Теневой рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования выступает теоретико-методологический анализ причин формирования и развития теневой экономики в переходный период экономических реформ.

Объектом исследования – неформальные экономические отношения как базовой основы теневой экономики.

Предметом исследования выступает отечественная экономическая система в процессе перехода к рынка .

Содержание

Введение 3

Глава1 4

1.1понятие,подходы к определению, концепции, причины появления, структура «теневой» экономики

1.2 масштабы «теневой экономики;

1.3 Нелегальный рынок;

Характеристика основных нелегальных рынков

Глава2

2.1Методы выявления и оценки параметров теневой экономики

Работа содержит 1 файл

чистовой вариант.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Учетно-статистические методы направлены на обеспечение наиболее полной регистрации теневых экономических явлений для обобщающей характеристики всей их совокупности и отдельных групп, выявления и изучение массовых статистических закономерностей.

Наиболее разработаны  сегодня методы оценки скрытого производства нормальных товаров и услуг. Эти методы являются и наиболее точными в связи с относительной легкостью получения информации. Наибольшую сложность представляет оценка параметров запрещенной экономической деятельности, экономической, профессиональной, организованной, политической преступной деятельности. Оценка этих видов криминальной экономической деятельности во многом опирается на результаты деятельности правоохранительных органов по их выявлению и расследованию. Рассмотрим особенности используемых статистических методов оценки различных структурных элементов теневой экономики.

Из всех элементов  криминальной экономики наиболее точная оценка может быть дана производительной скрытой экономической деятельности. Это обусловлено использованием для расчетов методологии системы  национальных счетов (1993 г.) ООН. Общий подход к оценке следующий. Параметры теневой экономики включают скрытое производство, скрытые доходы и скрытые от статистики расходы на конечное потребление и накопление. Теневое производство является исходным для оценки параметров теневой экономики поскольку именно производство определяет и доходы, и расходы. Основной задачей является дать наиболее надежную оценку этим параметрам. Для этого могут быть избраны различные подходы.

Наиболее надежным и точным является использование традиционных статистических методов, направленных на сбор дополнительной информации, проведении дополнительных обследований, то есть совершенствование базовой статистики. Однако такой подход не в состоянии дать полную оценку нормальной, но скрытой экономической деятельности. Неэффективен он и для оценки запрещенных видов деятельности. При недостатке прямой информации ее заменяют расчетной, определяют на основе косвенных данных либо исходя из априорных умозрительных гипотез. При оценке производительных видов теневой экономической деятельности эффективен классический балансовый метод, который заключается в сопоставлении данных из разных источников и досчете недостающей информации.

Многие виды экономической деятельности, имеющей  перераспределительный характер, в рамках методологии СНС адекватно оценить не удается. Определенная их часть может быть учтена при балансировании производства и потребления для уменьшения статистических ошибок.

Активно используются при измерении параметров криминальной экономики также экспертные оценки, которые в ряде случаев могут давать более точные результаты, чем традиционные методы при низком качестве первичной информации.

                                           МЕТОДЫ ОТКРЫТОЙ ПРОВЕРКИ

Они обеспечивают выявление криминальной экономической деятельности лишь в той мере, в какой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов. Применение методов открытой проверки находится в компетенции специально созданных контролирующих органов. Ими выявляются и пресекаются нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, привил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т.п. Результаты, полученные при использовании методов открытой проверки могут впоследствии использоваться в учетно-статистических целях.

Например, методами открытой проверки осуществляется оценка на основе открытых данных доминирующего  положения хозяйствующего субъекта или группы хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, а также злоупотребления доминирующим положением. Факт доминирующего положения оценивается показателем доли рынка в соответствии с методическими документами Государственного антимонопольного комитета РФ.

                 СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОГО АНАЛИЗА

Особенностью  современной экономической преступности является ее скрытый характер, неочевидность  самого события преступления. Адекватная оценка полученных преступных доходов  и других значимых параметров экономического преступления является сложной задачей, которая имеет две особенности. Во-первых, осуществление их адекватной оценки возможно лишь в процессе выявления их при расследовании преступлений и в процессе доказывания в уголовном или гражданском процессе. Во-вторых, для их выявления и оценки необходимо применение специальных методов экономико-правового анализа.

Указанные методы позволяют эффективно применять  специальные экономические и  бухгалтерские познания в юридической  практике (в оперативно-розыскной деятельности, уголовном и гражданском процессе).

