Типы экономических систем. Современное состояние экономической системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия экономическая система, ее структуры и ее видов.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

раскрыть понятие, сущность экономической системы общества
определить структуру экономической системы;
описать закономерности развития экономических систем общества, основные ступени.
рассмотреть современные классификации экономических систем, их общая характеристика и сравнительный анализ.
дать современную характеристику типов экономических систем на примерах конкретных стран.
проанализировать проблемы формирования нового типа экономической системы России.
дать характеристику современной экономической системы России, и рассмотреть ее современные направления развития

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3



Глава 1. Сущность, структура и развитие экономических

систем

Понятие, сущность и структура экономической системы
общества …………………………………………………….....6

Основные ступени развития экономических систем.….......10
Типы современных экономических систем.………………..17


Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ на примере стран мира

Экономическая система Бутана……………………………..26
Экономическая система Кубы………………………………28
экономическая система Гонгконга………………………....31
Экономическая система Германии………………………….33
Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ РОССИИ. ТЕНДЕНЦИИ Развития

Проблемы формирования нового типа экономической системы в России…………………………………….............36
Экономическая система современной России……………..41
Тенденции развития экономики России…………………....44


Заключение ………………………………………………………………47


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………………………..

Работа содержит 1 файл

Основная часть.docx

— 276.36 Кб (Скачать)
    1. Экономическая система Германии
 

     Германия  наряду с крупнейшими по объему ВВП  странами мира            (см. таблицу 3) имеет смешанную модель рыночного хозяйства, ориентиром которой является  расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.  

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

     Трактовка государства как источника и  защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы  западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции  социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику. 

Страна ВВП, млн. $
1 США* 14 204 322
2 Китай 7 916 429
3 Япония 4 354 550
4 Индия 3 388 473
5 Германия 2 925 220
6 Россия 2 288 446
7 Великобритания 2 176 263
8 Франция 2 112 426
9 Бразилия 1 976 632
10 Италия 1 840 902

Таблица 3.Ведущие страны по объему ВВП (2010)

                    Источник: www.gks.ru

*[] –выделены страны со смешанной экономикой

       Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции, социальное равенство, рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики[10].

     Социальная  политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные  интересы, а также на прямое участие  государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

    • антициклическое регулирование;
    • стимулирование технологических и организационных инноваций;
    • проведение структурной политики;
    • защита и поощрение конкуренции

     Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов  социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

     Другой  особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский  капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому  неслучайно активное вмешательство  банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции  банков в экономике Германии с  учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем  в других странах мира.

     Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению  со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей  степени индустриальней, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Однако из-за слабости структурных преобразований и последствий кризиса в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС[11]. 
 
 
 

Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА   РОССИИ. ТЕНДЕНЦИИ Развития  

  1. Проблемы  формирования нового типа экономической системы России.       Экономика переходного периода
 

     Современное состояние экономики России во многом обусловлено историей ее развития. СССР, правопреемницей которого является Россия, накопил громадный производственный, военный, научно-технический и культурный потенциал. Вместе с тем, начиная  с 70-х годов ХХ века, темпы роста  экономики СССР постоянно снижались, что было вызвано целым рядом  факторов. К ним можно отнести, прежде всего, устаревшую модель управления экономикой, основанную на административно-приказных  методах, что, в свою очередь, порождало  другие экономические и социальные проблемы.

     Постоянное  наращивание производственных фондов на устаревшей технической основе вели к падению эффективности производства, требовали все больше и больше материальных и трудовых ресурсов, многомиллиардные вложения в военно-промышленный комплекс приводили к дефициту инвестиционных ресурсов в отраслях, которые обеспечивали потребности населения в товарах  и услугах. С каждым годом увеличивались  диспропорции между доходами населения  и их товарным покрытием.

     Таким образом, Россия получила от СССР деформированную  структуру экономики, в которой  подавляющую роль играли предприятия  оборонной промышленности, отрасли  топливно-энергетического комплекса, добывающие отрасли. Положение усугубляло и высокая степень монополизации экономики СССР. В тот же период СССР начал терять свои позиции на мировом рынке. Уже тогда в 80-е годы наибольший удельный вес в структуре экспорта имели топливно-энергетические товары.

