Типы экономических систем. Современное состояние экономической системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия экономическая система, ее структуры и ее видов.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

раскрыть понятие, сущность экономической системы общества
определить структуру экономической системы;
описать закономерности развития экономических систем общества, основные ступени.
рассмотреть современные классификации экономических систем, их общая характеристика и сравнительный анализ.
дать современную характеристику типов экономических систем на примерах конкретных стран.
проанализировать проблемы формирования нового типа экономической системы России.
дать характеристику современной экономической системы России, и рассмотреть ее современные направления развития

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3



Глава 1. Сущность, структура и развитие экономических

систем

Понятие, сущность и структура экономической системы
общества …………………………………………………….....6

Основные ступени развития экономических систем.….......10
Типы современных экономических систем.………………..17


Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ на примере стран мира

Экономическая система Бутана……………………………..26
Экономическая система Кубы………………………………28
экономическая система Гонгконга………………………....31
Экономическая система Германии………………………….33
Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ РОССИИ. ТЕНДЕНЦИИ Развития

Проблемы формирования нового типа экономической системы в России…………………………………….............36
Экономическая система современной России……………..41
Тенденции развития экономики России…………………....44


Заключение ………………………………………………………………47


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………………………..

Работа содержит 1 файл

Основная часть.docx

— 276.36 Кб (Скачать)

     Таблица 2.Основные характеристики экономических систем современной эпохи

Основные  характеристики рыночная экономика командная экономика смешанная экономика
Отношения собственности Частная собственность Государственная собственность Плюрализм отношений  собственности
Субъекты  экономики Множество мелких производителей Государство - единственный производитель Большое количество производителей различного масштаба при  доминировании олигополистических структур
Хозяйственный механизм Рыночное саморегулирование Централизованное  планирование Государственное и  олигополистическое регулирование
  1. источник: Нуреев Р. М.Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2005. — 576 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ на примере стран мира 

     Для полного исследования вопроса об экономических системах, необходимо рассмотреть их на практике, на примере  конкретных государств, с конкретными  моделями экономики. Анализ экономической теории вне ее взаимосвязи с реальным экономическим развитием возможен и имеет самостоятельное значение, но представляется малопродуктивным, поскольку сводит экономическую теорию к ее собственным проблемам и не всегда указывает на ее перспективы. Ниже представлены характеристики и описание экономических систем различных государств:

  • Бутана, как государства с традиционной экономикой, 
  • Кубы, как государства с плановой экономикой
  • Германии, как государства со смешанной экономикой
 
 
  1. Экономическая система Бутана
 

     Экономика Бутана - одна из наименее развитых в мире, и является ярким примером традиционной экономической системы. Она основана на сельском хозяйстве и лесоводстве, которые предоставляют основные средства существования больше чем 60 % населения. Сельское хозяйство состоит в значительной степени из натурального хозяйства и животноводства. Крутые горы доминируют над ландшафтом и делают строительство дорог и другой инфраструктуры трудным и дорогим. Экономика сильно ориентирована на Индию посредством торговли и кредитно-денежных отношений, зависящих от финансовой помощи со стороны Индии. Индустриальный сектор является технологически отсталым, производство по большей части надомного типа. Большинство развиваемых проектов, таких как дорожное строительство зависит от индийских мигрантов. Образцовое образование, социальное программы и программы окружающей среды реализуются при поддержке многопрофильных организаций развития. Каждая экономическая программа составляется с учётом стремления правительства защитить окружающую среду страны и культурные традиции. Например, правительство, постепенно расширяя туристический сектор, поощряет посещение страны высококлассными, экологически добросовестными туристами. Жёсткий контроль и неопределённая политика в таких областях, как промышленное лицензирование, торговля, рабочая сила и финансы, продолжают препятствовать иностранным инвестициям. Экспорт гидроэлектроэнергии в Индию поддержал развитие экономики Бутана, даже при том, что ВВП упал в 2008 в результате замедления развития в Индии, торговля с которой преобладает во внешней торговле Бутана.

       Во многих отраслях общественного сектора — от дорожного строительства до образования — приходится использовать индийскую рабочую силу. Большинство населения живёт сельским хозяйством; из-за крутых горных склонов культивируется лишь малая площадь земель. Промышленность почти отсутствует. Мало природных ресурсов.

