Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа
Наряду с задачами поддержания порядка, законности и организации национальной обороны государство должно выполнять определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства - федерального, штатов, местных органов власти - играют в ней существенную роль.
б. образование и наука,
в. культура и спорт.
Все эти цели в
совокупности с генеральной образуют
дерево целей
Средства
государственного регулирования
экономики.
Средства государственного регулирования экономики подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создании условий для социально слабо защищенных слоев населения. Основные инструменты государственного регулирования:
- фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;
- денежная политика;
- политика регулирования доходов;
- социальная политика;
- государственное регулирование ценообразования;
- внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства – это:
- регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
- установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
- операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов
государство стремится
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли: а) это главный источник финансирования государственных расходов; б) это инструмент регулирования. Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.
Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются. Перед нами сильный рычаг государственного регулирования инвестиций – освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного капитала имеет еще ряд последствий. Дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.
Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном регулировании экономики. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор – это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных задач. Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики.
В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственном секторе растут. Таким образом государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. Государственный сектор служит повышением эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.
Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта.
Кредитование
экспорта, гарантирование экспортных
кредитов и инвестиций за рубежом, введение
или отмена пошлин во внешней торговле;
меры по привлечению или ограничению доступа
иностранного капитала в экономику страны,
привлечение в страну иностранной рабочей
силы, участие в международных экономических
организациях, интеграционных межгосударственных
объединениях. Отдельные инструменты
государственной экономической политики
могут употребляться в различных целях,
в разных сочетаниях и с разной интенсивностью.
В зависимости от характера целей будет
меняться место того или иного инструмента
в арсенале средств государственного
регулирования экономики в конкретный
период.
Этапы
развития государственного
регулирования экономики.
Границы его эффективности.
В процессе своего развития государственного регулирования экономики пошло несколько этапов.
Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
2.) Несогласованные
между собой акции
3.) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.
4.) Переход
в ряде стран к отраслевому
и региональному
5.) Осуществление
во все большем числе развитых
стран общегосударственного
6.) Меры
по согласованию
На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях рыночного хозяйства.
Наряду
с общетеоретическими работами со второй
половины 60-х годов в развитых странах
стало публиковаться все больше конкретных
прикладных исследований, посвященные
количественному анализу последствий
мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество
ученых с правительственными органами,
ответственными за принятие экономико-политических
решений. Характер и направление научных
исследований в области ГРЭ за последние
три-четыре десятилетия претерпели существенные
изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался
вопрос: «Регулировать или не регулировать
экономику?», то позднее – «Какова должна
быть степень этого регулирования? С какими
целями, в каких направлениях и какими
средствами надо регулировать?». Однако
возможности ГРЭ не безграничны. Экономической
основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая
через государственный бюджет и внебюджетные
фонды, и государственная собственность.
Эффективность ГЭП при прочих равных условиях
тем выше, чем выше государственные доходы,
чем большая доля ВВП перераспределяется
государством, чем большую роль в экономике
играет государственный сектор. Но у государственных
доходов и у государственного сектора
есть относительные границы роста.
Функции государственного регулирования
Рыночный механизм свободной
конкуренции имеет много
Во-первых. Это правильная организация денежного обращения.
Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
Информация о работе Теория и практика государственного регулирования экономики