ТНК и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 04:07, курсовая работа

Описание работы

ТНК как крупная корпорация с многоотраслевой и глобальной сферой деятельности развивается за счет взаимодействия национальных и интернациональных факторов. Именно на этой основе формируется глобальная система хозяйственных взаимосвязей, выступающая как экономический фундамент целостного мира. Расширение деятельности ТНК существенно влияет на международные экономические отношения, которые теперь не сводятся к обмену товарами и услугами между разобщенными национальными экономиками.

Содержание

Введение 3-4



Общая характеристика ТНК
Определение, критерии, типы ТНК 5-8
Основные теории и концепции 9-13
Создание и развитие ТНК 14-15


ТНК и государство
Современный этап глобализации 16-18
Взаимоотношения ТНК и правительств 19-20
Плюсы и минусы транснационализации 21-24
Оффшоры и мегаполисы 25


Отличительные особенности ТНК некоторых стран
Соединенные Штаты Америки 26-28
Страны Европейского Союза 29-30
Япония 31
Россия 32-33


Заключение 34-35

Библиография 36

Работа содержит 1 файл

реферат политэк.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

  В развитых странах в каждой отрасли сейчас доминирующее положение занимают два-три супергиганта, доминирующие на рынках всех стран.  

 

  1.2 Взаимоотношения ТНК и правительств.

  Транснациональный капитал, представленный прежде всего  транснациональными корпорациями и банками, в силу объективных особенностей своего развития стремятся к расширению прежде всего экономической, но все более явственно также политической и идеологической власти. Это обуславливает ситуацию двоевластия и динамическое равновесие, сложившееся между транснациональным капиталом, с одной стороны, и национальными государствами – с другой.  Противоборство этих основных сил носит диалектический характер и принимает разнообразные формы – от прямого противостояния до вполне конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества. В тех случаях, когда интересы транснационального капитала объективно совпадают с интересами определенных национальных государств, он может обеспечить им значительные и даже решающие преимущества в межстрановой экономической конкуренции. Развитые государства активно способствуют развитию собственных ТНК, которые в свою очередь обеспечивают им поступление налоговых средств от международной деятельности и, что, возможно, более важно, распространение их экономического, а на следующем шаге и политического влияния.  По отношению к "своим" международным монополиям государство проводит довольно противоречивую и двойственную политику. Государство предоставляет этим монополиям различные кредиты, субсидии, дотации, льготное налогообложение. Все это имеет одну цель: ускорение процесса накопления и концентрации капитала и производства, усиление экономической мощи монополий, так как ,выйдя на международные, местные и региональные рынки, монополии будут представлять для государства своеобразное орудие, с помощью которого правительство страны базирования стремится оказать влияние на другие правительства и усилить свою экономическую и политическую мощь в международных отношениях. Но перерастая в международную монополию, компания воплощает в себе интернационализированный капитал и большинство своих сделок осуществляет за пределами национальных границ. Рост мощи международной монополии приводит к росту оттока капитала из страны через каналы прямого инвестирования, что в общем благоприятно для страны в целом, но оказывает нежелательное негативное влияние на динамику занятости и безработицы, производительность труда,  темпы роста промышленного производства и, следовательно, объем ВВП в рамках экономики страны базирования. К тому же крупные корпорации способны иногда направить внешнюю политику страна базирования в собственных интересах. Известно немало случаев, когда правительства США, Великобритании и других стран базирования оказывались втянутыми в дорогостоящие международные конфликты в целях защиты интересов собственных ТНК, совершенно не совпадающих с интересами других граждан. Этот фактор говорит в защиту того, что правительству стран базирования целесообразно вводить некоторые ограничения деятельности корпораций. Прямые зарубежные инвестиции вполне могут нести побочные технологические преимущества, и несмотря на то, что фирмы стараются присвоить целиком все результаты собственной технологии, многие преимущества могут быть присвоены субъектом принимающей страны. Если это так, то отток каптала лишает страну базирования таких побочных выгод.

  Многие, особенно развитые государства, понимая  значение ТНК в современном мире, пытаются установить над ними контроль. В результате возникают специфические  государственные ТНК. В настоящее  время существует достаточно многочисленная группа ТНК с государственным участием, причем многие ГТНК входят в число крупнейших промышленных компаний мира. Осуществляя контроль над важнейшими видами ресурсов, государственная корпорация превращается в силу, подчиняющую себе как поставщиков, так и заказчиков, и она может самостоятельно регулировать свои связи. Многие государственные корпорации не ставят перед собой в качестве основной задачи максимизацию прибыли, подчиняя финансовый аспект своей деятельности политическим и социальным целям. Они субсидируют частный сектор через систему цен на свою продукцию, которые государство сдерживает на  относительно низком уровне. В результате повышается конкурентоспособность частных фирм на внешних рынках, а цены на продукцию государственных корпораций постоянно отстают от роста издержек производства ,что ухудшает их финансовое положение. Сложнее складываются отношения ТНК с менее развитыми государствами. Здесь интересы крупных корпораций зачастую входят в противоречие с  национальным капиталом и через него с государственными интересами.

