Теоретические основы моделирования занятости и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – рынок труда и безработица.

Предмет исследования – характеристика рынка труда и безработицы в России.

Цель исследования – изучение и анализ проблем труда и безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы моделирования занятости и безработицы 5
1.1. Сущность моделирования 5
1.2. Виды моделей на рынке труда 13
1.3. Модели безработицы в экономической теории 21
2. Современные модели на рынке труда в РФ 26
2.1. Анализ соотношения занятости и безработицы на рынке труда в
РФ и РТ 26
2.2. Оценка занятости и безработицы в РФ 31
2.3. Совершенствование регулирования занятости и безработицы 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа содержит 1 файл

7777. Экономические модели соотношение занятости и безработицы на рынке труда (АГМУ. Курсовая).doc

— 346.50 Кб (Скачать)

     - безработица молодежи, отчисленной  из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

     - безработица вследствие недостаточной  профессиональной квалификации;

     - безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

     - безработица вследствие вынужденной  миграции (беженцы)

     - безработица специалистов работавших  по долгосрочным контрактам за  рубежом;

     - безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

     - безработица тех, кто после  длительного перерыва хочет возобновить  работу;

     - безработица вследствие стихийных  бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

     - безработица в связи с невозможностью  без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

     Здесь перечислены далеко не все реально  существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения.

     Первая  группа. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность.

     Вторая  группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных.

     Третья  группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

2.2. Оценка занятости и безработицы  в РФ

 

     Как видно из таблицы 2.2.1 общая численность экономически активного населения России за период с 1999 года по 2009 год не имела тенденций резкого увеличении или уменьшения, а оставалась относительно стабильной. Что касается численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), то здесь мы видим колебания.

     Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства. Но учет теневого сектора не объясняет всей разницы между большим спадом и существенно меньшим по величине приростом безработицы. На каждый процент прироста безработицы за 5 лет приходится в среднем почти вдвое больший спад реального производства продукции.

     Таблица 2.2.1

Численность экономически активного населения, занятых и безработных 

     (тысяч  человек) [23]

  1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008* 2009*
Численность экономически активного населения  - всего 74946 70861 69660 68079 67339 72175 71464 70968 72127 73198 73359
мужчины 39171 37336 36749 35925 35379 37639 37154 36846 37073 37404 37339
женщины 35774 33525 32911 32154 31960 34537 34310 34122 35054 35794 36020
в том  числе:                      
Занятые, в экономике - всего 71068 64149 62928 60021 58437 63082 64465 64664 65858 67247 67244
мужчины 37145 33720 33087 31554 30587 32838 33374 33435 33653 34229 34227
женщины 33923 30429 29841 28467 27850 30244 31091 31229 32205 33018 33017
безработные - всего 3877 6712 6732 8058 8902 9094 6999 6303 6268 5951 6116
мужчины 2026 3616 3662 4371 4792 4801 3781 3411 3385 3148 3076
женщины 1851 3096 3070 3687 4110 4293 3219 2893 2883 2803 3040
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года) - всего 578 2327 2506 1999 1929 1263 1037 1122 1500 1639 1920
мужчины 161 872 930 721 682 383 322 359 487 533 647
женщины 417 1455 1576 1278 1247 880 715 763 1013 1106 1273
Из  них безработные, которым назначено пособие по безработице- всего 371 2026 2265 1771 1756 1090 909 1007 1169 1305 1624
мужчины 95 764 874 647 625 334 285 328 370 415 544
женщины 276 1262 1391 1124 1131 756 624 679 799 890 1080

     * - с учетом мирового финансового кризиса по всей РФ 

     Основная  причина снижения численности безработных  связана с расширением сферы приложения труда и активизацией деятельности территориальных органов службы занятости. В последующие годы численность безработных была относительно стабильной величиной, хотя и мела тенденции к росту. Как отчетливо видно из данных таблицы наиболее чувствительно к изменениям в экономике страны являются женщины, здесь мы видим достаточно большую амплитуду колебания численности ищущих работу, не имеющих возможности работать женщин. Также любопытно отметить, что достаточно большой процент безработных мужчин отказываются от назначения им пособия по безработице, выбирая, видимо, другие источники финансирования.

     В таблице 2.2.2 наглядно и достаточно ярко отображена структура безработицы.

     Таблица 2.2.2

Распределение численности безработных по возрастным группам (в % к итогу)

  Безработные 
- всего
в том  числе в возрасте, лет Средний

Возраст

безработных,

лет

до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72
Мужчины                        
1999 100 15,5 21,5 13,3 12,2 11,0 8,2 4,3 5,0 4,4 4,6 32,3
2000 100 9,4 18,6 14,6 13,3 14,9 11,5 8,5 3,4 4,4 1,5 33,4
2001 100 8,8 17,8 13,1 13,8 14,3 12,4 9,1 3,8 5,0 2,0 34,2
2002 100 7,9 17,9 13,1 13,6 15,4 12,3 8,9 3,7 5,4 1,6 34,3
2003 100 7,3 18,9 13,8 12,1 14,7 12,6 9,8 4,9 3,9 2,0 34,4
2004 100 7,2 16,5 14,2 12,1 15,1 11,7 9,4 6,2 4,6 3,0 35,2
2005 100 7,0 17,7 14,1 12,4 13,6 13,6 9,9 5,1 3,7 2,8 34,7
2006 100 8,5 17,6 13,2 12,0 12,5 13,7 10,9 6,2 3,0 2,3 34,7
2007 100 8,0 16,4 13,5 13,0 11,1 13,6 10,0 8,4 2,8 3,2 35,3
2008 100 9,9 19,1 13,5 11,3 11,4 12,2 10,1 7,2 3,0 2,3 34,2
2009 100 10,3 18,3 12,7 9,6 10,7 12,6 10,7 8,7 3,5 2,8 34,9
Женщины                        
1999 100 18,3 16,3 12,1 12,9 10,7 8,7 5,0 6,6 4,8 4,6 33,2
2000 100 13,1 18,0 13,4 12,7 13,3 11,2 9,5 3,8 3,3 1,7 33,0
2001 100 12,0 18,4 12,7 13,6 13,9 11,7 9,6 3,7 3,3 1,1 33,0
2002 100 10,7 16,7 12,2 13,3 15,7 12,5 9,9 4,3 3,2 1,4 33,7
2003 100 8,5 17,6 12,7 11,9 14,5 13,8 11,2 5,9 2,3 1,5 34,4
2004 100 6,8 16,1 12,3 12,4 14,2 13,5 12,5 5,8 3,0 3,4 35,6
2005 100 6,9 16,8 12,6 10,4 15,4 14,0 10,8 7,4 3,1 2,6 35,6
2006 100 8,6 17,8 11,5 11,9 13,6 13,9 10,5 7,3 2,0 2,9 34,9
2007 100 9,9 17,8 13,0 10,7 12,1 12,4 11,4 8,1 2,2 2,4 34,6
2008 100 10,3 18,4 11,9 10,9 11,2 12,0 12,0 8,4 2,4 2,4 34,7
2009 100 10,6 17,0 11,9 11,6 11,2 11,5 12,6 8,6 2,9 2,1 34,9
 

     Из  данных таблицы можно сделать  однозначный вывод о том, что  безработице больше всего подвержены люди в возрасте от 30 до 40 лет. Также следует отметить, что процентное количество безработных в возрасте от 20 до 40 лет колеблется в пределах от 10 до 15 процентов, при этом эти показатели стабильны на протяжении с 1998 по 2009 годов. Наименьший же процент безработицы имеют возрастную группу от 45 до 72 лет. В большей степени это связано с низкой продолжительностью жизни и высокой смертностью в России.

     Наглядно  показано, что процент безработных  женщин гораздо выше, чем безработных  мужчин.

Таблица 2.2.3

Структура общей безработицы по отраслям, 2009 г. [23]

Отрасли Доля отдельных  отраслей в общей численности безработных, % Уровень безработицы, %** Отклонения  групповых уровней безработицы от среднего, процентных пунктов
Все безработные, имеющие опыт работы 100 8,1*** 0
в том числе по отраслям
Промышленность 30,7 10 1,9
Сельское  и лесное хозяйство 10 8,4 0,3
Транспорт 7,2 8,8 0,7
Связь 1 6,5 -1,6
Строительство 9,8 13,1 5
Оптовая и розничная торговля, общественное питание 16,4 10,9 2,8
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 3,8 9,1 1
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 3,9 5,1 -3
Образование 6,8 6,7 -1,6
Культура  и искусство 1,3 7,6 -0,5
Наука и научное обслуживание 0,6 4,5 -3,6
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 1,2 8,8 0,7
Управление 5,6 7,5 -0,6
Другие  отрасли 1,7 7,1 -1

     * Усредненные данные по четырем  квартальным опросам

     ** Рассчитывался как отношение  численности безработных, имеющих  опыт работы, к численности всего  экономически активного населения

     *** Средний уровень рассчитывался  как среднеарифметическое групповых  уровней безработицы. 

     Численность безработных, состоящих на учете  в органах государственной службы занятости в 2009 году по областям, приведена наглядно в картографическом виде. Как мы можем видеть самые высокие показатели в Московской, Чеченской, Самарской, Тюменской, Кемеровской, Иркутской Областях, а также в Алтайском, Красноярском, Приморском краях и в республиках Татарстан и Башкортостан.

     Здесь уровень безработицы свыше 100 тыс. человек. Наиболее занятыми оказались  Центральный район, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Эвенкийский автономнее округа, северо-восточная часть дальневосточного региона и Сахалинская область – до 10 тыс. человек.  В большинстве же регионов безработица составляет от 10 до 30 тыс. человек. [23]

2.3. Совершенствование регулирования занятости и безработицы

 

     В режиме немедленного реагирования Правительство  Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

     С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.

     На  высшем правительственном уровне организован  и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

     Задача  органов власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане  социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.

     Задача  также - обеспечить повышение конкурентоспособности  высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

Информация о работе Теоретические основы моделирования занятости и безработицы