также оперативно внедрять в практику стратегические решения. Предприятия госсектора обладают большими возможностями в формировании долгосрочной производственно-инвестиционной стратегии.

     Для каждого такого предприятия действует  своя система целей, в соответствии с которой строится деятельность государства по регулированию его  работы. Нормативно-правовое обеспечение  этой регулирующей функции государства в отношении предприятий госсектора целесообразно закрепить в законе о государственном секторе экономики, разработку проекта которого необходимо начать в ближайшее время.

     Цель  данной работы – рассмотреть основы функционирования государственного сектора экономики и пределы его развития.

     Представляется, что в перспективе развитие госсектора должно идти по следующей схеме. Ряду отраслей (энергетике, железнодорожному транспорту, связи, судо-, авиа- и ракетостроению, ВПК) необходимо иметь высокую долю госсектора, а некоторые из них могут даже полностью состоять из госпредприятий. Иными словами, следует применять принцип концентрации госсектора в стратегически важных отраслях. Во всех остальных секторах его доля может быть небольшой, а в отраслях, не имеющих стратегического значения, – вообще отсутствовать. Особого подхода, требуют отрасли социальной сферы (медицина, образование, наука, культура), при развитии которых наряду с мировыми тенденциями необходимо учитывать национальные особенности и традиции.

     Государство может иметь собственность (например, акции) в различных отраслях, однако если его участие составляет менее 50%, то предполагается лишь получение коммерческого дохода в соответствии с этой долей. Само участие государства в коммерческой работе предприятий частного сектора должно строиться по принципу вложения средств в наиболее рентабельные производственные объекты. Хотя подобная деятельность никакого отношения к госсектору как таковому не имеет, тем не менее нужно наладить ее мониторинг наряду с мониторингом работы госсектора.

     Чтобы проводить активную государственную  политику в отношении смешанных  предприятий госсектора, нужно определить орган, курирующий их деятельность, а  также механизм принятия и согласования решений между разными ветвями  власти. Проведение решений в жизнь должно происходить в соответствии со статусом хозяйственной структуры со смешанной формой собственности, т.е. путем голосования акционеров.

     Для ликвидации возможных организационных  и правовых коллизий между разными  ветвями власти по поводу управления смешанными предприятиями госсектора надо детально разработать соответствующий механизм и институционально закрепить его в нормативно-правовых актах.  
При разработке политики по реформированию госсектора полезно обратиться к зарубежному опыту в отношении принципов его формирования.

     Масштабы  и структура госсектора в определяющей мере зависят от оказываемой ему  государственной финансовой помощи.

     Задачи  работы:

     Дать  понятие государственному сектору  экономики, и рассмотреть основы его функционирования.

     Проанализировать  рычаги и систему управления государственным  сектором экономики.

     Рассмотреть пределы развития государственного сектора экономики. 
 

Глава 1. Теоретическиеt концепции развития государственного сектора экономики

     1.1. Сущность государственного сектора экономики.

     Под госсектором следует понимать совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется государством через  органы, под муниципальным – совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется органами местного самоуправления, и к частному сектору относятся юридические лица, не входящие в состав государственного и муниципального секторов, а также физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица.

     Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.[11]

     Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком  или частично принадлежащих центральным  и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

     В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

     Значительная  часть государственного сектора - это  объекты инфраструктуры, в большинстве  своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в  сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

     Существование в условиях рыночного хозяйства  секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

     Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе

     Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.

     В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства  там и такой мере, где и насколько  мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

     Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась.

       Государственный сектор экономики   представляет собой совокупность предприятий и организаций,  находящихся в государственной собственности финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных  государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия находящиеся в процессе приватизации, причём даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остаётся значительной. Поэтому общий объём государственного имущества за счёт государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.

     Отношение к государственному сектору экономики  и десятилетия рыночных реформ остаётся одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в  большинстве стран было связано  с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. В эйфории надежд на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический расчёт.[5]

     Государственный и муниципальный секторы в  совокупности образуют так называемый общественный сектор страны. В зарубежной практике для обозначения границ госсектора используются, как правило, более конкретные критерии. В ряде случаев к нему относят предприятия, участие государства в капитале которых составляет более 50%, но нередко применяются и менее жесткие нормы.

     Во  Франции существует ежегодно обновляемый  официальный перечень госпредприятий, к числу которых относятся  юридические лица с государственным  участием более 30% (включая филиалы).

     В Турции, где относительно эффективный  госсектор сформирован сравнительно недавно, все предприятия делятся на две группы – государственные экономические предприятия (ГЭП) и государственные экономические организации (ГЭО). ГЭП определяются как юридические лица с принадлежащим правительству капиталом, действующие в соответствии с принципами рыночной экономики, а ГЭО – как юридические лица с принадлежащим правительству капиталом, занимающиеся производством и распределением конкретной продукции, объем, ассортимент и цены которой устанавливаются государством (ГЭО, как правило, относятся к монополиям). И те, и другие имеют “трехзвенную” структуру, т.е. состоят из хозяйственных единиц, весь капитал которых принадлежит государству (establishments), дочерних организаций, где государство владеет более 50% капитала (sudsidiaries), и образований с долей участия государства 15-50% (participarations).

     В большинстве стран Запада используется понятие двухсекторной экономики: с точки зрения участия государства  в деятельности хозяйственных структур национальная экономика, как правило, делится на государственный, или общественный (public) и негосударственный, или частный (privat) секторы.

     В Китае применяется иная классификация  – все предприятия по имущественной  спецификации разделяются на три  группы – государственные, негосударственные, смешанные.[8]

Информация о работе Трансформация аграрного сектора России и Башкортостана