Теория товара и денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрываются понятие сущность денег в экономике, а также взаимосвязь товара и денег

Содержание

Введение 3
1. Товарная форма хозяйства, объективные предпосылки ее возникновения и основные черты 4
2. Деньги. Их сущность и функции в системе товарного хозяйства 7
3. Товар и деньги в экономической теории прошлых веков 22
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Эконом теория товара и денег.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Рикардо решительно выступил против второго, ненаучного определения стоимости Смитом. Он показал, что это отнюдь не тождественные позиции, что вторая точка зрения Смита не соответствует действительности.

     Основные  направления его теории:

  1. «Теория стоимости»:
  • потребительная стоимость (полезность) – не является мерой стоимости;
  • меновая стоимость (стоимость) – определяется затратами труда на их производство а не полезностью.
  1. Цена как денежное выражение стоимости:
  • естественная цена – выражение стоимости;
  • рыночная цена связана с отклонением от цены под действием спроса и предложения;
  • цена складывается в процессе производства.

     3) Деньги – бумажные деньги существуют, если они размениваются на  золото по твердому соотношению,  но их ценность зависит только  от их количества в обращении.

     Жан-Батист Сэй (1767 – 1832) утверждал, что “производить предметы, имеющие какую – нибудь полезность, значит производить богатство, так как полезность предметов составляет первое основание их ценности, а ценность есть богатство.” Таким образом, Сэй считал полезность основанием стоимости. Сэй также полагал, что “цена предмета есть мерило его ценности, а ценность есть мерило его полезности”; что “меновая ценность, или цена предмета, служит только верным указателем полезности, которую люди признают в предмете"5. Сэй определял стоимость товара “издержками производства” – капиталом, землёй и трудом. А эти издержки он определял спросом и предложением. Сэй отвергал внутреннюю присущую товарам стоимость и считал, что стоимость товара возникает в процессе приравнивания двух товаров.

     Джон  Стюарт Милль (1806-1873) рассмотрев понятия «меновая стоимость», «потребительская стоимость», «стоимость» и некоторые другие, обращает внимание на то, что стоимость (ценность) не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость представляет собой понятие относительное. Он повторяет тезис Д.Рикардо о создании стоимости трудом, требующимся для производства товарных благ, заявив при этом, что именно количество труда «имеет первостепенное значение» в случае изменения стоимости.

     Богатство, по мнению Милля, состоит из благ, обладающих меновой стоимостью как характеристическим свойством. «Вещь, за которую ничего нельзя получить взамен, как бы полезна или необходима она ни была, не является богатством... Например, воздух, хотя и является абсолютной необходимостью для человека, на рынке никакой цены не имеет, так как его можно получить практически безвозмездно».  Но как только ограничение становится ощутимым, вещь сразу же приобретает меновую стоимость. Денежным выражением стоимости товара является его цена.

     Стоимость денег измеряется количеством товаров, на какие их можно купить.  «При прочих равных условиях стоимость денег  меняется обратно пропорционально  количеству денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает её в совершенно одинаковой пропорции...  Это -  специфическое свойство денег».   Значимость денег в экономике мы начинаем понимать лишь тогда, когда денежный механизм даёт сбои.

     Непосредственно цены устанавливаются конкуренцией, которая возникает из-за того, что покупатель старается купить дешевле, а продавцы  -  продать дороже.  При свободной конкуренции рыночная цена соответствует равенству спроса и предложения. Напротив, «монополист может по своему усмотрению назначить любую высокую цену, лишь бы она не превышала той,  какую потребитель не сможет или не захочет уплатить; но сделать это не может, только ограничив предложение».

     В длинный период времени цена товара не может быть ниже издержек его производства, так как никто не хочет производить себе в убыток. Поэтому состояние устойчивого равновесия между спросом и предложением «наступает только тогда, когда предметы обмениваются друг на друга соразмерно их издержкам производства».

     Наибольшее  же влияние на теорию товара и денег  оказал Карл Маркс6.

     Товарное  происхождение  денег  позволило  автору  "Капитала"  раскрыть  их  сущность. По  своей  природе  товары    и  деньги  имеют  сходство  на  основе  общего  происхождения.  Но  если  товары  -  временные  гости  в  сфере  обращения,  из  которой  они  рано  или  поздно  уходят,  то  деньги  являются    вечным  спутником  этой  сферы,  призваны  постоянно  обращаться.  Развившись  из  товара,  деньги  продолжают  оставаться  товаром,  но  товаром  особенным,  отличным  от  всего  прочего  товарного  мира  со  своими  специфическими  свойствами.  Обособление  денег  из  товарного  мира  приводит  к  тому,  что  они  начинают  выполнять  специфическую  общественную  функцию  -  быть  посредником  при  обмене  товара  на  рынке. 

     Полезность  денег  состоит  в  том,  что  они  способствуют  движению  товаров  между  производителями  и  потребителями,  обслуживают  обращение  индивидуальных  капиталов.  Носитель  денежных  отношений  имеет  одновременно  две  потребительные  стоимости:  потребительную  стоимость  денежного  товара  как  товара  (ею  обладают  все  меновые  эквиваленты,  имеющие  товарное  происхождение)  и  потребительскую  стоимость  носителя  денежных  отношений,  как  денег  (формальную  потребительную  стоимость).  Ведущей  в  деньгах  является  формальная  потребительная  стоимость.