В зависимости  от цели выделяются три направления  экономико-правового анализа, каждый из которых опирается на систему  методов. Оперативно - экономический  анализ - проводится негласно с целью  выявления скрытых преступлений. Экономико-криминалистический - направлен на выявление следов преступлений. Экономико-криминологический - имеет целью выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.10.1

Состав  неформально занятых, в марте 1997 г. 
(в % к числу опрошенных)

Категория населения  Дополнительная  занятость  Доля неформальной занятости в составе дополнительной Неформальная  занятость 
Всего 13,2 61,4 8,1
в том числе:      
в возрасте:      
до 29 лет 19,7 73,0 14,4
30-49 лет 14,9 48,1 7,2
50 лет и старше 6,7 71,1 4,8
с образованием:      
высшим и неполным высшим 18,4 45,8 8,4
средним и средним специальным 13,5 59,9 8,1
ниже среднего 10,9 79,2 8,6
с социально-профессиональным статусом и родом занятий:      
руководители 13,3 42,6 5,7
специалисты 16,9 32,7 5,5
служащие 12,2 67,5 8,2
рабочие 12,6 59,1 7,4
учащиеся 11,1 89,2 9,9
пенсионеры 4,1 91,9 3,8
безработные 25,4 89,5 22,7
со  среднедушевым доходом:      
низким 10,8 54,7 5,9
средним 11,9 65,4 7,8
высоким 25,3 56,4 14,3

 
Источник: Синдяшкина Е. Занятость в  неформальном секторе  экономики. - Экономист. - 1998. - № 6. - С. 56.
 
 
 
 
 

Влияние жесткости преследования  на рыночную конъюнктуру  нелегального рынка

 
Рисунок Влияние государственного регулирования цен на рыночную конъюнктуру.

Условные обозначения: 
Р - цена; 
Q - объем спроса и предложения; 
P0, P1 - равновесная цена соответственно до и после ужесточения контроля; 
R0, R1- точка рыночного равновесия соответственно до и после ужесточения контроля; 
Q0, Q1 - равновесный объем продаж на нелегальном рынке соответственно до и после ужесточения контроля; 
DD - кривая спроса; 
SS0 , SS1- кривая предложения соответственно до и после ужесточения контроля.

Введение более  жесткого полицейского контроля за функционированием  нелегального рынка вызывает рост потерь активов, финансовых средств, а также  издержек на обеспечение безопасности, коррумпирование государственных чиновников и другие подобные цели. Увеличение этих издержек сдвигает кривую предложения влево из положения SS0 в положение SS1. Точка рыночного равновесия также смещается из положения R0 в R1, а равновесная цена возрастает с Р0 до Р1, что сокращает объем продаж на нелегальном рынке с Q0 до Q1.

Соответственно, чем менее эластичен спрос  на товары, обращающиеся с сфере  нелегального рынка, тем в меньшей  степени сокращение предложения, вызванное  ужесточением контроля, вызовет снижение объема сделок и тем больше повысится рыночная цена. Подобная ситуация характерна, в частности, для рынка наркотиков, особенности которого будут более подробно рассмотрены ниже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рассмотрим, каким  образом установление государством цен на уровне ниже равновесного, создает экономические условия для возникновения нелегального рынка.. Для этого можно воспользоваться анализом кривых спроса и предложения (рис. ).

 
Рисунок Влияние государственного регулирования цен на рыночную конъюнктуру.

Условные обозначения: 
Р - цена; 
Q - объем спроса и предложения; 
Pr - равновесная цена; 
Pg - максимальная цена, установленная государством; 
R - точка рыночного равновесия; 
Qs - объем предложения в условиях государственного регулирования цен; 
Qd - объем спроса в условиях государственного регулирования цен; 
Qr - Равновесный объем продаж. 
DD - кривая спроса; 
SS - кривая предложения.

Кривые спроса и предложения пересекаются в точке R - точке рыночного равновесия. В данной точке объемы спроса и предложения равны Qr. При государственном регулировании цен, если уровень централизованно установленных цен Pg ниже равновесного уровня Pr, то на рынке возникает дефицит товара в объеме (Qd-Qs). Объем спроса превышает объем предложения. Если механизм саморегулирования на легальном рынке не действует, то необеспеченный спрос обеспечивается за счет продажи товаров по завышенным ценам на теневом рынке.

Разработанные в экономической науке методы позволяют оценить объемы теневой экономики в различных странах. Далее приводится таблица таких оценок годичной давности, взятая с сайта http://www.bereg.ru со ссылкой на журнал "Экспресс" N 7, 2001 г. Надо отметить, что надежность подобных оценок не очень велика в силу объективной сложности задачи их получения, о которой говорилось выше.

Австралия 14,0
Австрия 9,0
Бельгия 22,5
Канада 16,2
Дания 18,3
Финляндия 18,9
Франция 14,9
Германия 14,9
Великобритания 14,0
Греция 29,0
Ирландия 16,2
Италия 27,3
Япония 11,1
Нидерланды 13,5
Новая Зеландия 11,9
Норвегия 12,6
Португалия 23,1
Испания 23,1
Швеция 19,9
Швейцария 8,1
США 8,9
в среднем 16,8

Информация о работе Теневой рынок