Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:42, курсовая работа
Выделение целого нового класса издержек позволило поставить вопрос о реакции экономических агентов на их присутствие. Так как трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества, экономические агенты оказываются заинтересованы в их сокращении и будут готовы предпринимать необходимые для этого меры.
Введение................................................................................................................... 3
I.Раздел. Трансакционные издержки понятие и виды:
1.1. Понятие трансакционные издержки и история возникновения…………….5
1.2.Виды трансакционных издержек с точки зрения теоретических подходов..7
ІІ.Раздел. Методы минимизации и механизм воздействия трансакционных издержек:
2.1. Способы минимизации трансакционных затрат…………………………….12
2.2. Механизм воздействия трансаккционных издержек на микро- и макро уровне……………………………………………………………………………….14
ІІІ.Раздел. Трансакционный сектор Украины:
3.1. Трансакционных издержки в переходной экономике Украины……………16
3.2. Оценка уровня трансакционных издержек в предпринимательском секторе Украины…………………………………………………………………………….20
Выводы ……………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………………...23
Приложение………………………………………………………………………...24
Как показал О.Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказывается "заперт" в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных. Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную, монопольную О.Уильямсон назвал "фундаментальной трансформацией", которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.
Теперь мы можем перейти к задаче классификации трансакционных издержек. Разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. О. Уильямсон говорит о трансакционных издержках ex ante и ex post, т. е. возникающих до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить в виде табл.2 (см. приложение 2).
ІІ. Раздел. Методы минимизации и механизм воздействия трансакционных затрат в фирме
2.1. Методы минимизации трансакционных затрат
Наличие трансакционных затрат, естественно, подталкивает к изысканию технических и организационных средств по их сокращению.
Среди многих методов минимизации трансакционных издержек (затрат) можно выделить следующие:
- проводимая государственная политика. Государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации обеспечивая при этом доступности к ней других субъектов экономики, что, естественно, снижает уровень экономической неопределенности и, как следствие уровень трансакционных издержек. Одновременно, благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменшению трансакционных издержек предприятия.
- вертикальна интеграция. Позволяет избежать противоречит между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией. Последовательности приспособленных изменений становится поводом для совместного действия, а не для оппортунистического захвата преимуществ; риски могут быть уменьшены; механизмы внутреннего управления сглаживают переход между последовательными этапами. Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контакт;
- развитие информационных технологий, Интернета. Применение поэтапных стратегий использования информационных технологий и формирования информационно-коммерческих систем, предусматривающее рационализацию их трансакционных затрат, развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводят к стремительному сокращению траксакционных издержек и, как следствие,- к трансформации существующих политических и экономических институтов;
- развитие инструментария бенчмаркинга. Разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи с целью уменьшения совокупной величины трансакционных и легистических затрат;
- нейролинвистическое программирование. Занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т.е. когда минимизируются издержки без создания каких либо социальных институтов; речь идет об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек;
- распространение контроля внутри организации. Исследование факторов развития организации трансакционных издержек;
- трансакционный анализ. Применение методики «институционального» анализа баланса. Идея инстуционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации
- применение процессной модели управления. Уровень внутренних трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласованных условий деятельности, результатом которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяют сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области ре-инжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объемом товарной продукции и количеством трансакций;
- моделирование регулятивных структур. Создание регулирующих институтов, для возможности отслеживать поведение и деятельность крупных организаций, напремер недавно приватизированных инфраструктурных монополий. Когда трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации. [2,с. 90]
2.2. Механизм воздействия трансакционных затрат на микро - и макроэкономическом уровне
В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом. На ранних стадиях развития цивилизации, когда отношения обмена были примитивны, персонифицированы и ограничены размером общности, трансакционные издержки практически сводились к нулю. Однако по мере развития экономических систем и усложнения хозяйственных отношений сделки на рынке приобретали деперсонифицированный характер, решения контрагентов становились все более разрозненными во времени и пространстве. В новых условиях для обмена потребовался ряд дополнительных усилий: обеспечение информацией, поиск контрагентов, заключение соглашений и контроль за их исполнением. С этого момента можно говорить о появлении трансакционных издержек как особого вида затрат, связанных с осуществлением процедур рыночной координации.
В современных условиях в связи с переходом экономических систем на более высокие уровни развития, усложнением экономических отношений, ускорением научно-технического прогресса, дальнейшей специализацией и глобализацией экономического пространства тенденции к увеличению трансакционных издержек проявляются все более активно. На микроэкономическом уровне это выражается в увеличении доли трансакционных издержек в структуре затрат фирмы. Так, расходы на маркетинговую деятельность, на содержание управленческого аппарата, на услуги бухгалтеров и юристов в условиях современного рынка могут превышать стоимость создания самого товара. Это стимулирует появление фирм, а в масштабе экономических систем – отраслей, специализирующихся на производстве средств - трансакций, — менеджмент, маркетинг, мониторинг, аудит, новые отрасли права. Поэтому на макроэкономическом уровне происходит становление сектора трансакций, объем которого в наиболее развитых странах составляет около половины ВВП. В этом плане растущие трансакционные издержки можно рассматривать как показатель экономического прогресса общества и перехода его на более высокие ступени развития, в частности — как тенденцию к образованию постиндустриальных структур и переходу к информационной цивилизации.
