Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:39, курсовая работа
Объект исследования – рынок труда и безработица.
Предмет исследования – характеристика рынка труда и безработицы в России.
Цель исследования – изучение и анализ проблем труда и безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы моделирования занятости и безработицы 5
1.1. Сущность моделирования 5
1.2. Виды моделей на рынке труда 13
1.3. Модели безработицы в экономической теории 21
2. Современные модели на рынке труда в РФ 26
2.1. Анализ соотношения занятости и безработицы на рынке труда в
РФ и РТ 26
2.2. Оценка занятости и безработицы в РФ 31
2.3. Совершенствование регулирования занятости и безработицы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
-
безработица молодежи, отчисленной
из учебных заведений или
-
безработица вследствие
- безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
-
безработица вследствие
-
безработица специалистов
- безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
-
безработица тех, кто после
длительного перерыва хочет
-
безработица вследствие
-
безработица в связи с
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения.
Первая группа. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность.
Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных.
Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.
Как видно из таблицы 2.2.1 общая численность экономически активного населения России за период с 1999 года по 2009 год не имела тенденций резкого увеличении или уменьшения, а оставалась относительно стабильной. Что касается численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), то здесь мы видим колебания.
Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства. Но учет теневого сектора не объясняет всей разницы между большим спадом и существенно меньшим по величине приростом безработицы. На каждый процент прироста безработицы за 5 лет приходится в среднем почти вдвое больший спад реального производства продукции.
Таблица 2.2.1
Численность экономически активного населения, занятых и безработных
(тысяч человек) [23]
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008* | 2009* | |
Численность экономически активного населения - всего | 74946 | 70861 | 69660 | 68079 | 67339 | 72175 | 71464 | 70968 | 72127 | 73198 | 73359 |
мужчины | 39171 | 37336 | 36749 | 35925 | 35379 | 37639 | 37154 | 36846 | 37073 | 37404 | 37339 |
женщины | 35774 | 33525 | 32911 | 32154 | 31960 | 34537 | 34310 | 34122 | 35054 | 35794 | 36020 |
в том числе: | |||||||||||
Занятые, в экономике - всего | 71068 | 64149 | 62928 | 60021 | 58437 | 63082 | 64465 | 64664 | 65858 | 67247 | 67244 |
мужчины | 37145 | 33720 | 33087 | 31554 | 30587 | 32838 | 33374 | 33435 | 33653 | 34229 | 34227 |
женщины | 33923 | 30429 | 29841 | 28467 | 27850 | 30244 | 31091 | 31229 | 32205 | 33018 | 33017 |
безработные - всего | 3877 | 6712 | 6732 | 8058 | 8902 | 9094 | 6999 | 6303 | 6268 | 5951 | 6116 |
мужчины | 2026 | 3616 | 3662 | 4371 | 4792 | 4801 | 3781 | 3411 | 3385 | 3148 | 3076 |
женщины | 1851 | 3096 | 3070 | 3687 | 4110 | 4293 | 3219 | 2893 | 2883 | 2803 | 3040 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года) - всего | 578 | 2327 | 2506 | 1999 | 1929 | 1263 | 1037 | 1122 | 1500 | 1639 | 1920 |
мужчины | 161 | 872 | 930 | 721 | 682 | 383 | 322 | 359 | 487 | 533 | 647 |
женщины | 417 | 1455 | 1576 | 1278 | 1247 | 880 | 715 | 763 | 1013 | 1106 | 1273 |
Из них безработные, которым назначено пособие по безработице- всего | 371 | 2026 | 2265 | 1771 | 1756 | 1090 | 909 | 1007 | 1169 | 1305 | 1624 |
мужчины | 95 | 764 | 874 | 647 | 625 | 334 | 285 | 328 | 370 | 415 | 544 |
женщины | 276 | 1262 | 1391 | 1124 | 1131 | 756 | 624 | 679 | 799 | 890 | 1080 |
*
- с учетом мирового финансового
кризиса по всей РФ
Основная причина снижения численности безработных связана с расширением сферы приложения труда и активизацией деятельности территориальных органов службы занятости. В последующие годы численность безработных была относительно стабильной величиной, хотя и мела тенденции к росту. Как отчетливо видно из данных таблицы наиболее чувствительно к изменениям в экономике страны являются женщины, здесь мы видим достаточно большую амплитуду колебания численности ищущих работу, не имеющих возможности работать женщин. Также любопытно отметить, что достаточно большой процент безработных мужчин отказываются от назначения им пособия по безработице, выбирая, видимо, другие источники финансирования.
