Теория потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть теорию потребительского поведения.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. охарактеризовать кардиналистскую теорию потребительского поведения;
2. раскрыть ординалистскую теорию потребительского поведения;
3. рассмотреть теорию и практику потребительского поведения.

Содержание

Введение 3
1.Кардиналистская теория потребительского поведения. 4

2.Ординалистская теория потребительского поведения. 7

3.Теории потребительского поведения
и практика. 17

Заключение 28

Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 900.50 Кб (Скачать)

      1. Потребитель стремится получить  максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой  ограниченный доход.

      2. Полезность, которую приносит каждая  последующая единица данного  товара (ее называют предельной  полезностью), меньше полезности предыдущей единицы товара. Рассмотрим следующий пример (табл. 1).

      TU – total utility (общая полезность);

      MU – marginal utility (предельная возможность)

Таблица 1

      Общая и предельная полезность абрикосов  для отдельного потребителя

Число абрикосов Общая полезность (сумма предельных полезностей), ед. Предельная  полезность (полезность дополнительного абрикоса), ед.
1

2

3

4

5

10

18

24

28

30

10

8

6

4

2

 

      С увеличением количества абрикосов  предельная полезность в нашем примере  убывает. Каждый дополнительный абрикос  приносит все меньшее дополнительное удовлетворение, или, иначе говоря, все меньше увеличивает общую  полезность.

      Каким же образом полезность связывается со спросом? Пусть полезность любой единицы денег будет одной и той же, например 1 руб. имеет полезность, равную двум единицам полезности3.

      Тогда наша таблица будет выглядеть  следующим образом (полезность выражена в денежных единицах):

     Таблица 2

      Полезность, выраженная в денежных единицах (руб.)

Число абрикосов Общая полезность Предельная  полезность
1

2

3

4

5

5

9

12

14

15

5

4

3

2

1

 

      Попробуем теперь определить объем спроса нашего потребителя на абрикосы при различных  значениях цены абрикосов. Предположим, что доходы потребителя, его вкусы и предпочтения, цены других товаров остаются без изменения.

      Допустим, цена одного абрикоса равна 5 руб. Сколько  абрикосов купит покупатель по этой цене? Вероятно, он будет сопоставлять полезность денег, которую он при этом теряет, с полезностью приобретаемого товара. Покупая один абрикос, покупатель теряет полезность, равную 5 руб., и приобретает полезность, также равную 5 руб. Таким образом, от этого обмена он не терпит убытка. Купит ли потребитель второй абрикос при данной цене? Полезность денег, которую он теряет, опять-таки равна 5 руб., но приобретает он только 4 руб. полезности. Он теряет полезность величиной 1 руб. Следовательно, он откажется от покупки второго абрикоса.

      Сколько абрикосов купит наш потребитель при цене 4 руб.? Очевидно, два. Первый абрикос принесет ему увеличение общей полезности на 1 руб. (5 руб. – приобретает 4 руб. – теряет), второй абрикос дает эквивалентный обмен полезностей, а третий уже приносит «убыток».

      Предполагая последовательно цену абрикоса равной 3, 2, 1 руб., мы получим следующие результаты: 

      Таблица 3

Цена  абрикосов, руб. Объем спроса, шт.
5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

 

      Линия предельной полезности является также  линией спроса, если полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной4.

      Таким образом, теория субъективной полезности выводит закон убывания объема спроса с ростом цены из аксиомы снижения предельной полезности.

      Объяснение  характера спроса построено в  данном случае на допущении возможности количественного измерения потребителем полезности благ.

      Такой подход получил название кардиналистского (от англ. cardinal - количественный).

      Ординалистский  подход (от англ. ordinar - порядковый), который  требует только возможности установления между различными благами отношений предпочтения или безразличия (без измерения полезности). Этот подход можно также назвать относительным5.

      Задача 1.

      Для потребителя каждая дополнительная единица товара является менее ценной и поэтому дешевле предыдущей на 5%.

      Фирма, которая на ряду с конкурентами предлагает рынку данный товар, считает, что каждая дополнительная единица продукции может быть реализована по цене на 10% больше предыдущей.