 

  1.3 Плюсы и минусы транснационализации.

  Положительное действие ТНК.

  ТНК во все большей степени становятся определяющим фактором для решения  судьбы той или иной страны в международной  системе экономических связей, а  также для развития самой этой системы.

  Принимающие страны от притока инвестиций выигрывают по многим аспектам. Широкое привлечение  иностранного капитала способствует снижению безработицы в стране, росту доходов  государственного бюджета. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны. Преимущества, которые несут с собой зарубежные фирмы, не исчерпываются количественными показателями. Важной представляется и качественная составляющая. Деятельность ТНК вынуждает администрацию местных компаний вносить коррективы в технологический процесс, сложившуюся практику производственных отношений, выделять больше средств на подготовку и переподготовку работников, больше внимания обращать на качество продукции, ее дизайн, потребительские свойства. Чаще всего за иностранными инвестициями стоит внедрение новых технологий, выпуск новых видов продукции, новый стиль менеджмента, использование всего лучшего из практики зарубежного бизнеса. Осознавая выгоды принимающих стран от деятельности ТНК, международные организации прямо предлагают развивающимся странам привлекать ТНК для осуществления технической модернизации, а правительства этих стран, в свою очередь, активно борются за привлечение ТНК в свою экономику, конкурируя друг с другом.Большую выгоду от деятельности ТНК получают и те страны, из которых международные фирмы вывозят капитал. Поскольку транснационализация повышает и среднюю прибыль, и надежность ее получения, то держатели акций ТНК могут рассчитывать на высокие и устойчивые доходы. Высококвалифицированные работники, служащие на предприятиях ТНК, пользуются выгодами от формирования мирового рынка труда, переезжая из страны в страну и не боясь остаться без работы. Самое главное, в результате деятельности ТНК осуществляется импорт институтов – тех «правил игры» (норм трудового и антимонопольного законодательства, принципов налогообложения, практик заключения контрактов и т.д.), которые сформировались в развитых странах. ТНК объективно усиливают влияние стран, вывозящих капитал, на страны, их ввозящие.

  Активная  производственная, инвестиционная и  торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить две функции, которые имеют большое значение для всего мирового хозяйства:

  – стимулирование экономической интеграции;

  – международное регулирование производства и распределения продукции.

  ТНК содействуют экономической интеграции, создавая устойчивые экономические связи между разными странами. Во многом благодаря им происходит постепенное «растворение» национальных экономик в едином мировом хозяйстве, в результате чего чисто экономическими средствами, без применения насилия, спонтанно создается глобальная экономика.

  ТНК играют очень важную роль в развитии обобществления производства и в  развитии плановых начал. Когда в 19 в. коммунисты и социалисты начинали агитацию против рыночной анархии, за централизованное управление экономикой, то они связывали свои надежды с активизацией государственного регулирования. Однако уже в начале 20 в. стало очевидным, что субъектами централизованного управления становятся не только национальные правительства, но и международные фирмы. Однако осуществляемое ТНК централизованное регулирование мирового хозяйства порождает и многие острые проблемы.

  Отрицательное действие ТНК.

  Необходимо  отметить, что, наряду с положительными сторонами функционирования ТНК  в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются.

  Необходимо  отметить следующие основные отрицательные  черты воздействия транснациональных  корпораций на экономику принимающих  стран, создающие угрозу их национальной безопасности:

  – возможность навязывания компаниям  принимающей страны неперспективных  направлений в международной  системе разделения труда, опасность  превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;

  – захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов  промышленного производства и научно-исследовательских  структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса;

  – возрастание рисков в развитии инвестиционного и производственного процессов;

  – сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен.

  Многие  национальные правительства (особенно, в странах третьего мира) заинтересованы в повышении экономической самостоятельности  своей страны и в стимулировании отечественного бизнеса. Для этого они хотят либо изменить сложившуюся отраслевую специализацию страны в мировом хозяйстве, либо, по крайней мере, увеличить свою долю от прибылей ТНК. Международные корпорации, обладая огромной финансовой мощью, могут бороться с покушениями на свои доходы путем организации силового давления на принимающие страны, подкупая местных политиков и даже финансируя заговоры против неугодных правительств.

  Транснационализация деятельности снижает экономические риски для корпораций, но повышает их для принимающих стран. Дело в том, что транснациональные корпорации могут довольно легко перемещать свои капиталы между странами, покидая страну, испытывающую экономические трудности, и уходя в более благополучные. Естественно, что в этих условиях ситуация в той стране, из которой ТНК резко уводят свои капиталы, становится еще тяжелее, поскольку дезинвестиции (массовое изъятия капитала) ведут к безработице и прочим негативным явлениям.

