Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Биография и экономическая теория Ф. Кенэ. Категория «деньги» с точки зрения английско

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

1. Э. Чемберлин утверждает: «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».
2. Ф. Кенэ явился крупнейшим представителем школы физиократов, он – создатель классической французской политической экономии. Ф. Кенэ создал концепцию «естественного порядка», создал учение об эквивалентности обмена, о деньгах, о цене.
3. Институционализм от лат. Instituto – наставление, указание – это течение в экономической теории, возникшее в США и других странах в конце XIX – начале XX веков, как альтернатива неоклассическому направлению экономической мысли.

Содержание

1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
2. Биография и экономическая теория Ф. Кенэ
3. Категория «деньги» с точки зрения английской классической школы

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 98.24 Кб (Скачать)

    Наконец,  нельзя  не  обратить  внимание   на   девятую   главу   «Теории монополистической конкуренции», включенную Э. Чемберлином в книгу в 1937  г. на базе собственной исправленной и  дополненной  статьи.  Она  содержит  ряд существенных комментариев. К примеру, ученым подчеркивается, что  дифференциацию  продукта  не  следует рассматривать «в самом широком смысле»,  поскольку  ее  (дифференциации)  не может быть хотя бы без самой незначительной важности «по  крайней  мере  для некоторого числа  покупателей».  Еще  один  комментарий  связан  с  понятием «монополистическая    конкуренция»,    которую     гарвардский     профессор характеризует как «вызов традиционной  точке зрения  экономической науки», считая, что из его сути не явствует альтернативная  природа  таких  явлений, как конкуренция и монополия, и что отдельные цены (благодаря этому  понятию) «следует объяснять  л  ибо  в  категориях  конкуренции,  либо  в  категориях монополии».

   Суммируя итоги своего исследования, Э. Чемберлин  выражает  непоколебимую уверенность в естественной сущности монополии в конкурентной среде,  т.е.  в том, что предпринимательство в значительной своей части «составляют  попытки всякого предпринимателя воздвигнуть  собственную  монополию,  распространить ее насколько возможно и защитить ее против попыток  других  предпринимателей расширить свои монополии». Но задача, по его мысли,  состоит  в  том,  чтобы через экономическую науку пришло «полное осознание того обстоятельства,  что продукт всегда  дифференцирован»,  «что  чистую  конкуренцию  нельзя  больше считать во всех отношениях «идеалом» для экономики благосостояния».

    Впоследствии Э.  Чемберлин  и сторонники  его теории  монополистической конкуренции выдвинули положение о сохранении конкуренции и  при  «групповой монополии», в соответствии, с которым речь идет о разделе сфер  влияния  на рынке  между  партнерами-конкурентами  с  целью   реализации   неоднородной (дифференцированной)  товарной  продукции без снижения  цены  до   уровня предельных издержек. Другой характерной особенностью  современной  редакции теоретических положений Э. Чемберлина является выдвижение наряду с идеей о «дифференциации продукта»,  т.е.  о  его  исключительном  качестве,  еще  и

дополнительных  неценовых условий  усиления  монополистической  конкуренции, как-то:    техническое    усовершенствование,     достигнутое     отдельным товаропроизводителем; особое обслуживание покупателей, обеспечивающее фирме респектабельную репутацию, и т.д.

