Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:30, контрольная работа
Со времени появления человеческого общества существовали самые различные экономические системы. В зависимости от формы собственности на факторы производства и способов координации хозяйственной деятельности принято выделять следующие типы экономических систем: административно-командная, рыночная, смешанная и традиционная экономика.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Контролируемая самостоятельная работа по теме
«Типы экономических систем»
Подготовила студентка
1 курса Асаевич К.С.
Преподаватель: Баканов А.А.
Минск 2010
Экономическая система — совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем организационных форм собственности.
Со времени появления человеческого общества существовали самые различные экономические системы. В зависимости от формы собственности на факторы производства и способов координации хозяйственной деятельности принято выделять следующие типы экономических систем: административно-командная, рыночная, смешанная и традиционная экономика.
Административно-командная экономика основывается на государственной форме собственности на материально-вещественные факторы производства. Производство товаров и услуг, а также хозяйственные связи устанавливаются для предприятий центральными плановыми организациями, подчиненными правительству. Достоинство данной системы состоит в ее стабильности, определенности, устойчивости и возможности регулировать не только производственную сферу, но и процессы распределения, потребления благ и услуг, решать социальные проблемы. К недостаткам следует отнести отсутствие стимулов развития предпринимательского интереса, частной инициативы, негибкость системы, ее бюрократизацию.
Характерные черты административно-командной экономики:
• государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или государственной собственностью и никому конкретно не принадлежат;
• отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных планов. План предусматривает производство количества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается монополизм производителя;
• коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного экономического планирования, являющегося основой хозяйственного механизма. Оно охватывает все уровни этого механизма — от домашнего хозяйства до государственного;
• государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти. Административные средства регулирования подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.
Рыночная экономика основана на частной собственности на факторы производства, предпринимательском интересе, конкуренции, ценовом механизме, регулирующем отношения обмена между продавцами и покупателями. Автором теории свободного рынка является А. Смит. Он полагал, что богатство нации зависит от численности трудоспособного населения и производительности труда. Условия для максимального роста богатства создаются в рыночной экономике, где каждый, стремясь к прибыли, содействует и процветанию всей нации. Ценовой механизм рынка А. Смит определил как его «невидимую руку», направляющую действия производителей и потребителей. Регулирующее воздействие государства препятствует проявлению и реализации свободных рыночных отношений, частного предпринимательства и потому, по мнению А. Смита, оно нецелесообразно. Роль государства должна состоять во взимании налогов, установлении законов, охране общественного порядка, помощи бедным.
Основные черты рыночной экономики:
• частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Материальные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:
• рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической экономики служит рынок, или рыночная система ценообразования. Система рынков и цен играет роль основной организующей силы. Посредством рыночного механизма общество выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;
• личный интерес как стимул экономического развития. Каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы экономических ресурсов в целях личного интереса стремятся получить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся приобрести их по самой низкой цене:
• свобода предпринимательства и свобода выбора. Владельцы материальных ресурсов и денежного капитала, как производитель, так и потребитель, могут использовать эти ресурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;
• наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рынком, так как экономическая власть широко рассеяна;
• ограниченная роль государства. Считается, что капиталистическая экономика — саморегулирующаяся система, поэтому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установлением правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.
Механизм функционирования экономической системы, основанной на рыночных принципах, может быть представлен при помощи модели «доходы — расходы, ресурсы — продукция». В качестве экономических субъектов в ней фигурируют предприятия и домохозяйства.
Предприятие — поставщик товаров и услуг, оно выступает как производитель товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами и, вместе с тем, он покупает у домохозяйств производственные факторы».
Домашнее хозяйство — лицо или группа лиц, совместно принимающая экономические решения. С одной стороны, они выступают как покупатели товаров и услуг, производимых предприятиями, с другой — продают принадлежащие им факторы производства предприятиям.
Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регулирования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраняются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешанными, хотя одни больше тяготеют к административно-командным, а другие — к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление определенной модели смешанной экономики определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.
Основные черты американской модели смешанной экономики:
• низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;
• всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;
• высокий уровень социальной дифференциации. Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.
Основные черты европейской модели смешанной экономики:
• активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;
• защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;
• сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии — даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения — эти расходы составляют в США 55 %.
Особенности японской модели смешанной экономики:
• координация деятельности правительства и частного сектора. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;
• особая роль государства в экономике. Япония — страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;
• особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.
В развивающихся странах действует традиционная экономическая система, в ряде государств сохранились ее некоторые элементы. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика — первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятельность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:
• социально-экономические отношения в обществе определяются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;
• экономические роли индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Социум развивающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, религиозные, кастовые и др.);
• технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся традициям и обычаям общественного устройства;
• устойчивое превышение темпов роста населения над темпами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся странах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;
• многоукладность экономики, когда сосуществуют различные формы производства — от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;
• активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие экономики, оказание социальной поддержки беднейшим слоям населениям Значительную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохранение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соотношение часто достигает 1:20.
Список литературы:
1. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т .: пер с анг. 11-ого изд. Т1:- М.: Республика, 1992.
2. Нуреев Р. М. Основы экономических теорий: Микроэкономика: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1996.