Теория поведения потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 03:33, контрольная работа

Описание работы

Теория потребительского выбора и спроса представляет собой раздел микроэкономики, в котором изучается вопрос о том, какой товар или набор товаров выбирает потребитель при заданных ограничениях. Изучение выбора отдельно взятого потребителя имеет своей целью выведение индивидуальной функции спроса. Конечной целью анализа данной проблемы является теория спроса, устанавливающая основные зависимости между ценовыми и неценовыми факторами и рыночным спросом. В основе современной теории потребительского выбора лежит неоклассическая теория.

Работа содержит 1 файл

126 Экономическая теория Тема 8.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, снижение цены какого-либо товара можно рассматривать  так же, как повышение реального  дохода потребителя. В самом деле, если в первоначальной ситуации (до снижения цены) потребитель выбирал некоторый оптимальный набор товаров А, то после снижения цены одного из товаров потребитель способен приобрести этот, бывший ранее оптимальным, набор А, причем в распоряжении потребителя еще останется некоторая сумма денежных средств, которая может быть истрачена на приобретение дополнительных единиц как подешевевшего товара, так и любого другого из множества доступных потребителю товаров. Таким образом, снижение цены некоторого товара вызывает увеличение реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе).

Рассмотрим теперь, как  же повлияет это увеличение реального  дохода на объем спроса потребителя  на данный товар. На первый взгляд кажется, что объем спроса должен возрасти или по крайней мере не уменьшиться. Однако при более внимательном изучении ответ представляется не столь однозначным. Объем спроса на одни товары вследствие увеличения дохода потребителя может возрастать (нормальные товары), в то время как на другие товары - снижаться низшие блага.

Сказанное выше позволяет  нам сделать следующий вывод: изменение цены некоторого товара оказывает  влияние на изменение объема спроса потребителя на этот товар двумя  путями. С одной стороны, объем  спроса изменяется под влиянием изменения относительной цены данного товара, а с другой - под влиянием изменения реального дохода потребителя. Понимание этого обстоятельства привело экономистов к выводу о целесообразности разделения общего эффекта изменения объема спроса на товар под влиянием изменения цены этого товара на две составные части: эффект замены и эффект дохода.

Под эффектом замены экономисты понимают изменения объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе, т.е. при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ.

Эффектом дохода в  свою очередь называется изменение  объема спроса, вызванное исключительно  изменением реального дохода при  неизменности относительных цен  товаров. Общее изменение объема спроса на некоторый товар, вызванное изменением цены этого товара, называется общим эффектом изменения цены и представляет собой, таким образом, сумму эффекта замены и эффекта дохода.

Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода впервые в экономической науке была представлена в статье российского экономиста и математика Е. Е. Слуцкого "К теории сбалансированного бюджета потребителя", которая была опубликована в итальянском "Giornale degli Economist!" в июле 1915 г. Статья эта, однако, оставалась почти незамеченной до тех пор, пока к рассматриваемой проблеме не было привлечено внимание замечательных английских экономистов - создателей современной теории потребительского спроса Р. Аллена и Дж. Хикса. Аллен познакомил широкую научную общественность с работой Слуцкого в своей статье "Теория потребительского спроса профессора Слуцкого" (1936 г.). Наиболее же полное и современное изложение проблемы разложения общего эффекта изменения цены дано в классической монографии Хикса "Стоимость и капитал" (1939 г.).

Рассмотрим теперь модель такого разложения по Дж. Хиксу.

Пусть потребитель покупает два товара, X и Y, доход потребителя  составляет М единиц, цены товаров  РX и РY. Соответствующая этим условиям бюджетная линия AB имеет точку касания Е0 с кривой безразличия I0, следовательно, точка Е0 является точкой потребительского оптимума (рисунок 1.7).

 

Рисунок 1.7 – Эффект замены и эффект дохода

 

 

Пусть теперь цена товара X снизилась  с РX до Р1X. В этом случае, новая бюджетная линия пересекает ось y в той же точке А (цена товара Y не изменилась), а ось x - в точке В1, лежащей правее точки В на оси х (цена товара X снизилась). Новая бюджетная линия AB1 имеет точку касания Е1 с кривой безразличия I1. Это и есть новый оптимум потребителя.

Таким образом, при первоначальной цена потребитель покупает x0 единиц товара X, при новой цене - x1 единиц товара X, т.е. общим эффектом снижения цены является увеличение объема спроса на x1 - x0 единиц товара X.

