Теория и практика государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Наряду с задачами поддержания порядка, законности и организации национальной обороны государство должно выполнять определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства - федерального, штатов, местных органов власти - играют в ней существенную роль.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

   по экономической теории на тему: «Теория и практика государственного регулирования экономики» 
 
 
 
 
 
 
 

                "Мы  никогда не должны говорить о том, что государство должно напрямую вмешиваться в экономику. Государство должно выполнять другую функцию. Оно должно создавать внятные и понятные эффективные правила и, самое главное, создать систему исполнения этих правил, гарантии этих правил".       

                                      В.В.Путин 
 

    Введение 

    Наряду с задачами поддержания порядка, законности и организации национальной обороны государство должно выполнять определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.  

    В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. С  другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему.  Вместе с тем экономические  функции правительства - федерального, штатов, местных органов власти - играют в ней существенную роль.

    Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для национального производства. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики. Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зачем нужно государственное  регулирование экономики? 

       Экономика страны — это сотни  миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

  Важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые структуры нуждаются в поддержке государства.

     Роль  государственных органов заключается  главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики  и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

     Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета.

     Практика и многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание страны и благосостояние ее народа зависят не от абстрактных экономических условий, а от конкретной экономической и политической стратегии государственного руководства.

      Теория  экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе.  

   При этом речь идет, по меньшей мере, о  следующих проявлениях.

  • Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
  • Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.
  • Внешние эффекты, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
  • Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.
  • Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.
  • Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.
  • Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.
  • Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.
 

      Из  указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цели  государственного регулирования  экономики

     Цели  государственного регулирования  экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов государственной власти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.

      Правовое  установление целей  и задач социального  развития. Главными целями социально-экономического развития являются:

  • повышение благосостояния населения страны,  
  • решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,
  • соблюдение социальной справедливости,  включая помощь бедным и социально обездоленным,
  • создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.

      Эти цели  реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых  установок типа:

  • создание условий для сбалансированного роста и  повышения производительности труда,
  • содействие научно-техническому прогрессу,
  • поддержание  разумно-стабильных цен,
  • достижение положительного торгового баланса.

    Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной  системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

      Дерево  целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.

      Генеральной целью государственного регулирования  экономики является укрепление и совершенствование существующего  социально-экономического строя.

      Дерево  целей экономического развития

(условный  пример применительно к общенациональному  уровню).

      Глобальная  цель государственного регулирования -

сохранение  и упрочение социально-экономического строя.

      Цели  I уровня:

  1. Повышение уровня жизни населения страны.
  2. Поддержание социальной стабильности в обществе.
  3. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем
  4. Экологическая безопасность страны

      Цели  II уровня:

I. Повышение уровня жизни населения страны:

      а. рост доходов на душу населения,

      б. товарное обеспечение денежных доходов,

      в. обеспечение населения социальными  благами.

II. Поддержание социальной стабильности в обществе:

      а.  соблюдение границ целесообразной дифференциации доходов на душу населения (коэффициент Джини, децильный коэффициент и пр.)

      б. выполнение обязательств государства перед населением, перед занятыми, перед несамодеятельным населением и пр.

      в. контроль за исполнением обязательств работодателями перед работниками.

III. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем:

       а. финансирование научно-технического  прогресса,

       б. обеспечение минимального уровня инвестиций, как гарантия заботы о будущих поколениях,

       в. рациональное размещение производства по территории страны, забота о развитии депрессивных регионов.

IV. Экологическая безопасность страны

       а. уровень загрязнения водных ресурсов,

        б. уровень загрязнения воздушного бассейна,

        в. нарушения в использовании земельных ресурсов.

      Цели  III уровня:

I. Повышение уровня жизни населения страны:

      а.  рост доходов на душу населения,

      б. обеспечение рационального уровня занятости,

      в. обеспечение роста средней заработной платы,

      г. формирование нормальных условий труда.

II. Товарное обеспечение денежных доходов,

      а. развитие комплекса отраслей по производству товаров народного потребления,

      б. импорт потребительских товаров,

III. обеспечение населения социальными благами.

      а. здравоохранение,

Информация о работе Теория и практика государственного регулирования экономики