    Первоначальная привлекательность книги Чемберлина заключалась в том,  что ее  выводы  были  прямо  противоположны  выводам  из   модели   совершенной конкуренции. Например, можно строго доказать,  что  фирмы,  максимизирующие прибыль на рынках совершенной конкуренции, не имеют стимулов  для  рекламы. Однако расходы на  рекламу  на  множестве  продуктовых  рынков-  достаточно известное явление, а из теории монополистической конкуренции  следует,  что фирмы, продающие неоднородный  продукт,  действительно  будут  прибегать  к рекламе. Такое соответствие заключений теории монополистической конкуренции даже поверхностным явлениям  внешнего  мира  заставляет  предположить,  что здесь налицо подлинное продвижение по сравнению с маршаллианской   теорией. Одним из парадоксов истории мысли  является  то,  что  случай,  за  который ухватился Чемберлин,- большое число фирм при свободном входе в отрасль и дифференциации продукта,  но  без  осознанной  взаимозависимости-  сегодня рассматривается   как   тривиальная   модификация    модели     совершенной конкуренции. Революция в теории цены, вызванная “Теорией  монополистической конкуренции”, заключалась в том,  что  возросло  число  рыночных  структур, которые экономическая теория должна была проанализировать, чтобы  показать, что - удовлетворительное функционирование  рынка  не  простое  автоматическое

следствие из типа  конкуренции.  В  мире  монополистической  конкуренции  и олигополий суждения о благосостоянии и политические рекомендации  не  могут базироваться только на степени отклонения  конкретной рыночной структуры от норм совершенной конкуренции. Теория цены с тех пор стала более  сложной  и менее удовлетворительной. Мы никогда не сможем вернутся к смелым обобщениям теории  цены  Маршалла.  Именно  по  этой  причине  мы  вправе  говорить  о чемберлианской революции в современной микроэкономической  теории,  подобно тому, как мы говорим о кейнсианской революции в макроэкономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 2.

     Физиократы  – французские экономисты 18в., представители  классической буржуазной политической экономии. Школа физиократов возникла и развивалась в переходный период от феодализма к капитализму, когда  во Франции широко начал развиваться  мануфактурный капитализм.

     Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.

     Ф. Кенэ (1694 – 1774) – основоположник физиократизма, глава этой школы. Он не только заложил основы физиократической школы, но и сформулировал ее теоретическую и политическую программу. Продолжил его изыскания видный государственный деятель Франции второй половины 18в. А. Тюрго (1721 – 1781). Пропагандистами идей физиократизма (особенно Кенэ) были Дюпон де Немур, Д’Аламбер, В. Мирабо, Г. Летрон и др. Таким образом, сложилась настоящая школа физиократов, или «экономистов», как их тогда называли. Ее рассвет относится к 60-70-м гг. 18в.

     Изучение  идей этой школы достаточно важно, так  как, по выражению Карла Маркса физиократы “в пределах буржуазного кругозора  дали анализ капиталу” и стали  “настоящими отцами современной  политической экономии”.

     Цель  работы: изучить особенности взглядов физиократов на примере основателя школы Ф. Кенэ.

     Задачи: 1) выяснить методологическую платформу  экономического исследования Ф. Кенэ;

2) рассмотреть  основные идеи физиократического  учения Ф. Кенэ;

3) сделать  вывод о существе идей физиократов  и их вкладе в развитие экономической  науки.

     Франсуа Кенэ родился в 1694г. близ Версаля в семье бедного крестьянина, восьмым из тринадцати детей крестьянина – мелкого торговца, Ф. Кенэ исключительно благодаря своим природным дарованиям достиг профессии врача, которая всегда оставалась для него основной. Оставшись в 13 лет без отца, выполнял тяжелую работу в поле и дома. Поэтому научился грамоте поздно и всю свою жизнь испытывал к чтению подлинную страсть. С 1711 по 1717 г.г. жил в Париже, практиковал в госпитале, одновременно работал гравером в мастерской. В 23 года женился, получил диплом врача и начал работать в г. Манте недалеко от Парижа. Прожил здесь 17 лет, стал популярнейшим врачом в округе. Выпустил несколько медицинских сочинений.

     В 1734 г. популярнейшему к этому времени  врачу Ф. Кенэ предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной «просьбы» небезызвестной маркизы Помпадур Ф. Кенэ обретает еще более почетную «службу», и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел в дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных для здоровья физических упражнений собственноручно сделал на печатном станке Ф. Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественного воспроизводства.

