Теневой сектор Российской экономики: природа, формы, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: а) рассмотреть основы теневой экономики; б) рассмотреть масштабы и динамику развития теневой составляющей в российской экономике и за рубежом; в) выявить социально – экономические последствия теневой деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основы теневой экономики…………………..…………………...........4

1.1 Теневая экономика как экономическая категория….............................4

1.2 Формы теневой экономики…….............................................................11

1.3 Факторы развития теневой экономики…………….........…………….16

Глава 2. Анализ функционирования теневого сектора экономике

России ..........................................................................................................................19

2.1 Динамика и тенденции развития теневой экономики в России .........19

2.2 Масштабы развития теневой экономики за рубежом……….……….28

Глава 3. Социально – экономические последствия теневой

деятельности …………………………………………………………...29

3.1 Ущерб развития мировой экономике со стороны нелегального бизнеса……………………………………………………………………29

3.2 Меры борьбы с теневым сектором экономике в России и за

Рубежом…………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………….........38

Список литературы…………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

     «А.Нестеров и А.Вакурин дают следующее определение криминальной экономики: «…криминальная экономика - это специфический экономический уклад, способ хозяйствования, который призван обеспечивать определенную, относительно небольшую по численности группу лиц сверхдоходами, доходами от преступной деятельности, доходами от использования «прорех» в законодательстве.

     Криминальная экономика включает экономические отношения, экономическую деятельность, главным отличительным признаком которой является общественная вредность (опасность).

     В составе криминальной экономики  могут быть выделены следующие элементы: а) незаконные экономические отношения в сфере легальной экономической деятельности (экономическая преступность); б) скрытая экономика - разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или приуменьшается осуществляющими ее субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных законом обязательств; в) сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением нормальных товаров и услуг без лицензии и специального разрешения; г) сфера нелегальной (неформальной) занятости; д) сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением запрещенных товаров и услуг, при котором имеет место трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги имеют эффективный рыночный спрос; е) сферу уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы извлекаются на базе систематического совершения традиционных общеуголовных преступлений (профессиональная преступность); ж) сфера услуг, связанных с применением или угрозой применения насилия в экономических отношениях (заказные убийства, криминальный терроризм). Цель данного вида деятельности - силовое обеспечение функционирования криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контроля насильственными методами, посредством совершения общеуголовных преступлений; з) сфера создания, толкования, применения, исполнения теневых (неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической деятельности; и) незаконные экономические отношения в сфере политического рынка, политической деятельности; к) незаконные экономические отношения в системе государственной и муниципальной службы в связи с осуществлением экономической деятельности, принятием и исполнением экономически значимых решений.

    Применительно к неформальной экономике стоит задача “ее вывода из тени“ путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью. Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь». [10, c. 328 - 360]

1.3 Факторы развития теневой экономики

     «Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие: 1) чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки; 2) чрезмерная регламентация экономической деятельности; 3) значительные масштабы государственного сектора в экономике.

     Относительно  новым фактором является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.

     Эти детерминанты (факторы) относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации нормальных не запрещенных товаров, услуг и работ. Они являются общими для государств с различными типами экономики - для стран с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся стран.

     Разнонаправленное влияние на масштабы теневой экономики  и криминальной экономической деятельности оказывает такой фактор, как масштабы доходов и расходов государственных финансовых фондов (прежде всего бюджета).

     Из  числа детерминант (факторов), оказывающих влияние в российских условиях, рассматриваются следующие: 1) диспропорции развития финансово-кредитной системы и финансово-кредитной политики; 2) бартеризация экономики; 3) структурные диспропорции в экономике.

     Рассмотрим  основные детерминанты более подробно.

1) Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки. Тяжесть налоговой нагрузки - данный фактор признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В странах, осуществляющих политику протекционизма, особое влияние оказывают высокие ставки экспортных и импортных пошлин.

     Деформация  налоговой политики и тяжесть  налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики  и ее криминализации. Это проявляется  в следующем. Во-первых, структура налоговых изъятий не соответствует структуре доходов экономических агентов, налоговая нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленность России, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов. Вклад же банковского и торгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например, торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов.

       Налоговая система препятствует  экономическому росту и побуждает  экономических агентов выбирать  экстремальные, в том числе  противоправные и откровенно  криминальные способы улучшения своего финансового положения.

     Деформирующее воздействие налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивной направленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в  структуре общих налоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3. Предприниматели реагируют на ситуацию массовым уклонением от уплаты налогов.

2) Чрезмерная регламентация экономической деятельности. Этот фактор проявляется в основном в следующих действиях государства: а) запрет на обращение каких - либо товаров или услуг; б) административное вмешательство в процесс ценообразования; в) чрезмерная власть бюрократии, нечеткость и слабая контролируемость критериев бюрократических решений.

