Теорема Коуза и ее практическое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 07:42, реферат

Описание работы

Что такое рынок? В современной экономической теории существуют различные определения рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка входит и договор купли-продажи, и множество деловых операций, производимых в рамках определенной экономической сферы, и состояние спроса и предложения так же внутри определенной сферы экономики.

Работа содержит 1 файл

Реферат по микроэкономике..docx

— 31.25 Кб (Скачать)

Государственный университет –  Высшая школа экономики

Факультет права

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

Реферат

Теорема Коуза и ее практическое значение 
 

Выполнил: студент 158 группы

Соколова  Наталья Петровна

Проверил: Виленчик С. Л. 
 
 
 
 

Москва, 2010

Введение. Рыночная экономика, ее недостатки и преимущества.

  Что такое рынок? В современной экономической  теории существуют различные определения  рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка входит и договор  купли-продажи, и множество деловых  операций, производимых в рамках определенной экономической сферы, и состояние  спроса и предложения так же внутри определенной сферы экономики. Все  определения, безусловно, имеют право  на существование, так как в своей  совокупности помогают раскрыть сложное  понятие рынка, объяснить  его  сущность.

  Первоначально под рынком понималось физическое место, где продавец и покупатель встречались для совершения торговых операций. В таком понимании рынок существует и по сей день, но благодаря развитию общественного разделения труда и специализации границы понятия рынка существенно расширились, его содержание  и функции претерпели изменения. Еще в прошлом веке Р. Барр писал, что экономисты «понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены легко и быстро выравниваются».

  В настоящее время в экономической  теории под рынком понимается определенная форма организации общественного  производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления  посредством механизма цен. Механизм цен – ключевое звено рыночных отношений, так как именно он обеспечивает взаимодействие потребителей  и производителей, продавцов и покупателей, уравновешивая предложение и спрос. Говоря о ценах, нужно иметь ввиду, что речь идет именно о рыночных ценах, устанавливаемых самими продавцами и покупателями, их свободным волеизъявлением. Рыночная экономика – экономическая система, регулирующаяся только рыночными, т. е. свободными ценами.

  Можно говорить о том, что рынок, как  механизм распределения и потребления  неких ограниченных ресурсов, имеет  ряд преимуществ. Рыночный механизм эффективно решает проблему производства товаров и услуг, а, следовательно, и проблему удовлетворения человеческих нужд и потребностей. Через рынок соотносятся объемы и структура производства и объемы и структура общественных потребностей, между отраслями распределяются факторы производства, т. е. решается вопрос, что,  как и в каком объеме производить. Рыночная экономика, за редким исключением, не знает таких традиционных явлений, как дефицит, товарный голод, очереди. Это, возможно, и есть самое главное преимущество рыночного механизма регулирования экономики. Рыночная система всегда имеет целью использовать существующие ресурсы как можно эффективнее, в отличие от командно-административной системы, которая с большим трудом , медленно и болезненно внедряет достижения научно-технического прогресса. Производитель в условиях жесткой конкурентной борьбы может укрепить свои позиции, расширить рынки сбыта, увеличит размеры прибыли главным образом путем снижения издержек, роста производительности труда, совершенствования технического уровня производства. Применяя последние достижения науки и техники, производитель получает хоть и временные, но весьма весомые преимущества в конкурентной борьбе за счет снижения

индивидуальных  издержек и получения квазиренты. Таким образом, сам рыночный механизм создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства. Рынок в должной мере вознаграждает тех, кто интенсивно и эффективно работает, строго дифференцирует доход каждого и тем cамым постоянно поддерживает дейcтвенные cтимулы к труду.

  Следует особо подчеркнуть, что в рыночной экономике не существует

производства  ради производства. В центре рынка  стоит потребитель, на него

постоянно ориентировано производство. Основная задача любого

производителя - найти на рынке потребителя своей  продукции, продать ему

товар. От того, насколько успешно решается эта задача, в конечном итоге

зависит благосостояние производителя, поэтому  именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары. Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора продавцов и покупателей, свободу ценообразования. Это означает, что важным

преимуществом рыночной экономики является то, что  это саморегулирующаяся система.

  Наконец, очевидно, главным преимуществом  рыночной системы является то, что это не какая-то умозрительная схема, искусственно сконструированная и насильственно внедряемая. Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, изменяясь, приспосабливаясь к менявшимся условиям и тем самым доказал свою жизнеспособность.

  Но  рынок нельзя рассматривать как  абсолютно идеальный механизм, не имеющий каких-либо недостатков. В  первую очередь, нужно сказать, что  рыночная система – механизм динамичный, но не стабильный. Эта макроэкономическая нестабильность проявляется в первую очередь в неустойчивых темпах экономического роста и циклическом характере  развития, неполном использовании ресурсов и неполной занятости, инфляции наконец. Следует так же отметить, что рыночные механизмы саморегулирования вполне себе могут преодолевать кризисные моменты, однако для них характерно колебание объемов национального продукта, занятости и цен. Эти колебания являются следствием не только внешних факторов, но и несовершенства самой рыночной системы.

  Как уже говорилось выше, конкуренция  – движущая сила торговли. Именно она  заставляет производителей совершенствовать свое производство и искать новые маркетинговые ходы. Однако внутри самой рыночной системы существует ряд факторов, способных подорвать силы конкуренции. Во-первых, хотя конкуренция более чем желанна с общественной точки зрения, каждый предприниматель в той или иной мере старается избавиться от жестких рамок, налагаемых на него конкуренцией. Отсюда появляются такие нежелательные явления, как тайные сговоры производителей, использование государства в своих целях. Во-вторых, научно-технический прогресс, так активно стимулирующийся рынком, требует крупномасштабного производства, что в конечном счете приводит к увеличению количества фирм. В-третьих, монополизация  рынка – совершенно естественный процесс ввиду того, что сама логика конкурентной борьбы ведет к тому, что слабые фирмы поглощаются фирмами более сильными. Таким образом, рыночные механизмы порождают монополию, которая сосредотачивает в своих руках экономическую власть и самостоятельно устанавливает монопольные цены и извлекает монопольную сверхприбыль.

  Рыночная  система в целом может похвастаться умением эффективно распределять ограниченные ресурсы. Однако рынок основан на деятельности, базирующейся на ценностных показателях, поэтому эффективность  распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые  производством и потреблением, будут  учтены рынком, т. е. отражены в цене.  

  Внешние эффекты (экстерналии) .

Иногда  рыночный механизм порождает внешние  эффекты, так называемые экстерналии- издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

  Внешние издержки бывают положительными и отрицательными. Отрицательные связаны с издержками, а положительные – с выгодой для третьих лиц. Отрицательный внешний эффект возникает в том случае, если деятельность одного экономичеcкого агента вызывает издержки для других. Покажем это на примере. Некий целлюлозно-бумажный комбинат сливает отходы от производства в реку Байкал. Своими действиями предприятие наносит непоправимый ущерб уникальному водоему, уменьшает количество рыбы, снижает качество воды, т. е. создает внешний эффект для рыбаков, жителей близлежащих городов, исследователей флоры и фауны водоема. Аналогичный эффект возникает от шума аэропорта, мешающего спокойному течению жизни жителей близлежащих поселков. Как мы видим на примере, отрицательные внешние издержки приводят к снижению производительности, поскольку вынуждают внешних субъектов оплачивать дополнительные издержки.

  Положительный внешний эффект заключается в  том, что он приносит пользу или создает  условия экономии для какого-либо внешнего субъекта, чья производительность обычно увеличивается. Это можно  проиллюстрировать на следующем  примере. Пчеловод может принести пользу соседним фермерам, если его пчелы  будут опылять их растения.

  Несложно  догадаться, что основные проблемы в экономике порождаются именно отрицательными внешними эффектами, т. к. они создают конфликт между  соседями на почве получения выгод  одним за счет другого.  

  Корректирующие  налоги и субсидии.

Для того, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, внешние эффекты необходимо трансформировать во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения

предельных  частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Английский экономист А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

     Корректирующий налог - это налог, которым облагается создатель внешнего эффекта, причем величина этого налога должна быть такова, чтобы после его уплаты частные издержки стали равны социальным издержкам.     Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

  Корректирующие  налоги и субсидии не могут решить все проблемы,

возникающие благодаря существованию экстерналий. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И наконец, немаловажно, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели. Все это подготовило почву для критики корректирующих налогов и субсидий и попыток нахождения существенно новых путей решения проблемы. Они связаны прежде всего с работами Р. Коуза. 

  Теорема Коуза.

  Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорил, «взаимообязывающий» характер:  “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”.

  Можно сделать вывод, что А. С. Пигу, предлагая свое решение проблемы, не обращался к концепции альтернативных издержек и относился к факторам как к вещественным, а не правовым явлениям. Анализ проблемы социальных издержек привел Р. Коуза к умозаключению, которое Дж. Стиглер позже и назвал теоремой Коуза. Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционные издержки равны пулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Сгиглер выразил следующим образом: “...в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны”.

  Р. Коуз сравнил систему ценообразования, включающую ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такая ответственность отсутствует, и пришел к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров чрезмерно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценность производства. Р.Коуз приводит следующий пример. «По соседству расположены земледельческая

Информация о работе Теорема Коуза и ее практическое значение