     В  соответствии  с  двумя  потребительскими  стоимостями  деньги  несут  в  себе  две  стоимости:  абстрактную  и  меновую.  С  другой  стороны,  деньги  как  и  любой  товар  имеет  внутреннюю  стоимость,  определяемую  затратами  общественного  труда  на  собственное  изготовление.  Это  отражение  товара  в  деньгах.  В  тоже  время,  будучи  особым  товаром,  деньги  не  могут  выразить  эту  стоимость  в  цене  как  обычный  товар.  Меновая  стоимость  денег  -  это  их  относительное  товарное  выражение  или  покупательная  способность.  Особенностью  денежного  товара  является  наличие  в  нем  двух  взаимосвязанных  пар:  во-первых,  особенной  потребительной  стоимости  денежного  товара  противостоит  его  внутренняя  (абстрактная)  стоимость;  во-вторых,  формальная  потребительская  стоимость  денег  взаимодействует  с  их  меновой  (относительной)  стоимостью. 

     Являясь  товаром,  деньги  выступают  как  всеобщий  товар.  Деньги  это  такой  товар,  в  котором  выражается  стоимость  всех  других  товаров.  В  отличие  от  других  товаров  они  обладают  всеобщей  потребительской  стоимостью  и  служат  воплощением  стоимости.

     В  связи  с  тем,  что  деньги это  единственная  вещественная  плоть  и  имеют  общественное  значение, деньги  представляют  собой  всеобщий  эквивалент.  Способность  денег  выступать  в  качестве  всеобщего  эквивалента  определяет  их  функциональное  предназначение.  Общественная  роль  денег,  их  место  в  экономической  системе,  по  словам  К.Маркса,  состоит  в  том,  что  деньги  выступают  в  качестве  общественной  связи  или  реальной  овеществленной  связи  между  производителями.  Только  будучи  конкретизированной  в  определенном  предмете,  имеющем  стоимость,  они  выступают  всеобщим  условием  общественного  производства,  "инструментом"  общественных  экономических  связей  независимых  товаропроизводителей. 

     Деньги  не  есть  ни  средства  труда,  ни  предметы  труда,  они являются  средствами  обращения.  Они  соединяют  частный  труд  и  систему  общественного  труда,  обеспечивают  количественное  соответствие  между  трудом  и  капталом.  Деньги  можно  сравнить  с  мостом,  переброшенным   через  реку,  на  разных  берегах  которой  расположились  продавцы  и  покупатели,  спрос  и  предложение,  цена  и  заработная  плата,  потребление  и  накопление.

     Рассмотрение  основных  характеристик  денег  раскрывает  их  сущность.  Как  говорит  К.Маркс  "деньги  -  не  вещь,  а  общественное  отношение".  Они  являются  внешним  выражением  общественных  производственных  отношений,  появившихся  на  почве  обмена  и  принявших  материальную  форму.  Это  их  самая  полная  характеристика.  При  рассмотрении  сущности  денег  как  материальной  формы  производственных  отношений  не  имеет  никакого  значения  тот  материал,  из  которого  они  изготовлены,  будь  то  материал  или  бумага.

     К.Маркс  описал также все вышеперечисленные функции денег.

 

      Заключение

 

     Сделаем основные выводы по проделанной работе:

     1. Товарное хозяйство – это производство  продукции (услуг) для рынка,  для продажи.

     2. Исходными экономическими категориями товарного производства, а, следовательно, и рынка являются товар и деньги. Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и меновой стоимостью.

     Величина  стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда. Она определяется общественно необходимыми затратами (существует разная квалификация производителей): средние условия производства, организация производства, средняя квалификация сотрудников, техническая оснащенность.

     3. Деньги - это всеобщий эквивалент, товар, на который обмениваются другие товары, это всеобщее средство измерения стоимости всех других товаров.

     4. Функции денег:

     1) Мера стоимости.

     2) Средство обращения.

     3) Средство накопления.

     4) Средство платежа. 

     5) Мировые деньги.

     5. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение зависит от обращения денежной единицы.

     Принцип денежного обращения – ограничение денежной массы потребностями оборота.

 

      Список использованной литературы

 
    1. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. – М.: - ИНФРА – М, 2005.
    2. Барр, Раймон. Политическая экономия: В 2 т.: Пер. с фр.-М.: Международные отношения, 2006.
    3. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова, В.Т. Пуляев. Краткая экономическая энциклопедия. – СПб., ТОО ТК «Петрополис», 2007.
    4. Жуков Е.Ф.  "Общая теория денег и кредита" М., "Банки и биржи", 2005.
    5. Журнал «Деньги и Кредит»: ежемесячный научно-практический журнал. Учредитель Банк России. - М.: Финансы и статистика.
    6. Журнал «Деньги»: еженедельник Издательского дома «Коммерсантъ». - М.:ЗАО «Издательство «Коммерсантъ».
    7. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА – М, 2007.
    8. Курс экономической теории: Учебник / под общей ред. проф. М.Н.Чепурина, проф. Е.А.Киселевой. – Киров: Издательство «АСА», 2007г.
    9. Макконелл К.Р. Брю С.Л.  “ Экономикс “  Москва изд. “ Республика “ 2006.
    10. С. Ядгаров, «История экономических учений», Москва, Экономика, 2006.
    11. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Г.П. Журавлевой и Н.Н. Мильчаковой. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
    12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / под ред.проф. Л.А.Дробозиной. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 2007г.
    13. Экономика: Учеб. для  экономич. академий,вузов и факультетов/Под ред. А.С.Булатова.-М.:Бек,2005.
    14. Экономика: Учебник  по курсу "Экономическая теория"/ [С.А.Бартенев,И.И. Большакова, А. С.Булатов и др.]; Под ред.А.С.Булатова.-2-е изд.,перераб.и доп.-М.:Изд-во"Бек",2007.
    15. “Экономическая Теория” учебник для ВУЗов 5-е издание под ред. проф. В. Д. Камаева., издательство “ВЛАДОС” . М - 2009.

Информация о работе Теория товара и денег