     Результатом является рост теневой экономики  и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

     В сфере сбыта стремятся нейтрализовать меры по контролю над ценами, нормированию продуктов, ведению обязательных поставок государству, установлению импортных  квот или запретов на экспорт.

     На  финансовом рынке ведутся поиски путей обхода мер по ограничению норм ссудного процента и ужесточения контроля над кредитными операциями. При установлении государством экономически необоснованных валютных курсов и введения контроля над вывозом капитала есть стремление найти решения, позволяющие действовать вопреки регламентации, в частности, путем завышения стоимости товаров при их импорте и занижения - при экспорте.

     Административное  вмешательство в  процесс ценообразования  проявляется в форме принудительное установление государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги. В России влияние этого фактора проявляется в различных формах.

     3) Масштабы государственного сектора в экономике, его доля в совокупном капитале. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождает отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.

     Таким образом, эффективность деятельности государства являются важнейшим  фактором, определяющим масштабы теневой  и криминальной экономики.

       Снижение роли государства в обеспечении функционирования экономических институтов. Ослабление государства может быть следствием отречения от власти законного правительства, отказ или неспособность его выполнять функции регулирования рынка. В качестве примера можно привести господствовавшую в начальный период реформ идеологию минимизации участия государства в экономике, целенаправленного ослабления его функций в этой сфере.

     Неправовой  характер экономических  реформ. Формальные законы часто не являются решающими регуляторами экономической деятельности. Неспособность государства обеспечить поставку общественных благ и регулирование экономики замещает его место теневыми и криминальными институтами». [6, c. 22-25] 
 

Глава 2. Анализ функционирования теневого сектора экономике

России

     2.1 Динамика и тенденции  развития теневой  экономики в России

          В период наиболее явного роста криминальных процессов в экономике (начиная с середины 80-х годов XX в.) этот рост происходил на фоне ослабления государственного контроля.

       К 1989 г. в экономике СССР  доля объема «теневой» экономики  РСФСР составляла 12%,

     Объемы операций в 2004 году в теневом секторе экономики на юге России в 30%, а в среднем по России — в 19%. По оценкам экспертов, процент по югу России значительно выше. Госкомстат уже не первый год оценивает теневой сектор российской экономики в 20-25% ВВП, а число занятых в "сером" секторе — в среднем 13% населения, а в сельском хозяйстве — 27%. По оценкам экспертов Высшей школы экономики, бюро экономического анализа и Всемирного банка, объемы операций в теневом секторе российской экономики доходят до 50% ВВП. В сентябре 2005 года главными проблемами юга России "коррупцию и клановость" это значит, что "местные рынки монополизированы, фактически закрыты для какой-либо деятельности извне, органы власти часто используются как инструмент недобросовестной конкуренции, прямо говоря, коррумпируются".  
Ущерб от теневого обращения средств только по югу России в 2004 году составил около 50 млрд руб. В то же время финансовая помощь и дотации из федерального бюджета всем субъектам ЮФО составили около 47 млрд руб.

     Для сравнения в странах ЕС обороты теневого сектора экономики оцениваются в 5-20% ВВП. Такие же показатели были характерны для теневого сектора экономики и в СССР в конце 70-х. Сейчас оценки масштабов теневого сектора экономики РФ более сопоставимы с оценками для развивающихся стран Африки и Латинской Америки. Традиционно значительную лепту в оценку теневой экономики вносили юг России и Северный Кавказ. [14, с 68 – 70]

       «Функционирование хозяйственного комплекса, заложившее основы современного состояния, происходило под воздействием факторов, сформировавшихся под влиянием: а) потерь управляемости государственной собственностью; б) проведения налоговой реформы, ориентирующей механизм налогового регулирования на достижение кратковременных фискальных целей; в) общего спада производства во всех отраслях экономики; г) постоянного дефицита сырья, топлива, энергии и т. п., в ряде случаев утраты собственных оборотных средств, являющихся одной их основных причин остановки производства и сокращения выпуска продукции; д) кризиса сбыта продукции из-за широко проникновения на отечественный рынок импортных товаров и прогрессирующей потери отечественными  производителями внутреннего рынка; е) усиления структурного кризиса в отраслях материального производства; ж) продолжающегося снижения инвестиционной активности, вызванного резким уменьшением бюджетных, прежде всего, централизованных, инвестиций за счет средств федерального бюджета; з) критически низкого уровня использования производственного и научно – технического потенциала; и) разрыва хозяйственных связей между предприятиями и регионами; к) сохранения высокого уровня инфляции до 1999 г.;  л) сохраняющегося роста денежной эмиссии/

Информация о работе Теневой сектор Российской экономики: природа, формы, последствия