Цена первой единицы товара для потребителя                 21

Цена первой единицы товара для производителя  6

На основании  данных:

  1. Определите графически равноважную цену товара, на которую ориентируются  потребитель и фирма, принимая решение о закупке и производстве товара.
  2. Покажите на графике "излишек производителя" и "излишек потребителя".
  3. Объясните, как повлеяет на "излишек потребителя" и "излишек производителя"  принятое правительством решение о снижении цены товара на 20% по сравнению с рыночной ценой. Отобразите изменения графически.

      Решение:

      На  основании данных рассчитаем цену товара для потребителя и производителя .

            ед       начальная       -20%
      Цена  ед. для потреб. Цена ед. для  производ. Цена ед. для  потреб. Цена ед. для  производ.
      1 21,00  6 16,8 4,8
      2 19,95  6,6 15,96  5,28
      3 18,95  7,26 15,16  5,81
      4 18,00  7,98 14,40  6,39
      5 17,10  8,78 13,68  7,03
      6 16,25  9,66 13,00  7,73
      7 15,44  10,63 12,35  8,5
      8 14,67  11,69 11,73  9,35
      9 13,93  12,86 11,14  10,29
      10 13,24  14,15 10,59  11,32
      11 12,57  15,56 10,06  12,45
      12 11,94  17,11 9,55  13,69
      13 11,35  18,83 9,08  15,06
      14 10,78  20,71 8,62  16,57
      15 10,24    8,19   
      16 9,73    7,78   
      17 9,24    7,39   
      18 8,78    7,03   
      19 8,34    6,68   
      20 7,92    6,34   
      21 7,53    6,03   
      22 7,15    5,73   
      23 6,79    5,44   
      24 6,45    5,17   
      25 6,13    4,91   

      Построим  на основании этих данных график.

      

 

Задача 2.

Рассчитайте переменные (VC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC), общие средние (ATC) и предельные издержки (MC), постройте график производственных расходов.

Опираясь на правило максимилизации дохода, определите, до какого момента фирме целесообразно  увеличивать объем производства продукции.

Даны:

Q- объем производства

MR- предельный доход

TC- общие издержки

Решение.

Рассчитаем переменные и постоянные.

Q 0 1 2 3 4 5 6 7 8
MR 0 140 100 80 60 40 20 0 -30
TC 320 410 490 560 620 690 770 810 910
FC 320 320 320 320 320 320 320 320 320
MC 0 90 80 70 60 70 80 40 100
VC=TC-FC 0 90 170 240 300 370 450 490 590
AFC=FC/Q 0 320,00 160,00 106,67 80,00 64,00 53,33 45,71 40,00
AVC=VC/Q 0 90 85 80 75 74 75 70 73,75
ATC=ТC/Q 0 410,00 245,00 186,67 155,00 138,00 128,33 115,71 113,75
MC при 0         0
      1 410-320= 90
      2 490-410= 80
      3 560-490= 70
      4 620-560= 60
      5 690-620= 70
      6 770-690= 80
      7 810-770= 40
      8 910-810= 100
 

      Построим  графики.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

    Рыночный  спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных  лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора. Для обозначения того удовольствия, или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин «полезность» (U - utility). Своим происхождением этот термин обязан английскому философу и социологу Джереми Бентаму (1748-1832). Установив, что полезность является целью потребления, мы должны признать, что существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят. Так, цены на товары, а также размеры потребительского бюджета ограничивают возможности удовлетворения потребностей. Выделяют два основных подхода к определению полезности: 1) количественный (кардиналистский) - здесь речь идет о традиционной версии теории потребительского выбора; 2) порядковый (ординалистский). Кардиналистская теория потребительского поведения предполагает, что полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU). В свою очередь, сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность (TU). Тогда предельная полезность - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу. Суть ординалистской измеримости субъективной полезности заключается в том, что здесь используется не абсолютная (количественный подход), а относительная шкала, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого набора благ, и не ставится вопрос о том, на сколько один набор предпочтительнее другого. В порядковой теории полезности утверждение «Hабор A предпочтительнее набора B» эквивалентно утверждению «Hабор A имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор B». Поэтому задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него. 
 

Список использованной литературы

Информация о работе Теория потребительского поведения