Теоретические основы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты проблемы
6
1.1 Виды цен
6
1.2 Информация для ценообразования
10
Глава 2. Предприятие ОАО «Металлист»: характеристика деятельности и особенности функционирования

15
2.1 Ценообразование на предприятии ОАО «Металлист»
16
2.2 Политика ценообразования ОАО «Металлист»
24
Заключение
26
Список литературы
28

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 69.59 Кб (Скачать)

Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены  включают посреднические надбавки (скидки). Обеспечивают необходимые финансовые условия  для работы посреднического звена. Посредническая скидка (надбавка) в российской практике может иметь разные названия (например, снабженческо-сбытовая скидка или надбавка, комиссионное вознаграждение или сбор и т.д.). Но в любом случае – это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю. В абсолютном выражении посредническая скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в относительном (процентном) выражении. Тогда надбавка -  это начисление на цену приобретения товара у поставщика, а скидка – это доля конечной цены реализации товара покупателю, остающиеся в распоряжении посредника.

Посредническая надбавка  используется для компенсации издержек обращение посредника, уплаты НДС и формирования прибыли. Ставки НДС   для посреднических организаций установлены в процентах к посреднической скидке (надбавке).

Возможны два варианта расчета  оптовой цены закупки.

По первому варианту она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (предприятию-потребителю, другому  посреднику торговой организации) и  ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовителя, посредника).

По второму (наиболее распространенному  варианту) оптовая цена закупки рассчитывается как сумма составляющих ее элементов.

Цены розничные устанавливаются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки включают торговые скидки (надбавки). Обеспечивают необходимые условия  для прибыльной работы розничной торговли.

 

1.2 Информация для ценообразования

 

Для решения  вопроса об установлении цен необходима информация, которую  следует тщательно подвергнуть  изучению и анализу. Отдельные данные не могут служить информацией, они  являются лишь исходным материалом для  анализа, в результате которого можно  получить необходимую информацию.

Прежде всего, фирма должна определить, какую и в каком объеме необходимо собирать информацию. Недостаток информации также как и ее чрезмерность затрудняют решение проблемы.

Обычно информацию собирают по следующим  основным направлениям: рынок товара, тип конкуренции, конкуренты, правительственная  политика, а также объемные и качественные показатели по производству конкретного  товара.

Изучая рынок товара, фирма должна определить потенциальные возможности производства его как на собственных предприятиях, так и на предприятиях конкурентов на обозримую перспективу.

Условный перечень необходимой  информации, можно представить по следующим основным разделам: о товаре и рынке, конкуренции и правительственной  политике, производстве и затратах, выручке от продажи товаров и  прибыли.

Информация о товаре и рынке, требования, предъявляемые к товару покупателями. Новизна и качество товара. Емкость рынка, его сегменты. Конкуренты. Перспективы роста объема производства товара и его продажи. Возможности повышения качества товара и модификации. Динамика цены и ее восприятие покупателями.

Перспектива конъюнктуры на ближайшие  несколько лет и на отдельную  перспективу.

Информация о конкуренции и  правительственной политике. Конкурирующие товары, их доля на рынке. Цены на товары, возможные изменения цен. Конкурирующие фирмы, их доля на рынке, финансовое положение, данные о прибылях и убытках. Влияние правительственной политики на рынок.

Информация о производстве и  затратах, выручка от продажи товаров  и прибыли. Объемы производства и складских запасов. Соотношение между выручкой, затратами и прибылью на фирме и у конкурентов. Влияние объемов производства и запасов на прибыль.

Приведенная схема перечня необходимой  информации является условной, и она  должна конкретизироваться в зависимости  от вида товара, структуры рынка  и других факторов.

   Цели ценообразования.

Начиная процесс ценообразования, предприниматель должен, прежде всего, определить, каких целей он желает достичь, продавая свой товар. Часто  оказывается, что стратегических целей  у предприятия несколько, и они  достижимы в краткосрочный или долгосрочной перспективе. Следует выработать навыки умения распознавать и с помощью ценовой политики реализовывать  оптимальное соотношение возможно большего количества целей. При формулировании целей ценообразования обычно ориентируются на стратегические цели предпринимательской деятельности.

Методы ценообразования.

Расчет цены по методу «средние издержки плюс выбор».

Самый простой способ ценообразования  заключается  в начислении определенной наценки на себестоимость товара.

Эта методика расчета цен на основе наценок остается популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают  об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Если не приходится слишком часто  корректировать цены в зависимости  от колебаний спроса. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены, скорее всего, будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают методику расчета «средние издержки плюс прибыль» долее справедливой по отношению и к покупателям и продавцам. При высоком спросе не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

Еще одним методом ценообразования  на основе издержек является расчет с  обеспечением целевой прибыли. Фирма  стремится установить цену, которая  обеспечит ей желаемый объем прибыли. Эта методика основывается на графике  безубыточности. На таком графике  представлены общие издержки  и  ожидаемые общие поступления  при разных уровнях объема продаж.

 

Независимо от объема сбыта постоянные издержки равны 6 млн. долл. Валовые  издержки (сумма постоянных и переменных издержек) растут одновременно с ростом сбыта. Кривая валовых поступлений  начинается с нулевой отметки  и поднимается вверх по мере увеличения числа проданных единиц товара. Крутизна наклона кривой валовых поступлений  зависит от цены товара. В нашем  примере цена товарной единицы равняется 15 долл. (из расчета получения 12 млн. долл. за 800 тыс. штук проданного товара).

Установление цены на основе ощущаемой  ценности товара.

Все большее число фирм при расчете  цены начинают исходить из ощущаемой  ценностей своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не издержки продавца, покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара они используют в своих комплексах маркетинга неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара.

Установление цены на основе уровня текущих цен.

Метод ценообразования на основе уровня текущих цен довольно популярен. В случаях,  когда эластичность спроса с трудом поддается замеру, фирмам кажется, что уровень текущих  цен осуществляет собой коллективную мудрость отрасли, залог получения  справедливой нормы прибыли.

Установление окончательной цены.

Установленные уровни цен могут  быть в трех вариантах:

  1. Минимальный уровень цены, определяемый затратами;
  2. Максимальный уровень цены, определяемый спросом;
  3. Оптимально возможный уровень цены.

На основе выбранной методики фирма  приступает к расчету цены, которая  должна учитывать психологическое  восприятие  покупателей, соответствовать  ценовому образу фирмы, учитывать реакцию  конкурентов и другие моменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРЕДПРИЯТИЕ ОАО «Металлист»: ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ФУНЦИОНИРОВАНИЯ.

 

 Ассортимент выпускается на Сосновском предприятии «Металлист», которое 6 ноября 1992 года было акционировано и превратилось в ОАО. ОАО «Металлист» специализируется на выпуске металлообрабатывающего инструмента:

- напильники (44 наименования)

- отвертки(29 наименований)

- шарнирно-губцевый инструмент(27 наименований)

- ключи трубные рычажные №0 ,№1, №2, №3

- наборы инструмента (25 наименований)

Территориально предприятие расположено  на пяти производственных площадках, находящихся  в разных населенных пунктах районах.

К основным цехам и производствам  относятся: Виткуловское производство, Литвиновское производство, кузнечный и инструментальный цеха головной площадки.

Для обеспечения работы основных цехов  и производств имеются вспомогательные  цеха: ремонтный, электроцех, строительный, транспортный.

Предприятие работает стабильно. В  настоящее время предприятие  выпускает свыше 130 наименований продукции.

За 2009 год выпущено продукции на 368 млн.р. в том числе:

- напильники – 133,4 млн. р.

- ключи трубные рычажные –  112,2 млн.р.

- шарнирно-губцевый инструмент – 49 млн.р.

- отвертки - 25,5 млн.р.

- наборы инструмента – 26,1млн.р.

- молотки – 16,4 млн. р.

- прочая продукция – 4,9млн.р.

На изготовления данного инструмента  ежемесячная потребность в металле  составляет около 450 тонн, в том числе  инструментально-углеродистая 260 тонн и конструкционная 190 тонн.

В настоящее время работает на предприятии 2546 человек. Ожидаемая средняя зарплата в феврале месяце 2009 года 15500 руб.

Неплохими результатами работы отличился 2009 год. Реализовано продукции было на 344 млн.р., что на 11% выше уровня 2008 года.

 

 

2.1 Ценообразование на предприятии ОАО «Металлист».

Состояние расчетов

 

наименование

Ед. изм.

2007г.

      2008г.

2009г.

2010г.

1

Дебиторская задолженность, в т.ч. покупа покупатели и заказчики

Т.р.

32232

44064

33507

33867

2

Кредиторская задолженность в  т.ч.

-поставщики и подрядчики    -задолженность по оплате труда

-бюджеты

Т.р.

Т.р.

 

Т.р.

 

Т.р.

 

35395

15360

 

1877

 

18158

 

64799

33969

 

1791

 

29039

 

63740

21385

 

1855

 

40500

 

56686

20261

 

3064

 

33361

3

Средний срок оборота дебиторской задолжзадолженности

дней

152

180,7

113,3

79,7

4

Средний срок оборота кредиторской задолжзадолженности

дней

220

244,1

185

153




 

Анализ данных показывает, что в  структуре дебиторской задолженности  присутствует просроченная задолженность, сложившаяся до 2007 года. Причиной этому послужил механизм бартерных многоступенчатых зачетов. На практике для окончательного оформления расчета документооборот был не отработан. Кредиторская задолженность растет из-за состояния расчетов с бюджетом. Задолженность по зарплате работающих составляет в пределах месячной суммы начислений.

Учетная политика и порядок формирования затрат на      производство и реализацию продукции.

Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной  деятельности на предприятии за анализируемый  период ведется согласно приказу  об учетной политике предприятия, утвержденного  руководителем предприятия, (аналогичные приказы издавались в 2007, 2008, 2009 году), который разрабатывался в соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Согласно приказ об учетной политике выручка от реализации продукции, работ, услуг, а так же от реализации основных средств и иного имущества для целей налогообложения определяется по мере оплаты. Выручка же в бухгалтерском учете отражается по моменту отгрузки.

При калькулировании себестоимости при формировании прямых затрат заложен метод прямого счета, исходя из соответствующих норм и нормативов расходов, действующих и прогнозируемых цен и тарифов.

Порядок формирования цен на продукцию.

Реализация продукции осуществлялась по свободным отпускным ценам, которые  формирования исходя из затрат на производство и реализацию продукции, прибыли  и НДС. Затраты определялись в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92г. №552., изменениями и дополнениями к нему, внесенными Правительством РФ от 01.07.95г. №661. с учетом отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

 

 

 

Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) Сосновского ОАО «Металлист»

п/п

наименование

Ед.

прод.

2000

2005

2006

2007

1

Сырье и материалы

т.р.

82500

118798

137967

30386

2

Покупные комплектующие полуфабрикаты

 

т.р.

 

1297

 

2028

 

2678

 

3150

3

Топливо

т.р.

6096

11372

10193

3145

4

Энергия

т.р.

7121

11354

12253

3690

5

Всего материальных затрат

т.р.

97014

62059

83163

97014

6

Зарплаты па оплату труда

т.р.

28420

78478

85314

45230

7

Отчисления на соц. нужды

т.р.

12164

14293

13383

3184

8

Амортизация основных средств

т.р.

2348

3851

3980

2150

9

Прочие затраты

т.р.

8891

5600

6060

1597

10

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

т.р.

148837

23876

25765

28560

Информация о работе Теоретические основы ценообразования