Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:53, курсовая работа
В своей работе я хотела бы рассмотреть причины, породившие подобное угрожающее состояние российской экономики, попытаться найти хотя бы примерные пути выхода из тупика тотальной криминализации социально-экономических отношений.
1. Введение. Стр. 3
2. Теневая экономика в СССР. Стр. 3 - 4
3. Факторы увеличения объема теневой экономики. Стр. 4 - 6
4. Негативные последствия экономики переходного периода. Стр. 6 - 8
5. Структура теневой экономики. Стр. 9 - 11
6.Теневая экономика и налоговая преступность. Стр. 11 - 12
6.1. Неучтенные операции. Стр. 12
6.2. Сокрытие части оборота. Стр. 13
6.3 Псевдооперации. Стр.13 - 14
7. Практикуемые подходы к выведению экономики из «тени». Стр. 14 - 16
8. Заключение. Стр. 16 - 17
9. Список используемой литературы.
вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.
Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков»-хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», уровень сопротивления властям — как «относительно высокий». В общем, применение репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.
Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики» - хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.
Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик»-хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление «спать спокойно».
Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики» - хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши.
Наиболее активными критиками идеи легализации «теневого» капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся «теневая» сфера в большей или меньшей степени криминализирована (это, как говорится, следует «по определению»). Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: «не пойман — не вор».
8. Заключение
Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности –неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:
• Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обналичивших их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;
• Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;
• Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;
• Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.
Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже - расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедолларизации экономики и стабилизации рубля.
Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.
Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.
В настоящее время легализация теневых
капиталов, направляемых в легальную экономику
— едва ли не единственный (в смысле реальной
возможности мобилизации) источник крупномасштабного
инвестирования в народное хозяйство.
Правительство загнало предпринимателя
«в тень», и теперь обязано предоставить
последнему возможность из нее выйти.
Карательные меры к теневикам - предпринимателям
приведут к безвозвратной потере для страны
огромных капиталов, в создание которых
тем или иным путем вложен труд практически
каждого россиянина. Заставить эти средства
работать для общего дела — задача, достойная
истинных реформаторов.
Список
используемой литературы
1. Исправников В. – Теневой капитал: конфисковать или легализовать?//Экономика и жизнь №24, 1996 г.
2. Афанасьев Ю. – За ушко да на солнышко?//Российская газета 3 авг., 1996г.
3. Ореховский П.- Статистические показатели и теневая экономика // РЭЖ №4, 1996 г.
4. Теневые параметры «теневой» экономики (по материалам конференции)//РЭЖ №8,9, 1996 г.
5. «Теневой» сектор обеспечивает рост российской экономики//Новая газета 7-13 апреля, 1997 г.
6. Исправников В., Куликов В. – Как «высветлить» реформируемую экономику// РЭЖ №5-6, 1997 г.
7. Смординская Н. – Бегство капиталов как объект международного исследования //Вопросы экономики №9, 1997 г.
8. Суетин Д. – Экономика России: из тени в свет перелетая//Экономика и жизнь №13, 1997г.
9. Щербакова Л. – Сереем «всем миром»//Эко №6, 1997 г.
10. Яковлев А., Воронцова О. – Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота//Вопросы экономики №9, 1997 г.
11. Булатов А. – Вывоз капитала из России: вопросы регулирования// Вопросы экономики №3, 1998 г.
12. Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России//Вопросы экономики №9, 1998г.
13. Макаров
Д. – Экономические и правовые аспекты
теневой экономики в России//Вопросы экономики
№3, 1998 г.