     На  рубеже 80-90-х гг. XX века   возникла потребность в реконструкции экономической системы.  Тогда решением советского правительства была создана Государственная комиссия по экономической реформе. И  весной 1990 года вышла программа экономического развития, названная автором по количеству суток, отпущенных на ее выполнение – «500 дней».

     По  сути, это была программа быстрого перехода к рыночной экономике, однако она так и не была реализована. На её основе был создан новый «президентский»  план экономических преобразований.   Он предусматривал качественный прорыв в рыночную экономику. Примером такого «прорыва» можно    впервые разработанную и примененную в Польше модель шоковой терапии. Стратегия шоковой терапии включает два основных направления:

    • антиинфляционную стабилизационную программу
    • реформы форм собственности (приватизацию).

     Главной чертой всех этих преобразований является сведение к минимуму вмешательства  государства в экономику с  целью дать простор для ее самостоятельного развития. Государство действует  на рынке как  обыкновенный его  участник.

     Начало  российских реформ оказалось достаточно успешным: было либерализовано большинство  цен; упразднена система централизованного распределения ресурсов; в 1 квартале 1992 г.бюджетный дефицит был сведен почти к нулю; существенно девальвирован официальный курс рубля, а с июня 1992 года был введен единый курс по текущим операциям; рост денежного предложения ограничивался 12-13% в феврале - марте 1992 г.Все это позволило снизить инфляцию к июню 1992 г.до менее чем 10% в месяц. Однако предпринятые усилия не были комплексными и не привели в действие важные экономические механизмы.

     На  пути перехода к рыночной экономике  появилась проблема появления псевдорыночных организаций. Когда приватизированные предприятия переходили к административно-бюрократическим структурам, и это превращало их в государственные монополии, контролирующие огромную собственность. При этом тормозилось формирование слоя реальных собственников.

     На  рубеже 1992 - 1995 года российская экономика  характеризовалась тенденцией сужения воспроизводства в реальном секторе, развитием торгового, финансово-банковских секторов, снижением эффективности использования ресурсов, сокращением занятости, расширением зоны бедности, уменьшением платежеспособного спроса и как итог снижение уровня и качества жизни большинства населения. Динамика промышленного производства определяется подавленным внутренним спросом и высокой конкурентоспособностью сырьевых секторов экономики. Растущий экспорт помогает развиваться черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической и топливной отрасли экономики. Ухудшается конъюнктура отраслей промышленности ориентированных на внутренний рынок. Все это превращает Россию в сырьевой гигант с громоздкой и малоэффективной экономикой. Идет разрушение сельского хозяйства: снижается плодородие почв, падает техническая оснащенность сельского хозяйства. В Россию идет спрос излишков сельхозпродукции по демпинговым ценам, это ослабляет отечественных производителей[4].

     Последующие годы были нестабильными в экономическом  отношении. Государство сталкивалось ежегодно с одними и теми же проблемами: дефицит средств бюджета, слабость отечественного производства и др.

     Подводя итоги, можно сказать: экономические  реформы в России имели успех  по отдельным позициям, но провалились  в целом. Подтверждение этому  – финансовый кризис августа 1998 года. За несколько недель положительные результаты экономических реформ были аннулированы. Стабильность, которая считалась одним из важнейших достижений, означающих успех реформ, исчезла. Практически исчез и социальный символ реформ – средний класс. Инфляция, на борьбу с которой были направлены усилия, составила в сентябре около 40%, резко повысилась безработица.

     Таким образом, основная задача реформ –  создать в России рыночную самостоятельно функционирующую экономику считаться  выполненной не может. Существующая модель экономики, опирающаяся на пережитки  плановой, элементы рыночной экономики  и на криминальные структуры не может  соответствовать требованиям большинства  населения России. Сентябрь 1998 г. можно вполне определенно охарактеризовать по крайне мере как конец определенного этапа реформ.

     Перед российской экономикой по-прежнему стояли проблемы, которые предстояло решать последующим правительствам.

     В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных

отношений. На повестке дня стоит задача повышения  эффективности деятельности этих институтов.

     Также достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот в 2007 году составил 45 процентов валового внутреннего продукта, что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой. В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Экономика защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации. Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок

стал  важным фактором привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. В условиях развивающегося мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость.

     Преодолены  тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в 90-е годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов

Информация о работе Типы экономических систем. Современное состояние экономической системы в России