Попробуем теперь разложить  этот общий эффект на эффект замены и эффект дохода. Для того чтобы определить величину эффекта замены, нам необходимо вы явить, как изменился бы объем спроса потребителя на товар X исключительно вследствие изменения относи тельной цены товара X, если бы реальный доход потребителя остался бы при этом неизменным. По пред положению Дж. Хикса (и это предположение является наиболее корректным в рамках рассматриваемой нами теории полезности), реальный доход потреби теля остается неизменным, если потребитель остается на одной и той же кривой безразличия, т.е. уровень удовлетворения потребителя не изменяется.

Соотношение цен товаров характеризуется углом наклона бюджетной линии и при этом параллельные бюджетные линии характеризуют одинаковое соотношение цен товаров.

Проведем воображаемую бюджетную линию A`B` параллельную новой бюджетной линии AB1 и касательную к кривой безразличия I0. Эта бюджетная линия отражает, очевидно, новое соотношение цен то варов X и Y, и в то же время точка касания этой линии с кривой безразличия I0 - точка воображаемого потребительского оптимума E` - характеризуется тем же уровнем реального дохода потребителя, что и точка первоначального оптимума Е0. Таким образом, при движении потребителя от точки Е0 к точке E` уровень реального дохода потребителя остается неизменным Изменение объема спроса потребителя на товар X при переходе от точки Е0 к точке E` вызвано исключительно изменением соотношения цен товаров X и Y, и, следовательно, x` - x0 - увеличение объема спроса на товар X - при этом переходе как раз и представляет собой эффект замены.

Рассмотрим теперь переход  от точки вспомогательного оптимума E` к точке нового оптимума Е1. Оба эта оптимума характеризуются одинаковым соотношением цен товаров, и, следовательно, изменение объема спроса на товар X происходит исключительно вследствие увеличения реального дохода. Тогда очевидно что увеличение объема спроса x1 - x` - не что иное, как эффект дохода.

Итак, на рисунке 1.7:

x` - x0 - эффект замены;

x1 - x` - эффект дохода;

x1 - x0 = (x` - x0) + (x1 - x`) - общий эффект снижения цены.

Эффект замены при  снижении цены товара всегда будет  выражаться в росте объема спроса на данный товар. Это следует из уже  известных нам свойств кривых безразличия и условий потребительского оптимума. Предельная норма замещения  в точке потребительского оптимума равна отношению цен товаров, и снижение цены товара X приводит к тому, что норма замещения в точке E` должна быть меньше, чем в точке Е0. В свою очередь выпуклость кривой безразличия гарантирует, что при движении вдоль нее предельная норма замещения монотонно убывает с ростом объема товара X. Именно поэтому точка E` располагается правее точки Е0.

Направление эффекта  дохода, однако, как нам также  известно, не столь однозначно. На рисунке 1.7 рассматривается товар X как нормальный, т. е. товар, объем потребления которого возрастает с увеличением дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическое задание

 

  1. На рисунке изображена линия «доход-потребление» для воображаемого потребителя. Мы можем сказать что:

 

в) Товар Х является до точки К нормальным товаром, а поле нее – товаром низкого качества.

 

2. Кривая Энгеля показывает:

б) Как зависит спрос на благо от изменения реального дохода потребителя.

 

3. Чтобы построить  линию « цена-потребление» для  товара Х , мы должны:

Б) Изменять цену товара Х и исследовать изменение равновесия.Изменяется лишь цена, а все другие факторы остаются неизменными.

 

  1. Закон спроса нарушается, если:

а) Эффект замены и эффект дохода противоположны по знаку и эффект замены больше эффекта дохода. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается его объем изменяется в том же направлении, что и цена.

 

  1. Товар Гиффена это:

б) товар, спрос на который  растет при росте цены этого товара. При повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

    1. Балабанов А.К. Финансы: Краткий курс. - СПб., 2000.
    2. Булатов А.С. Экономика: Учебник - М.: Юристъ, 1999. – 690.
    3. Валовой Д.В. Экономика: Учебник - М.: Щит-М, 1999. – 591.
    4. Дробозина Д.А. Финансы, денежное обращение, кредит - М.: ЮНИТИ, 2000. – 565.
    5. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 563.
    6. Ковалева А.Н. Финансы: Учебное пособие - М., 2000.
    7. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2000. – 369.
    8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник/ Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. – 576.
    9. Николаева И.П.. Экономическая теория: Учебник  - М.: Проспект, 2004. – 489.
    10. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 452.
    11. Райзберг Б.А. Курс экономики. - М: ИНФРА-М, 1997 – 456.
    12. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие - М.: ДИС, 1997. - 378
    13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. – 640.
    14. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. - М.: БЕК, 1997. – 470.

Информация о работе Теория поведения потребителей