В таблице 2.2.2 наглядно и достаточно ярко отображена структура безработицы.
Таблица 2.2.2
Распределение численности безработных по возрастным группам (в % к итогу)
Безработные - всего |
в том числе в возрасте, лет | Средний
Возраст безработных, лет | ||||||||||
до 20 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | 60-72 | |||
Мужчины | ||||||||||||
1999 | 100 | 15,5 | 21,5 | 13,3 | 12,2 | 11,0 | 8,2 | 4,3 | 5,0 | 4,4 | 4,6 | 32,3 |
2000 | 100 | 9,4 | 18,6 | 14,6 | 13,3 | 14,9 | 11,5 | 8,5 | 3,4 | 4,4 | 1,5 | 33,4 |
2001 | 100 | 8,8 | 17,8 | 13,1 | 13,8 | 14,3 | 12,4 | 9,1 | 3,8 | 5,0 | 2,0 | 34,2 |
2002 | 100 | 7,9 | 17,9 | 13,1 | 13,6 | 15,4 | 12,3 | 8,9 | 3,7 | 5,4 | 1,6 | 34,3 |
2003 | 100 | 7,3 | 18,9 | 13,8 | 12,1 | 14,7 | 12,6 | 9,8 | 4,9 | 3,9 | 2,0 | 34,4 |
2004 | 100 | 7,2 | 16,5 | 14,2 | 12,1 | 15,1 | 11,7 | 9,4 | 6,2 | 4,6 | 3,0 | 35,2 |
2005 | 100 | 7,0 | 17,7 | 14,1 | 12,4 | 13,6 | 13,6 | 9,9 | 5,1 | 3,7 | 2,8 | 34,7 |
2006 | 100 | 8,5 | 17,6 | 13,2 | 12,0 | 12,5 | 13,7 | 10,9 | 6,2 | 3,0 | 2,3 | 34,7 |
2007 | 100 | 8,0 | 16,4 | 13,5 | 13,0 | 11,1 | 13,6 | 10,0 | 8,4 | 2,8 | 3,2 | 35,3 |
2008 | 100 | 9,9 | 19,1 | 13,5 | 11,3 | 11,4 | 12,2 | 10,1 | 7,2 | 3,0 | 2,3 | 34,2 |
2009 | 100 | 10,3 | 18,3 | 12,7 | 9,6 | 10,7 | 12,6 | 10,7 | 8,7 | 3,5 | 2,8 | 34,9 |
Женщины | ||||||||||||
1999 | 100 | 18,3 | 16,3 | 12,1 | 12,9 | 10,7 | 8,7 | 5,0 | 6,6 | 4,8 | 4,6 | 33,2 |
2000 | 100 | 13,1 | 18,0 | 13,4 | 12,7 | 13,3 | 11,2 | 9,5 | 3,8 | 3,3 | 1,7 | 33,0 |
2001 | 100 | 12,0 | 18,4 | 12,7 | 13,6 | 13,9 | 11,7 | 9,6 | 3,7 | 3,3 | 1,1 | 33,0 |
2002 | 100 | 10,7 | 16,7 | 12,2 | 13,3 | 15,7 | 12,5 | 9,9 | 4,3 | 3,2 | 1,4 | 33,7 |
2003 | 100 | 8,5 | 17,6 | 12,7 | 11,9 | 14,5 | 13,8 | 11,2 | 5,9 | 2,3 | 1,5 | 34,4 |
2004 | 100 | 6,8 | 16,1 | 12,3 | 12,4 | 14,2 | 13,5 | 12,5 | 5,8 | 3,0 | 3,4 | 35,6 |
2005 | 100 | 6,9 | 16,8 | 12,6 | 10,4 | 15,4 | 14,0 | 10,8 | 7,4 | 3,1 | 2,6 | 35,6 |
2006 | 100 | 8,6 | 17,8 | 11,5 | 11,9 | 13,6 | 13,9 | 10,5 | 7,3 | 2,0 | 2,9 | 34,9 |
2007 | 100 | 9,9 | 17,8 | 13,0 | 10,7 | 12,1 | 12,4 | 11,4 | 8,1 | 2,2 | 2,4 | 34,6 |
2008 | 100 | 10,3 | 18,4 | 11,9 | 10,9 | 11,2 | 12,0 | 12,0 | 8,4 | 2,4 | 2,4 | 34,7 |
2009 | 100 | 10,6 | 17,0 | 11,9 | 11,6 | 11,2 | 11,5 | 12,6 | 8,6 | 2,9 | 2,1 | 34,9 |
Из данных таблицы можно сделать однозначный вывод о том, что безработице больше всего подвержены люди в возрасте от 30 до 40 лет. Также следует отметить, что процентное количество безработных в возрасте от 20 до 40 лет колеблется в пределах от 10 до 15 процентов, при этом эти показатели стабильны на протяжении с 1998 по 2009 годов. Наименьший же процент безработицы имеют возрастную группу от 45 до 72 лет. В большей степени это связано с низкой продолжительностью жизни и высокой смертностью в России.
Наглядно показано, что процент безработных женщин гораздо выше, чем безработных мужчин.
Таблица 2.2.3
Структура общей безработицы по отраслям, 2009 г. [23]
Отрасли | Доля отдельных отраслей в общей численности безработных, % | Уровень безработицы, %** | Отклонения групповых уровней безработицы от среднего, процентных пунктов |
Все безработные, имеющие опыт работы | 100 | 8,1*** | 0 |
в том числе по отраслям | |||
Промышленность | 30,7 | 10 | 1,9 |
Сельское и лесное хозяйство | 10 | 8,4 | 0,3 |
Транспорт | 7,2 | 8,8 | 0,7 |
Связь | 1 | 6,5 | -1,6 |
Строительство | 9,8 | 13,1 | 5 |
Оптовая и розничная торговля, общественное питание | 16,4 | 10,9 | 2,8 |
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 3,8 | 9,1 | 1 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 3,9 | 5,1 | -3 |
Образование | 6,8 | 6,7 | -1,6 |
Культура и искусство | 1,3 | 7,6 | -0,5 |
Наука и научное обслуживание | 0,6 | 4,5 | -3,6 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 1,2 | 8,8 | 0,7 |
Управление | 5,6 | 7,5 | -0,6 |
Другие отрасли | 1,7 | 7,1 | -1 |
* Усредненные данные по четырем квартальным опросам
**
Рассчитывался как отношение
численности безработных,
***
Средний уровень рассчитывался
как среднеарифметическое
Численность
безработных, состоящих на учете
в органах государственной
Здесь уровень безработицы свыше 100 тыс. человек. Наиболее занятыми оказались Центральный район, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Эвенкийский автономнее округа, северо-восточная часть дальневосточного региона и Сахалинская область – до 10 тыс. человек. В большинстве же регионов безработица составляет от 10 до 30 тыс. человек. [23]
В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.
С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.
На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Задача органов власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.
Задача
также - обеспечить повышение
Информация о работе Теоретические основы моделирования занятости и безработицы