ІІІ. Раздел. Трансакционный сектор Украины
3.1. Трансакционные издержки в переходной экономике Украины
К сожалению, в отечественной экономической науке исследования трансакционных издержек достаточно редки. Одна из первых попыток определить размер сектора трансакций в Украине была предпринята в 1997 г. одним из активистов украинской канадской диаспоры проф. И. С. Коропецким.
Исследователи отмечают, что персонализм, приоритет личных связей перед универсализированными традициями и нормами буквально “пронизывает” украинское общество. Причем предпочтение “коротких” (родственных и дружеских) связей наблюдается на всех уровнях — от небольшой частной фирмы до высших эшелонов власти.
В силу этих соображений может сложиться мнение о том, что трансакционные издержки в украинской экономике довольно низки и не оказывают особого влияния на экономическую деятельность индивидов и фирм, а исследование трансакционных издержек на украинском рынке неактуально. На наш взгляд, такое заключение преждевременно. Следует учитывать, что рост трансакционных издержек неизбежно сопряжен с процессом перехода к альтернативной экономической системе. Как известно, в переходный период происходит отмирание старых и становление новых элементов и связей, сопровождающихся нарастанием моментов неопределенности, “размытости” системы экономических и социальных координат. Трансформируется и система институтов, призванных закреплять нормы, правила и минимизировать степень неуверенности экономических агентов. А если добавить к этому мировоззренческий кризис, охвативший общество, то можно заключить, что положительная динамика трансакционных издержек в переходный период является неизбежной.
К числу других причин, обусловливающих рост трансакционных издержек в переходной экономике, исследователи относят низкую спецификацию прав собственности, недостаточно развитую информационную систему и многое другое. Представляется, что в Украине эти общие для переходных экономик тенденции усиливаются воздействием ряда специфических факторов, в частности тех конкретных исторических условий, которые характеризовали социальную и экономическую структуру украинского общества к началу преобразований. Ведь исходным состоянием для переходной экономики Украины была социально-экономическая система с абсолютной властью административно-
Проиллюстрируем это утверждение фрагментами отчета “О проблемах малого бизнеса”, составленного в 1996 г. Международной финансовой корпорацией на основе данных, полученных в результате социологического опроса руководителей 235 малых частных и приватизированных предприятий. Целью этого исследования, проводимого в пяти крупнейших городах Украины, было определение основных причин, сдерживающих развитие малого бизнеса, и разработка конкретных предложений по совершенствованию государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства, трансформации теневой экономики.
По мнению большинства респондентов, недостатки налоговой системы и проблемы регулятивного характера являются более серьезными препятствиями для их собственной деятельности, чем проблемы чисто экономического характера (низкая платежеспособность населения, рост неплатежей, трудности в получении кредитов и т. п.). Как свидетельствуют данные опроса, руководитель в Украине на решение проблем регулятивного характера тратит примерно 30% рабочего времени. По этому показателю наша страна “лидирует” в группе таких развивающихся стран, как Бразилия, Габон, Уганда, Литва, Гватемала и Пакистан. В Литве, например, которая следует за Украиной в этом списке, руководители отводят на решение регулятивных проблем лишь 16% своего времени, в остальных вышеназванных странах этот показатель еще ниже. На наш, взгляд, именно большой удельный вес трудностей, а следовательно и затрат, связанных с необходимостью преодоления значительных административных и бюрократических препятствий, является причиной роста трансакционных издержек на украинском рынке. Таким образом, положительная динамика трансакционных издержек в переходной экономике Украины имеет собственную природу и специфические черты.
В исследовании, проведенном Международной финансовой корпорацией, акцентируется внимание и на другом аспекте развития малого бизнеса.
Согласно теории Р. Коуза, институциональные образования, альтернативные рынкам возникают там, где предоставляется возможность минимизировать трансакционные издержки. “Существование трансакционных издержек будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм окажутся меньше, чем экономия на трансакционных издержках”. Представляется, что именно эта категория затрат в условиях украинского рынка заслуживает особого внимания.
Несмотря на ряд усилий, предпринимаемых в последнее время правительством по снижению административного и экономического пресса на субъекты малого предпринимательства, фактор административных препятствий в Украине остается весьма значительным. В связи с этим возрастает опасность возникновения ситуации, в которой затраты на создание образований, альтернативных рынку, у украинских предпринимателей будут гораздо выше, чем предполагаемые выгоды от экономии на издержках рыночных трансакций. В этом случае экономический агент, целевой функцией которого является максимизация выгод, скорее всего не будет предпринимать действий по созданию фирмы, а предпочтет следовать неформальным правилам и нормам.
Социально-экономические последствия такого решения легко предсказуемы: дальнейшая тенизация и криминализация экономики, стремительное разрушение правосознания общества, кризис легитимности власти и др. Поэтому исследование современных переходных процессов в Украине методами институционального анализа, в частности с применением категории трансакционных издержек, в современных условиях имеет большое значение.
Категория трансакционных издержек является стержневым понятием большинства неоинституциональных концепций, исследующих влияние комплекса неэкономических (социальных, политических, национальных) факторов на функционирование экономической системы. Однако особое значение эта категория приобретает при изучении переходных процессов в странах, переживающих становление институциональной структуры общества.
Трансакционные издержки, играющие фундаментальную роль в формировании институтов, могут быть широко использованы при исследовании действия экономических, правовых и социальных институтов в Украине. Исследование их динамики позволяет приблизиться к ответу на вопрос, в какой мере то или иное институциональное образование выполняет свое основное предназначение – установление четких “правил игры”, способствующих минимизации неуверенности экономических агентов относительно друг друга, и созданию процедур, побуждающих к сотрудничеству.