     По  мере улучшения и упрочения своего материального положения (в парижский  период жизни) Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он начинает посвящать философской науке, а затем целиком экономической теории. С 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро и др.» Аламбером, в которой и были опубликованы его основные экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др.

     На  квартире в Версале у него собирались для ученых дискуссий философы, писатели-просветители, сплотившиеся в 50-е гг. вокруг «Энциклопедии»: Дидро, Гельвецкий, Дюкло, Тюрго, Мирабо. Занимаясь философией, общаясь с просветителями-философами, Кенэ не стал материалистом. Он примыкал к учению Декарта-Мальбранша о двойственной истине. Человеческое общество рассматривалось им как часть мироздания, подчиненная законам природы. Он изучал законы природы и указывал, что не только в природе, но и в обществе обмен развивается по принципу эквивалентности. Эта идея была плодотворно использована в его экономических исследованиях. Как экономист Кенэ сформировался довольно поздно, в 50-х гг. 18в., когда ему было уже под 60 лет. К этому времени экономические проблемы Франции привлекли к себе все прогрессивные умы. В 1756г. Дидро привлекает Кенэ к участию в «Энциклопедии». Это событие сыграло очень существенную роль в жизни Кенэ. Будучи выходцем из народа, он хорошо знал его тяготы и нужды, видел бедственное положение французских крестьян и городских тружеников. Живя при королевском дворе, он наблюдал расточительную роскошь, в которой пребывали аристократы. Связи самого Кенэ с аристократами, с дворянством были очень тесными. Эта двойственность отразилась на всей экономической платформе Кенэ и проявилась уже в первых экономических статьях, которые он написал для «Энциклопедии» («Фермеры», «Зерно», «Население», «Налоги»).

Принципы  методологии Ф. Кенэ

     В сочинениях Кенэ решительно осуждает взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отражением нараставшего в стране на протяжении ряда десятилетий неудовольствия состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен Людовика XIV (это отмечал и А. Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

     Таким образом, можно заключить, что в  качестве предмета изучения политической экономии Ф. Кенэ избрал чрезмерно возвеличенные им же с точки зрения общественного благополучия проблемы сельскохозяйственного производства, являющегося составной частью сферы производства. Причем он явно недооценивает взаимосвязь всех сфер экономики, что обусловлено методологическими принципами, которых этот автор неизменно придерживался и своем творчестве.

     В отличие от английской классической буржуазной политической экономии, которая  сосредоточила свое внимание главным  образом на проблемах разделения труда, стоимости, прибыли, заработной платы, в первую очередь анализируя промышленное производство, а затем уже сельское хозяйство, Кенэ объектом своего исследования сделал земледелие. Он анализировал сельское хозяйство, объединив его единственно производительной силой. Только в земледелии, по утверждению Кенэ, создается новое богатство, большая производительность земледельческого труда обусловлена самой природой.

     Методологической  платформой экономического исследования Ф. Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию»

     Эту концепцию он подробно изложил в  работе «Естественное право» (1765), которая  дает представление о мировоззрении  Кенэ и философских корнях физиократизма. Кенэ считал, что общественные законы являются законами «естественного порядка», которые выгодны человеческому обществу. Эти законы, рассуждал далее Кенэ, установлены богом для воспроизводства и распределения материальных благ. Эту идею он развивал в работе «Китайский деспотизм» (1767). «Физические законы, которые устанавливают естественный порядок, наиболее выгодный для человеческого рода, и с точностью определяют естественное право всех людей, являются вечными, неизменными и несомненно лучшими законами, какие только могут существовать.» Право собственности, по мнению Кенэ, является основой естественного права. По существу, под естественным порядком понимался буржуазный порядок. Под маркой обоснования естественного порядка защищался капиталистический способ производства, с господством частной собственности и развивающийся на основе свободной конкуренции.

Информация о работе Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Биография и экономическая теория Ф. Кенэ. Категория «деньги» с точки зрения английско