Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:25, контрольная работа
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес).
Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие рынка. Субъекты и объекты рынка……………………………4
2. Функции рынка………………….………….………………………….....5
3. Виды рынка и их структура.......................................................................7
4. Типы рынка и механизм его регулирования. Преимущества и недостатки……………………………………………………………………..…11
Заключение………………………………………………………..…….…..18
Список литературы…………………………………………………….…...19
4. По проявлению конкуренции:
• Свободный рынок регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей.
• Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция.
• Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;
• Смешанный.
5. По организации рыночного обмена:
• Розничный;
• Оптовый;
• Экспортный;
• Импортный.
6. По механизму регулирования:
• Совершенной конкуренции;
• Несовершенной конкуренции;
• Регулируемый (под контролем государства).
7. С точки зрения законности:
• Легальный (официальный);
• Нелегальный (теневой).
8. По уровню насыщения:
• Равновесный;
• Дефицитный;
• Избыточный.
9. По степени зрелости:
• Неразвитый;
• Развитый;
• Формирующийся.
10. С учетом ассортимента товаров:
• Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
• Насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
• Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
• Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
Несмотря
на специфичность каждого рынка,
все они не только взаимосвязаны, но и
взаимообусловливают друг друга.
4. Типы рынка и механизм его регулирования. Преимущества и недостатки
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемыми деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
1. неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;
2. абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
3. абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
4. наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;
5. абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
6. ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
7. цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
8. отсутствие монополии (один производитель), монополии (один покупатель) и государственного регулирования.
Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТП; способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.
Но
свободный рынок имеет и
1. рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную «защиту» населения. Социальные последствия свободного рынка таковы: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем. Следовательно, необходимо вмешательство государства для решения социальных проблем.
Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование.
Рынок
не может создать условия
2. механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития-производства. Имеет место нехватка денег. Проблему эмиссии денег берет на себя государство в лице, госбанка;
3. деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, продуктов питания пестицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма и т.д. Свободный рынок, таким образом, зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов;
4. свободный рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.);
5. рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе;
6. экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами;
7. рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные производства), но необходимы обществу.
Свободный рынок — это абстракция: в настоящее время, да и в прошлом (в различной мере) имело и имеет место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.
Сегодня у нас многие считают, что переход к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечит полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.
В действительности полной свободы нет и быть не может. Еще И.И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г.В. Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж. Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен Адама Смита, и кто призывает к этому — человек с психическим заболеванием клинического характера.
Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.
Регулируемый рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.
Рынок может регулироваться:
1. С помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и др.;
2. Государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д.
Сегодня крайне важно, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое бы идеально отвечало этому требованию.
Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (т.е. напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении либо собственного рыночного механизма, либо государственного регулирования.
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводим к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в нашей экономике.
Условия функционирования рынка у нас были таковы, что его положительная роль в развития экономики была сведена на нет, отсюда вытекают заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли-продажи существовали, что признавали и признают не только отдельные экономисты России, но и Запада. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.
Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:
1. отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
2. чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;
3. монополизм производителя и торговца;
4. несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
5. чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.;
6. расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;
7. попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;
8. расцвет бартерных сделок вместо более развитых торгово-денежных отношений;
9. деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;
10. отсутствие у потребителя права выбора товара.