Теория управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть основные этапы управленческой мысли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть предысторию науки управления;
- изучить эволюцию управленческой мысли;
- проанализировать основные этапы эволюции управленческой мысли.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Теория управления.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

      Поведенческие науки (1950- по настоящее время). Школа поведенческих наук взяла в основу одно из популярных в то время направлений психологии - поведенческого бихевиоризма. Сторонники этого подхода были убеждены, что правильное применение поведенческой теории неизбежно приведет к повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом. Иллюзорность подхода довольно быстро показала практика. Напомним читателю, что бихевиоризм базировался на формуле "стимул ®реакция" (позднее: "стимул ®внутренняя переменная реакция"). Такой подход учитывал лишь "усредненного человека", игнорировал индивидуальные особенности личности, в силу чего мог оправдать возложенных на него надежд в практике взаимодействия с большим разнообразием живых характеров исполнителей.

      Основным  вкладом школ человеческих отношений и поведенческой науки следует, по-видимому, считать проблематизацию формально-механистического подхода в управлении, доминировавшего до появления этих школ. 

      Наука управления или количественный подход (1950 - по наст. время). Главной особенностью количественного подхода является попытка заменить описательный анализ деятельности математическими моделями с количественными значениями. Особое оживление в данном направлении дало развитие компьютеров, позволяющих исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности и приближать, таким образом, модели к реальности.

      Вкладом количественного подхода следует, по-видимому, считать придание большей строгости управленческому анализу ситуаций, за счет стремления уйти от случайных взглядов и мнений управленца к использованию экономико-математических методов анализа.

      Обобщенное представление о главных акцентов перечисленных управленческих школ дано на Схему 1.10

      Интересно заметить, что историческое становление  менеджмента косвенно соотносится  с логической линией усложнения типов  управления, разработанной О.С. Анисимовым:

  • управление объектами;
  • управление поведением живых организмов;
  • управление жизнедеятельностью человека;
  • управление противодействием;
  • управление согласовательными процессами;
  • управление мыслекоммуникацией;
  • управление исполнительской деятельностью;
  • управление кооперативными системами деятельности. 

      Очевидно, что "научное управление" и "административная школа в управлении" находились на уровне - управление объектами, т.к. не учитывали "внутреннее устройство" работников, воспринимая их обезличенным образом. 

Схема 1. Схематическое изображение главных акцентов управленческих школ.

      "Школа  человеческих отношений" и "школа поведенческих наук" признала работников "живыми существами" (управление поведением живых организмов), имеющих свои специфические потребности (управление жизнедеятельностью человека), игнорирование которых зачастую приводит к противопоставлению работников управленцу (управление противодействием). 

      Теперь  рассмотрим подходы, которые сфокусированы  на способы анализа и принятия управленческих решений.  

      Процессный подход. Суть процессного подхода заключается в последовательном (процессуальном) расположении функций управления. В западном менеджменте сложилась негласная традиция: каждый уважающий себя автор вводит свой комплекс управленческих функций. В итоге перечень всех когда-либо обозначенных функций можно продолжать до бесконечности: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров и т.д. В обобщенной форме цикличный процесс управления представляют обычно так: планирование ► организация ► мотивация ► контроль ► планирование…

      Главная заслуга процессного подхода состоит в том, что управленческая деятельность начинает рассматриваться циклично и процессуально, что само по себе задает более высокие требования к анализу работы управленца, поскольку все его действия увязываются в некоторую последовательную логику. 

      Системный подход. Системный (а по точнее - структурный) подход впервые поставил вопрос о целостном и структурном восприятии деятельности. Главный тезис этого подхода состоит в том, что изменение какой-либо части целостности оказывает воздействие на все другие части этой целостности. Это направление менеджмента настаивает на том, что управленец должен рассматривать организацию в единстве составляющих ее частей. При этом, каждая из частей может рассматриваться как отдельная система (подсистема). Кроме того, данный подход ввел различие между "закрытой" и "открытой" системой, подчеркивая, что любая организация - есть открытая система, т.к. не может существовать без активного взаимодействия с внешней средой: "выживание любой организации зависит от внешнего мира". Организация была представлена сторонниками системного подхода тремя блоками: ВХОДЫ (информация, материал, капитал, трудовые ресурсы) ► ПРЕОБРАЗОВАНИЕ (обработка и преобразование входов) ► ВЫХОДЫ (продукция/услуги, прибыль, рост и т.п.). Таким образом системный подход объединил ранее разорванные части (управленческую и исполнительскую) деятельности в единую картину. 11

      Нетрудно  заметить, что в оппозиции акцентов "процесс - структура" маятник качнулся в сторону структуры. В данной эволюции взглядов содержится глубокая закономерность познания: "от процессов - к структуре". Это связано с тем, что процессы, как изменение состояние чего-либо, можно наблюдать в реальности, они внешне замечаемы. Структура же – форма процесса. Она появляется как результат мыслительных абстрагирующих усилий.

      Итак, менеджмент в лице системного подхода во второй половине двадцатого века "вырвался" на некоторый обобщенный уровень взгляда на организацию как целостность. Но концентрация на целостности, увлечение общим взглядом без конкретизации приводит, как правило, к формализму. Поэтому неудивительно, что управленческая мысль в лице системного подхода потеряла чувствительность к конкретной ситуации. Об этом незамедлительно просигнализировали менеджеры-практики, разочаровавшиеся в советах теоретиков. Так возникли предпосылки для ситуационного подхода. 

      Ситуационный  подход. В центре внимания ситуационного подхода находится ситуация, по отношению к которой управленец принимает решение. Этот подход призывает к внимательному отношению к конкретным особенностям реальных обстоятельств, утверждая что разные ситуации требуют различных типов знаний и приемов. Следовательно, речь идет о "чувствительности" менеджеров к специфике ситуации и об адекватном приспособлении к ней используемых методов управления. Методология ситуационного подхода обычно представляются так:

  1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления;
  2. Поскольку каждое средство обладает своими достоинствами и недостатками, управленец должен продумывать последствия от применения той или иной методики в данной конкретной ситуации;
  3. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями, обеспечивая тем самым достижение целей организации. 

      Ситуационный  подход, так же как и системный, представляет собой лишь способ мышления руководителя в принятии решения. Он предоставляет менеджерам-практикам отчетливого алгоритма действий, эффективных правил по управлению организацией.

      Ситуационный  подход, является, кульминацией кризиса менеджмента как науки. По сути дела он утверждает, что каждый руководитель должен самостоятельно выбирать способы действия (из имеющегося арсенала) в зависимости от сложившейся ситуации. Это означает провозглашение полного произвола и субъективизма в принятии управленческих решений. Таким образом, наука управления, в лице ситуационного подхода, "расписывается в собственном бессилии" в деле оказания помощи управленцу-практику и оставляет его "один на один" с его проблемами. Ведь там где нужно действовать по своему усмотрению нельзя вести речь ни о методологии, ни о науке. 

Заключение

 
 

      Рассмотрев  данную тему, можно сделать следующие  выводы:

      Управленческая  деятельность - неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций.

      Процесс развития науки об управлении, однако, не является плавным и безболезненным, лишенным внутренних противоречий.

      Возникновение теории управления - это сложный  и противоречивый процесс, в котором  взаимодействуют многие факторы  как позитивного, так и негативного  плана, причины объективного и субъективного  порядка.

      Эволюция  управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты  разрабатывали, а затем и реализовывали  на практике, с целью решить назревшие  проблемы, выдвигаемые обществом  и реальными потребностями развития.

      Систему управления можно рассматривать и как производную (результат), и как форму проявления общественных отношений.

      Чтобы лучше понять эволюцию управленческой мысли и её внутренние пружины, следует  различать государственное управление (макроуправление) и управление корпорацией или предприятием (микроуправление).

      Главной заслугой школы управления является проведение явной границы между "самой работой" и анализом работы.

Список  использованных источников

 
  1. Общий и  специальный менеджмент / Общ. ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухин.- М.: РАГС, 2000.
  2. Кравченко А.И. История менеджмента. Учеб. пособие. - М., 2000.
  3. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М., ЮНИТИДАНА, 1999.
  4. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М., Наука, 1972.
  5. Грачев М.В. Управление трудом. (Теория и практика капиталистического хозяйствования) / Отв. ред. Н.А.Климов. - М., Наука, 1990.
  6. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления. В 5 томах. Том 1. - М., ВИПКэнерго, 1992.
  7. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1996.
  8. Дункан Дж.-У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. - М., 1996.
  9. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М., 1995.
  10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. С англ. - М.: Дело, 1992.

Информация о работе Теория управления