Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:25, контрольная работа
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес).
Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие рынка. Субъекты и объекты рынка……………………………4
2. Функции рынка………………….………….………………………….....5
3. Виды рынка и их структура.......................................................................7
4. Типы рынка и механизм его регулирования. Преимущества и недостатки……………………………………………………………………..…11
Заключение………………………………………………………..…….…..18
Список литературы…………………………………………………….…...19
ИОУ
ВПО “БАЛТИЙСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
И ФИНАНСОВ” (БИЭФ)
Кафедра_______________________
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине_________________
На тему:
______________________________
______________________________
Студента______________________
______________________________
Курс, группа___________________
______________________________
Дата сдачи_____________________
Дата проверки__________________
Проверил преподаватель_________
______________________________
Калининград, 2010
Содержание
Введение………………………………………………
1. Понятие рынка. Субъекты и объекты рынка……………………………4
2.
Функции рынка………………….………….…………
3.
Виды рынка и их структура.....................
4.
Типы рынка и механизм его регулирования.
Преимущества и недостатки……………………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Современная
экономика развитых стран носит
рыночный характер. Рыночная система
оказалась наиболее эффективной и гибкой
для решения основных экономических проблем.
Она формировалась не одно столетие, приобрела
цивилизованные формы, и, по всей видимости,
будет определять экономический облик
будущего во всех странах мира.
1. Понятие рынка. Субъекты и объекты рынка
В
самом общем виде рынок — это
система экономических
Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок
как самостоятельное
2. Функции рынка
Функции рынка, утвердившиеся в обществе рыночные отношения, оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Основные функции рынка:
1. Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
2. Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
3. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.
4. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
5. Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
6. Посредническая функция позволяет соединять в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.
7. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
8. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным.
9. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
10.
Функция реализации
интересов рыночных
субъектов обеспечивает взаимосвязь
этих интересов по принципу, сформулированному
А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и
ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический
интерес продавцов состоит в получении
большого дохода, а покупателя – в удовлетворении
потребности с наименьшими затратами.
Соединение этих интересов предполагает
обмен нужными друг другу полезностями
и эквивалентность рыночной сделки.
3. Виды рынка и их структура
Характеристику рынка как совокупности или арены купли – продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.
Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.
Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:
1. По объектам рыночных отношений:
• Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека.
• Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства (в него входят рынок труда, рынок земли и рынок капиталов).
• Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
• Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает – информация. Данный товар включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
• Рынок инноваций. Объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (в него входит рынок лицензий).
• Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных частей:
• Рынок ценных бумаг.
2. По субъектам рыночных отношений:
• Рынок покупателей - предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
• Рынок продавцов - значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.
• Рынок государственных учреждений - совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
• Рынок промежуточных продавцов посредников ценных бумаг - совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
3. По географическому положению:
• Местный рынок - ограничивается одним или несколькими районами страны.
• Региональный рынок - рынок, охватывающий всю территорию данного государства;
• Национальный рынок - охватывает всю национальную территорию;
• Мировой рынок охватывает все страны и представляет собой совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей.