ТНК и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 04:07, курсовая работа

Описание работы

ТНК как крупная корпорация с многоотраслевой и глобальной сферой деятельности развивается за счет взаимодействия национальных и интернациональных факторов. Именно на этой основе формируется глобальная система хозяйственных взаимосвязей, выступающая как экономический фундамент целостного мира. Расширение деятельности ТНК существенно влияет на международные экономические отношения, которые теперь не сводятся к обмену товарами и услугами между разобщенными национальными экономиками.

Содержание

Введение 3-4



Общая характеристика ТНК
Определение, критерии, типы ТНК 5-8
Основные теории и концепции 9-13
Создание и развитие ТНК 14-15


ТНК и государство
Современный этап глобализации 16-18
Взаимоотношения ТНК и правительств 19-20
Плюсы и минусы транснационализации 21-24
Оффшоры и мегаполисы 25


Отличительные особенности ТНК некоторых стран
Соединенные Штаты Америки 26-28
Страны Европейского Союза 29-30
Япония 31
Россия 32-33


Заключение 34-35

Библиография 36

Работа содержит 1 файл

реферат политэк.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

 

  3. Отличительные особенности ТНК некоторых стран.

  3.1 Соединенные Штаты Америки.

  ТНК США занимают главенствующее место в мире по своей мощи и влиянию, тенденции развития американских ТНК будут определять новые формы транснационализации во всех других странах.

  ТНК играют ключевую роль в экономике  США. Она не исчерпывается значительным удельным весом в ВВП, промышленном производстве, внешней торговле, инвестициях, но и подразумевает разветвленные взаимные связи американских ТНК внутри страны и за границей, контроль за рынками, источниками сырья, масштабы привлечения научно-технических достижений наряду с огромным размахом собственных НИОКР в ряде важнейших областей. В условиях значительного расширения участия США в мирохозяйственных отношениях возросла взаимосвязь внутринациональных и заграничных инвестиций ТНК. Через каналы зарубежного инвестирования капитала   происходит перемещение из США ряда неконкурентоспособных производств, открывающее путь к концентрации капиталовложений в стране в приоритетных для ТНК областях. В последней трети ХХ века развитие производства, сдвиги в его структуре, занятость, распространение технологии в мире можно считать результатом деятельности сравнительно небольшого числа транснациональных корпораций. Конкурентная борьба между ними приводит к вытеснению в США инвестиций американских компаний иностранными в ряде отраслей. США стремятся сократить свое участие в топливно-сырьевых отраслях, причем не только в добыче топлива и сырья, но и в их переработке. Упор сделан на импорт наиболее важных, с том числе стратегических, видов минерального сырья, сохранение на минимальном уровне вложений в добычу нефти за границей. [2, c.156]В этой сфере центр тяжести перенесен на контрактные отношения, которые не связаны с большими капиталовложениями и более приемлемы в условиях постоянной нестабильности в большинстве нефтеперерабатывающих стран. США предпринимают также попытки изменить свою специализацию в рамках обрабатывающей промышленности. При посредстве ТНК центр тяжести переносится на группу ключевых наукоемких производств за счет уменьшения или полного отказа от выпуска стандартизированной продукции на базе  устаревшей, не поддающейся усовершенствованию технологии. В этом кроется существенное преимущество США над иностранными конкурентами. Специализация на базе прямых производственных связей внутри ТНК создает более прочную и долговременную основу для закрепления ведущей роли в системе международного разделения труда.

  США первыми поняли угрозу неограниченных слияний и поглощений ТНК и  ответили на вызовы крупных корпораций запретительным, а не ограничительным, как в других странах, антимонопольным законодательством. Так что эволюция ТНК шла параллельно и под влиянием развития правовых норм, регламентирующих возможные организационные структуры корпораций и механизмы реструктуризации. В частности, банкам было запрещено владеть промышленными предприятиями, и им пришлось идти на создание фиктивных холдинговых компаний, которые бы формально контролировали банк – реальный собственник группы и приобретенные  им через холдинговую компанию промышленные предприятия. Внутренняя структура американских ТНК отличается большим разнообразием, но большинство крупных корпораций представляют собой группы холдингового типа.