     Бутан — аграрная страна. Для более  чем 80 % населения сельское и лесное хозяйство является главным источником доходов. Кроме того, правительство  активно заботится об экологии (половина территории Бутана объявлена национальными  парками, в которых, например, запрещена  охота), по этой причине развитие промышленности не входит в планы бутанских властей. В королевстве практически отсутствуют  крупные промышленные предприятия. Есть несколько предприятий деревообрабатывающей и пищевой промышленности (в том  числе по лицензии выпускается Кока-кола). Главным экспортным товаром является экологический рис, фрукты и электроэнергия, вырабатываемая гидроэлектростанциями. В основном, товары из Бутана направляются в Индию, на долю которой приходится 87,9 % экспорта. Товары из Индии составляют 71,3 % импорта. Торговых отношений с Китаем практически нет, несмотря на то, что Бутан граничит с Тибетом. 

     2.Экономическая  система Кубы 

     Организация производства. Экономика Кубы является одной из самых национализированных  в мире. Наиболее высокие темпы  коллективизации пришлись на первые два послереволюционных года, когда  в собственность государства  и под его управление перешло  большинство промышленных и горнодобывающих  предприятий, строительных организаций, значительная часть финансовых учреждений, внутренней и внешней торговли, а  также около трети сельскохозяйственного  производства. К концу 1970-х годов  в частном секторе находилось всего 25% сельского хозяйства, 7% транспорта, 1% средств связи и менее 1% рыболовного  флота.

     Централизованное  планирование было введено на Кубе в 1960-е годы по рекомендации советских  специалистов. Во второй половине 1960-х  годов кубинское руководство  отказалось от централизованного планирования, разработки государственного бюджета  и материального стимулирования и перешло к экономическим  экспериментам, основанным на моральном  поощрении работников, практике широкого использования принудительного  бесплатного труда и осуществлении  отраслевых планов. Последовавшее ухудшение  экономической ситуации, падение  производства и рост случаев уклонения  от принудительного труда вынудили кубинское руководство вернуться  к традиционным методам планирования по советскому образцу. До недавнего  времени в стране существовало Центральное  управление планирования, в задачи которого входила разработка годовых, средне- и долгосрочных планов, хотя основные решения по ключевым вопросам экономики принимались политическим руководством страны.

     Во  время экономического кризиса начала 1990-х годов Центральное управление было упразднено, а его функции  переданы Министерству экономики и  планирования. При этом государственные  предприятия и организации получили большую автономию и возможность  распоряжаться прибылью. Управление основными секторами экономики  по-прежнему осуществляется из центра соответствующим министерством, которое, взаимодействуя с Министерством  экономики и планирования, распределяет необходимые ресурсы (топливо, сырье, трудовые и денежные ресурсы) и устанавливает  плановые показатели уровня производства для данного сектора. Роль рынка в стране минимальна, поскольку распределение средств и промежуточных товаров производится планирующими органами, а большинство потребительских товаров распределяется централизованно через систему нормирования. Размер заработной платы устанавливается также централизованно, а системы обслуживания населения подчинены государству.

     В пределах "частного" сельскохозяйственного  сектора в значительном объеме практикуется бартер (своего рода натуральный товарообмен), однако продажа излишков сельскохозяйственной продукции городским жителям  резко ограничена, а в ряде случаев  расценивается как преступление. В начале 1990-х годов эмбарго  Кубы со стороны США и свертывание  экономических связей со странами Восточной  Европы и бывшим СССР поставили Кубу в тяжелое экономическое положение, потребовавшее введения жесткой  экономии средств и ресурсов. С  целью выхода из кризиса руководство  страной приступило к осуществлению  реформ, направленных на постепенное  внедрение элементов рыночной экономики. Не отказываясь от централизованного  руководства экономикой, оно пошло  на повышение хозяйственной самостоятельности  государственных предприятий, либерализацию  внешнеэкономической деятельности, создание сети коммерческих банковских структур. Такие меры, как легализация доллара, создание совместных предприятий и разрешение иностранных инвестиций, открытие рынков сельхозпродукции, разрешение ряда видов индивидуальной трудовой деятельности и др. приостановили процесс стагнации экономики. Однако многие проблемы остались нерешенными.

       В частности, для второй половины 1990-х годов характерно несбалансированное  развитие отдельных отраслей; рост  достигнут в основном за счет  экспортных отраслей добывающей  промышленности и международного  туризма.

     С 1960 Куба испытывала последствия жесткого бойкота со стороны США и ощущала  острую необходимость в развитии собственных вооруженных сил. В  общем и целом экономика Кубы, несмотря на резкие колебания показателей  в отдельные годы, постепенно росла  в 1940- 1950-х годах, находилась в состоянии  застоя или фактического спада в 1960-х годах, а в 1970-х - начале 1980-х  годов стала быстро развиваться. Экономическому росту способствовали усилия, предпринимавшиеся кубинским  правительством для привлечения  иностранных инвестиций, легализация  доллара во внутренних расчетах, а  также развитие индустрии туризма.