  Политика  развивающихся стран по отношению к ТНК направлена на максимально возможное согласование притока иностранного капитала с решением первоочередных экономических задач. Именно поэтому в своей политике по отношению к ТНК развивающиеся страны сочетают ограничительные и стимулирующие меры, ищут и, как правило, находят необходимый паритет между собственными целями и интересами ТНК.

  Принимающие страны склонны считать, что получаемые транснациональными корпорациями прибыли  чрезмерно велики. Получая налоги от ТНК, они убеждены, что могли  бы получать гораздо больше, если бы транснациональные корпорации не объявляли свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения. Это же мнение о ТНК как о нерадивых налогоплательщиках часто разделяют и налоговые органы «материнских стран». Дело в том, что существенная доля международной торговли (около 30%) состоит из внутрифирменных потоков транснациональных корпораций, причем продажа товаров и услуг одного подразделения ТНК другому часто производится не по мировым, а по условным внутрифирменным, трансфертным ценам. Эти цены могут быть специально занижены или завышены, чтобы, например, уводить прибыль из стран с высокими налогами и переводить ее в страны с либеральным налогообложением.

  Наиболее  распространенным заблуждением о последствиях деятельности транснациональных корпораций является мнение, будто в результате международных операций транснациональных корпораций одни страны обязательно выигрывают, а другие несут потери. В реальной жизни возможны и другие результаты: обе стороны могут оказаться в выигрыше или в проигрыше.

  Все "плюсы" и "минусы" деятельности международных монополий для  стран, где они размещают свои капиталы, сказываются на политике правительств естественным образом, так  как, несомненно, существует взаимосвязь  между действием и результатом. Для иностранных корпораций национальные интересы    принимающей страны второстепенны. Расширение деятельности ТНК, которая определяет внутрифирменный и межкорпорационный обмен  в сферах торговли, производства и обмена технологиями, оказывает сложное воздействие на экспорт отдельных принимающих стран, стимулируя или сокращая его и все больше определяя его международную специализацию. Возникшие структуры пронизывают национальные экономики, порой в корне изменяя сложившиеся системы производства. Все большая часть производства различных отраслей включается в интернациональный капитал. Формирование транснациональных производств на территории принимающих стран может означать для национальных экономик полное или коренное изменение целых отраслей. Поэтому каждая страна при принятии государственно важных решений об инвестировании своей промышленности  должна учесть  эффекты транснационализации.

 

  1.4 Оффшоры и мегаполисы.

  Оффшорной зоной, или оффшорным центром, называют страну с благоприятным налоговым  законодательством. С середины ХХ века оффшоры стали энергично использоваться в международном бизнесе. ТНК активно используют оффшоры для вывода своих доходов из-под контроля и налогообложения как стран базирования, так и принимающих стран. Как правило, страна-оффшор предоставляет иностранной корпорации возможность уплаты минимальных налогов при условии ведения бизнеса исключительно вне данной страны. Оффшорными зонами могут быть национальные государства, их зависимые территории, также – части государства. Корпорация платит стране-оффшору определенную, обычно небольшую плату за регистрацию. В настоящее время в мире насчитывается около 100 оффшорных зон. По числу оффшорных компаний лидируют Панама, Ирландия, Антильские, Бермудские, британские Виргинские и Каймановы острова, а также Кипр и Лихтенштейн. [7, с.152] Оффшоры используются транснациональным капиталом и дают странам-оффшорам солидные доходы. Доход Лихтенштейна от 40 тыс. оффшорных компаний, зарегистрированных в этой стране, составляет около 30% поступлений в бюджет. Около 28 тыс. оффшорных компаний, зарегистрированных на Кипре, приносят ему доход в 2 млрд. долларов в год. [7, с.153] Без использования оффшоров сейчас не обходится  ни один международный бизнес. Основное назначение их – локализация прибыли на наименее  налогооблагаемом субъекте, находящемся в оффшоре. При экспорте оффшорная компания, входящая в состав ТНК, покупает экспортируемый товар по самой низкой цене, которую можно указать без возбуждения подозрений, а затем перепродает этот товар дочерней компании ТНК, находящейся в принимающей стране, уже по мировой цене, оставляя у себя не облагаемую налогами и не подконтрольную местным властям сумму. В целом оффшоры представляют собой надежные налоговые гавани, в которых базируется транснациональный капитал. Все более активную политическую и экономическую роль в последние годы начинают играть крупные мегаполисы, которые становятся идеальной средой обитания для ТНК и важнейшими базами транснационального капитала. Следует заметить, что многие крупные города по масштабам своей экономической деятельности превосходят средние национальные государства. Например, Токио производит вдвое больше товаров и услуг, чем Бразилия, а Чикаго по масштабам производства сравним с Мексикой. [7, с.154] Крупные города становятся самостоятельной силой в экономической и политической сферах и в своих растущих амбициях активно идут на естественный и  подготовленный на социокультурном уровне союз с ТНК.

Информация о работе ТНК и государство