  США остаются лидером в области прямых иностранных инвестиций. На их долю приходится четверть стоимости всего  заграничного капитала и 25-27%всех привлеченных ПИИ. [7, с.202] Прямые инвестиции создали так называемую вторую экономику США, которая базируется на производственных мощностях заграничных филиалов и дочерних фирм американских ТНК. Вторая экономика США превосходит по своему научно-техническому и производственному потенциалу соответствующие структуры Японии и стран ЕС. Общий объем продаж зарубежных предприятий и фирм соответствует трети ВВП США.

  Особенностью  современных американских ТНК является также повышение самостоятельности филиалов компании за рубежом. Если ранее филиал проходил только две стадии развития – создание и интеграция, после которой он включался в технологическую цепочку ТНК, то теперь к ним прибавилась третья ступень – комплексная интеграция, при которой отношение между ТНК и филиалом приобретают характер партнерских. Подобное увеличение самостоятельности филиалов весьма согласуется с системой стратегического управления, приходящей на смену долгосрочному планированию. Помимо этого рост самостоятельности филиалов служит одним из методов налаживания взаимоотношений  с местными властями. Процесс трансграничных слияний и поглощений, осуществляемых американскими ТНК, затронул не только европейские и другие развитые страны. Во второй половине 90-х годов эти корпорации являлись крупнейшими покупателями активов посредством слияний и пглощений в развивающихся странах. Причем максимальный объем продаж был зарегистрирован в Латинской Америке: например, в 2001 году финансовая корпорация "Ситигруп" поглотила одну из крупнейших компаний Мексики "Банамекс", что привело к увеличению прямых иностранных инвестиций США в этой стране почти на 100%. [5, c.54] Деловым кредо наиболее эффективно функционирующих американских ТНК становится концепция доверительного отношения партнеров из разных стран друг к другу, без которого немыслим международный бизнес.

 

  1.2 Страны Европейского Союза.

  Западноевропейские  ТНК являются составной частью всей системы транснационального капитала, который рассматривает мир как свое экономическое пространство. Конечно, это пространство весьма неоднородно, но ТНК во многих случаях удается умело использовать в своих интересах различия между регионами и сферами деятельности, учитывая их в своих стратегических решениях и подходах. Во всей Европе ТНК существуют в основном  вне концернов, но их отношения между собой, организация групп и связи с государством достаточно разнообразны. Значительное число компаний (которые сами являются акционерными обществами), входящих в концерн, объединяются и подчиняются головным компаниям холдингового типа с помощью многоступенчатых систем управления. В главе части концернов (таких как ФИАТ, "Пирелли", "Бастоджи") стоят чистые головные холдинги, занимающиеся лишь финансовым контролем и общим руководством зависимых от них компаний. В целом западноевропейским ТНК присущи общие черты и тенденции развития транснационального капитала: высокие темпы внешней экспансии, перестройка организационной  и производственной структур с учетом современных требований экономического и научно-технического развития, высокие расходы на НИОКР, формирование системы межфирменных связей. Вместе с тем западноевропейские ТНК обладают определенными особенностями, во многом связанными с тем, что исторически их происхождение и развитие связаны с относительно узкими местными рынками (в отличие, например, от емкого рынка США), с общим ослаблением позиций западноевропейской экономики, ее отставанием от США и Японии в результате современной НТР. [3, c.18] Все это обусловило меньшие размеры западноевропейских ТНК, отставание в осуществлении структурной перестройки, преобладание в их зарубежной деятельности коммерческих операций.  Немаловажную роль для них сыграли и тесные связи с правительствами, которые ограждали крупные фирмы от внешней конкуренции, что не способствовало повышению эффективности их деятельности и конкурентоспособности. Во Франции и Италии значительное распространение получили государственный группы и госхолдинги. Многие из них создавались путем объединения различных национализированных компаний одной отрасли, однако затем в них отчетливо проявились тенденции диверсификации. Характеризуя развитие ТНК ЕС в целом, можно отметить, что они в совокупности многократно опережают США по величине ПИИ, однако объемы ПИИ отдельных стран примерно вдвое уступают американским.

  Современная стратегия западноевропейских компаний развивается по трем  основным направлениям:

  1. Использование новейших технологий (автоматизация, роботизация, микроэлектроника, биотехнология);
  2. Становление транснациональных интегрированных производственных структур, в том числе на основе кооперационных связей между компаниями разных стран;
  3. Внедрение "гибких систем занятости" (различные системы временной занятости без достаточных социальных гарантий, усиление мобильности рабочей силы).