     Однако  существует и ряд сдерживающих факторов, например низкие урожаи сахарного тростника, а также застой в государственном  секторе, до сих пор доминирующем в экономике. В 2010 прирост ВВП, по официальной статистике, составил 0,7%; это самый низкий показатель с 1994, когда экономика только начинала оправляться от резкого (35-процентного) падения производства, вызванного разрывом связей с большинством ее торговых партнеров из бывшего социалистического лагеря[16]. 
 

    1. Экономическая система Гонконга.
 

     Рыночной  экономики в чистом виде не существует ни в одном государстве мира.Ни одна из капиталистических экономических систем не обходится без вмешательсвта государства. Однако экономика Гонконга по показателям индекса экономической свободы[17] наиболее приблизил свою экономическую систему к рыночной.

     Гонконг обладает одной из наиболее чистых капиталистических экономических  систем в мире. Экономика территории основывается на свободном рынке, низком налогообложении и невмешательстве  государства в экономику. Это  важный центр международных финансов и торговли, а уровень концентрации штаб-квартир является самым высоким  в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По показателям душевого валового внутреннего  продукта и валового городского продукта Гонконг является наиболее богатым  городом в КНР. Рассчитанный по паритету покупательной способности ВВП на душу населения Гонконга превышает показатели даже четырёх ведущих западноевропейский стран: (Великобритании, Франции, Германии и Италии), а также Японии.

     Продолжая политику британской администрации, правительство  Гонконга отдаёт приоритет в управлении экономикой свободному рынку и частному сектору. С 1980 года правительство играло пассивную роль в рамках официальной  политики позитивного невмешательства. Гонконг зачастую приводят в качестве образцового примера капитализма, воплощённого на практике.

     Гонконг обладает малым количеством пригодной  для возделывания земли и скудными природными ресурсами, поэтому вынужден импортировать бóльшую часть продуктов питания и сырья. Значительную часть экспорта Гонконга составляет реэкспорт, то есть продукция, произведённая вне границ территории, в основном на материковом Китае, и распространяемая через Гонконг. Ещё до передачи суверенитета Китайской Народной Республике Гонконг установил развитые торговые и инвестиционные связи с материковым Китаем. Автономный статус территории позволяет ей выполнять роль ворот для инвестиций и ресурсов, направляющихся на континент. Через Гонконг также приходится следовать авиапассажирам, путешествующим между материковым Китаем и островом Тайвань, власти которого не признают коммунистического правительства Пекина.

     Валютой Гонконга является гонконгский доллар. С 1983 года он привязан к доллару США. Курс валюты может колебаться в коридоре между 7,75 и 7,85 гонконгскими долларами  за один американский. Гонконгская  фондовая биржа — седьмая по величине биржа в мире, в феврале 2007 года её капитализация составляла 1,69 трлн долларов США. По количеству IPO в 2006 году Гонконгская биржа занимала второе место в мире, уступая лишь Лондонской.

     Сегодня сфера услуг даёт более 90% валового внутреннего продукта Гонконга. После Второй мировой войны и последовавшей индустриализации Гонконга доминирующим сектором территории была промышленность. В 1970-х экономика Гонконга ежегодно росла в среднем на 8,9% благодаря экспорту. В 1980-х в экономике Гонконга произошла быстрая трансформация, в результате которой основой экономики стал сектор услуг. Средний ежегодный рост ВВП в этот период составлял 7,2%. В этот период большая часть производства была перенесена в материковый Китай, и сейчас вклад промышленности в экономику составляет лишь 9%. После того, как в 1990-х Гонконг стал признанным финансовым центром, экономический рост замедлился до 2,7%. Благодаря бурному экономическому росту и быстрой индустриализации Гонконг вошёл в четвёрку "азиатских тигров", или "драконов", наряду с Сингапуром, Южной Кореей и Тайванем[10].

     Экономика Гонконга продолжает уверенно расти  благодаря потребительской уверенности  и росту торговли. В Гонконге установлен низкий уровень налогообложения компаний и физических лиц. В 2006 году по показателю ВВП на душу населения, равному 38 127 долларов США, Гонконг занимал 6-е место в мире, опережая такие страны, как Швейцария, Дания и Япония. По общему объёму ВВП, который составляет 253,1 млрд долларов США, Гонконг занимает 40-е место[8]. 

Информация о работе Типы экономических систем. Современное состояние экономической системы в России