Типы экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:40, реферат

Описание работы

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

Работа содержит 1 файл

микраш.docx

— 47.38 Кб (Скачать)

1 Понятие экономических ресурсов

Под экономическими ресурсами  понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров  и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко  называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами  производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные  блага называют потребительскими благами.

Виды экономических ресурсов

К экономическим ресурсам относятся:

• природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные  ресурсы), сокращенно — земля;

• трудовые ресурсы (люди с  их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;

• капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств  производства, т.е. реальный капитал);

• предпринимательские способности (способности людей к организации  производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;

• знания, необходимые для  хозяйственной жизни.

Еще Аристотель, а вслед  за ним и средневековые мыслители  считали труд одним из основных экономических  ресурсов. Подобный подход разделяла  и первая экономическая школа  в мире — меркантилизм. Школа  физиократов особое значение приписывала  земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические  ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал  французский экономист Жан Батист Сэй (1767—1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842—1924) предложил добавить четвертый фактор — предпринимательские способности. Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному — технология, научно-технический прогресс, наука, информация.

Безграничность потребностей и ограниченность экономических  ресурсов как основа экономической  теории.

Как уже отмечалось выше, в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы  ограничены. Также подчеркивалось, что экономические потребности  безграничны.

Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и  ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической  теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», 

или, говоря по-другому, она  «исследует проблемы эффективного использования  ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью  достижения максимального  удовлетворения материальных потребностей человека»2  

 Свести только к  этому современную экономическую  теорию .нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как  науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике  приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всег да ограниченны.  

 

Переплетение, мобильность  и взаимозаменяемость экономических  ресурсов

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между  странами), хотя степень их мобильности  различна. Наименее мобильны природные  ресурсы, подвижность многих из которых  близка к нулю (землю трудно переместить  из одного места в другое, хотя и  возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах (см. гл. 36). Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и  их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся  без оборудования и инвентаря. Экономические  ресурсы заменяют друг друга вначале  легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов  можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две  смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую  работу в три смены будет очень  сложно, разве что резко увеличив им заработную плату,

Предприниматель (организатор  производства) постоянно встречает  и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

Важнейшей задачей и целью  развития любой экономической системы  является удовлетворение потребностей общества. Рассмотрим подробнее содержание такой экономической категории, как потребность. Потребность — нужда в чем-либо необходимом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние неудовлетворенности, преодолеваемого путем использования определенных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.

Существует множество  вариантов классификации потребностей. У экономистов одни критерии классификации, у психологов — другие, у социологов — третьи. Наибольшее распространение получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходящем порядке. К потребностям первого уровня отнесены физиологические потребности человека (пища, вода, жилье, секс). Потребность в безопасном физическом и эмоциональном окружении (отсутствие войн, насилия) — второй уровень. На третьем уровне находятся потребности в социальных связях (уважение, дружба, любовь). На четвертом уровне располагаются потребности в самоуважении (одобрение семьи, друзей, общества). Пятый уровень — потребности самоактуализации (образование, религия, хобби). Первые два уровня потребностей Маслоу полагал низшими, а все последующие — высшими. Согласно его теории первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого проявляют себя и требуют удовлетворения потребности высшего уровня.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее  свойство: они безграничны или  полностью неутолимы. Потребности как одного человека, так всего человеческого общества невозможно удовлетворить полностью, так как они очень разнообразны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в законе возвышающихся потребностей. Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясняются целым рядом причин. Во-первых, потребности растут количественно в силу роста самого народонаселения Земли. Так, в середине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Организации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд чел., в 2000 г. — уже 6,0 млрд чел., а по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд человек. Чем больше население отдельной страны, планеты в целом, тем больше формируется потребностей. Во-вторых, рост и развитие потребностей объясняется тем, что развивается само человечество. Каждой исторической эпохе соответствовали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. По мере прогрессивного развития общества люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. В-третьих, достижения НТП способствуют формированию новых потребностей. Современное капиталистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна товаров — ключевой фактор конкурентоспособности. В своей совокупности потребности безграничны. В силу количественного и качественного роста удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.

Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага являются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Благо - любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэкономические и экономические блага. Неэкономические (бесплатные) блага — блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть присвоены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую очередь явления природы — воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага — результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их количество не может удовлетворить потребности всех желающих. Такими благами являются мебель, автомобили, юридические услуги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и теоретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар — продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребности людей и предлагается рынку. Услуга — любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Экономические ресурсы, которые  могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, всегда ограничены, имеют количественный и  качественный пределы. Умение обходить частные ограничения принципиально  ничего не меняет. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой  экономической науки: если бы ресурсы  имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для  удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном  объеме.

В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная  ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению  с ростом потребностей.

Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности –  это наибольший объем выпуска  продукции, который достигается  при полном использовании ресурсов общества.

Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно  делать выбор, т.е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие  – нет.

Таким образом, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования, обусловливает необходимость  альтернативного выбора из числа  исключающих друг друга возможностей (альтернатив). Из множества допустимых вариантов использования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целей общества.

Альтернативный выбор  между направлениями использования  ресурсов может быть отражен в  виде шкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривой производственных возможностей (графическая  форма).

Для иллюстрации можно воспользоваться  следующим примером, который приводит П.Самуэльсон. Предположим, необходимо произвести два вида благ – пушки и масло. Все ресурсы можно направить на производство какого-то одного блага или же обоих благ, но в определенной пропорции (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Возможности

Пушки, тыс. шт.

Масло, млн. кг

A

15

0

B

14

1

C

12

2

D

9

3

E

5

4

F

0

5


На основе представленных данных можно построить  график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой трансформации (см. рис. 2.1).

Экономический смысл трансформации состоит  в том, что общество должно осуществить  технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее  распределение ресурсов.

Множество точек на кривой производственных возможностей отражает те состояния в экономике  ( A, B, C, D, E, F), когда обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ.

В случае неполного использования  имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (в случае безработицы или  неполной загрузки производственных мощностей) соотношение между производством  благ задается точкой (например, X ), которая оказывается расположенной ближе к началу координат (по сравнению с точками на кривой трансформации). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов.

Информация о работе Типы экономических систем