  Такая стратегия предоставляет предпринимателям большие возможности для повышения производительности труда, снижения издержек производства усиления конкурентных позиций.

  Европейские ТНК имеют склонность к противостоянию друг другу, в то время как американские и японские более склонны к компромиссам и альянсам даже со своими конкурентами. Однако в последние годы все отчетливее проявляется тенденция объединения европейских компаний перед лицом заокеанских конкурентов.

 

  1.3 Япония.

  В Японии сформировалась своеобразная трехслойная структура экономики. Первый слой представляют предприятия, второй – вертикально ориентированные группы кэйрэцу, напоминающие европейские концерны, третий – сюданы, представляющие собой финансово-промышленные группы, включающие в себя кэйрэцу. В структуре кэйрэцу между материнской компанией и предприятиями группы существуют различные виды связей, в основе которых лежит производственный профиль материнской фирмы. Основой для осуществления контроля со стороны головной фирмы за группированными предприятиями в большинстве случаев остается система владения акциями. Мегагруппы Японии сюданы представлены 6 основными группами. Это "Мицуи". "Митцубиси", "Сумимото", "Фуё", "Дайити канге", "Санва". Сюданы представляют собой универсальные межотраслевые комплексы, своего рода федерации мощных независимых фирм, объединяющихся вокруг соответствующего банка и торговой фирмы. Каждый из названных сюданов имеет свои особенности. Например, "Мицубиси" контролирует преимущественно тяжелую индустрию, военное производство, строительство атомно-энергетических объектов, а также разработку сырьевых и энергетических ресурсов. Японские сюданы не имеют статуса юридического лица. Все указанные финансовые группы являются координируемыми и организационно управляемыми объединениями. В отличие от концернов с их жесткой организационной структурой групповые связи в сюданах имеют гибкий характер. Эта гибкость состоит, в частности, в том, что существующая в них система взаимного участия не устраняет возможности самостоятельного развития корпорации.

  В Японии традиционно была и остается значительной роль государства в развитии и всесторонней  поддержке национального, в том числе крупного национального бизнеса. За государством в Японии закреплена узаконенная роль в разработке и реализации промышленной политики. Бизнес и государство здесь на равных разделяют ответственность за результаты национального экономического развития.

  Японские  компании активнее американцев и европейцев используют менеджеров и сотрудников принимающих стран. Еще одной тенденцией в деятельности ТНК Японии является активизация их инвестиционной деятельности. Основной целью ТНК в Японии является сегодня снижение издержек, побуждающее их увеличивать масштабы производства за границей и активнее использовать принцип международной кооперации. Ярким примеров этому является альянс Nissan-Renault, являющийся многонациональной компанией.

  1.4 Россия.

  Транснациональные корпорации, выступающие движущей силой  прямых иностранных инвестиций, пока играют скромную роль в экономике  России. В 1997 г. эти инвестиции составляли около 5% совокупного объема капиталовложений в российскую экономику. Особенно резкая разница в объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций наблюдается между Россией и странами, наиболее широко использующими капиталовложения зарубежных фирм для развития своей экономики. Если в 1997 г. приток прямых иностранных инвестиций в Россию оценивался приблизительно в 6 млрд.долл., то в Китае аналогичный показатель составлял 45 млрд.долл., достигнув 17% всех капиталовложений в китайскую экономику. [9]

  Иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и конфискации. На международном  уровне иностранные инвестиции защищаются также двусторонними соглашениями о взаимной защите и поощрении инвестиций, заключенными РФ с рядом зарубежных стран.

  В то же время еще остается целый  ряд факторов, сдерживающих предпринимательскую  деятельность международных компаний в России. К ним относятся нестабильная политическая ситуация, экономический спад, высокое налогообложение, слабое развитие инфраструктуры. Помимо этого не решен вопрос о праве субъектов распоряжаться землей и недрами. Иностранные компании отпугивают высокие транспортные тарифы, отсутствие защиты прав собственности и реальность угрозы со стороны организованной преступности. В результате объем накопленных прямых иностранных инвестиций в России к началу 1998 г. достиг лишь 10 млрд.долл., то есть меньше, чем в Венгрии и Польше, не говоря уже о Китае (более 217 млрд.долл., не считая 27 млрд.долл. в Гонконге). [9]

Информация о работе ТНК и государство