Теневой рынок в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хотела бы рассмотреть причины, породившие подобное угрожающее состояние российской экономики, попытаться найти хотя бы примерные пути выхода из тупика тотальной криминализации социально-экономических отношений.

Содержание

1. Введение. Стр. 3


2. Теневая экономика в СССР. Стр. 3 - 4


3. Факторы увеличения объема теневой экономики. Стр. 4 - 6


4. Негативные последствия экономики переходного периода. Стр. 6 - 8


5. Структура теневой экономики. Стр. 9 - 11


6.Теневая экономика и налоговая преступность. Стр. 11 - 12


6.1. Неучтенные операции. Стр. 12


6.2. Сокрытие части оборота. Стр. 13


6.3 Псевдооперации. Стр.13 - 14


7. Практикуемые подходы к выведению экономики из «тени». Стр. 14 - 16


8. Заключение. Стр. 16 - 17


9. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 55.13 Кб (Скачать)
 

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 

Реферат по дисциплине:

  «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ »

На тему: «Теневой рынок в России» 
 
 
 

Выполнила:                              студентка 1 курса, 2 потока Хворостянная О.В.

Проверила:              
 
 
 

                 Тюмень, 2011 
             

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.                                                                                                             Стр. 3 

2. Теневая экономика в СССР.                                                                              Стр. 3 - 4 

3. Факторы увеличения объема теневой экономики.                                         Стр. 4 - 6 

4. Негативные последствия экономики переходного периода.                        Стр. 6 - 8 

5. Структура теневой экономики.                                                                        Стр.  9 - 11    

6.Теневая экономика и налоговая преступность.                                               Стр.  11 - 12   

6.1. Неучтенные  операции.                                                                                  Стр.  12  

6.2. Сокрытие  части оборота.                                                                               Стр. 13  

6.3 Псевдооперации.                                                                                             Стр.13 - 14 

7. Практикуемые подходы к выведению экономики из «тени».                    Стр.  14 - 16      

8. Заключение.                                                                                                     Стр.  16 - 17 

9. Список используемой литературы.                                                              Стр.  18 
 
 
 
 

1. Введение.

      Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Причем такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны. В англоязычных странах это явление называется неофициальная, подпольная, скрытая экономика, во французских изданиях – подземная, скрытая экономика, в Германии – теневая.

    Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что теневая экономика охватывает три самостоятельных понятия, три сектора:

1. подпольный  бизнес – запрещенные законом  виды экономической деятельности: торговцы оружием и наркотиками,  рэкетиры, наемные убийцы, сутенеры  и т.п.;

2. неофициальная  экономика – легальные виды  экономической деятельности, но  производство товаров и услуг  не фиксируется официальной статистикой,  сокрытие от налогов, неформальная  занятость и т.п.;

3. фиктивная  экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.

    Что касается размеров капитала, незаконно вращающегося в торговых операциях. По данным Госкомстата России, объем теневой экономики составляет 25% от ВВП на начало 1997 г.  Суммарный учет искажения данных по торговле (примерно 40% товарооборота), по оказанию индивидуальных услуг населением (60%), по учету жилищных услуг (18% стоимости зарегистрированных услуг), по скрытой оплате труда, в том числе с учетом «смешанных доходов» (20%). Однако, с учетом подпольной и неофициальной экономик, по оценкам правоохранительных органов, эта цифра колеблется около 50%!

    В своей работе я хотела бы рассмотреть причины, породившие подобное угрожающее состояние российской экономики, попытаться найти хотя бы примерные пути выхода из тупика тотальной криминализации социально-экономических отношений.

2. Теневая экономика  в СССР

    Существует точка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим «послесловием» к глубинным процессам роста теневой криминальной экономики, происходившим в годы застоя. Реформы лишь высвободили присущие теневой экономике автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего с насилием.

   В условиях командно-административной системы распределения существование побочных способов получения доходов было ответом на жесткую централизацию государства. Позитивный аспект неформальных отношений на протяжении многих лет заключался в том, что такие формы и отношения как взаимопомощь, самоорганизация, самодеятельность являлись способом выживания (и остаются таковыми) значительной части населения и экономики страны в целом.

    В качестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственные регламентации и способствующего выживанию самой огосударствленной системы, выступал негосударственный сектор. Он включал промысловую кооперацию (до 1960 г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и даже частную практику ( к 1985 г. было зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой). Негосударственный сектор в определенном смысле создал правовые и материальные предпосылки функционирования (наряду с формальным) теневых отношений.

    Однако власти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных отношений государственная хозяйственная система не могла существовать, тому есть немало примеров.

   Официально объемы подрядных - строительных работ в целом по стране в 1960-1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенные производственные ресурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады (часто преследуемые) создали практически всю сельскую производственную и бытовую инфраструктуру (коровники, бани, школы, магазины и т.п.).

   Неформальные отношения не без заинтересованности и участия властей «тонко» вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской системы. При необходимости они использовались властями в политических целях: в 30-е годы – в форме борьбы с неразоблаченным «кулаком»; в 60-70-е – с «частником», в 80-е – с «лицами, получающими нетрудовые доходы», в 90-е – с новыми предпринимателями – «кооператорами». Владельцы частных подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотя длительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктам рассчитывался и планировался без учета потребностей сельского населения. Таким образом, само обеспечение считалось неформальным отношением.

    Достаточно сложен анализ способов и видов, в которых проявлялись подлинные неформальные отношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные ему способы исходя из социально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей, условий и традиций. В России с ее исторической тенденцией тяготения к коллективистским традициям долгое время преобладающей формой самоорганизации населения и соответственно реализации неформальных отношений были (и остаются) многообразные виды кооперации .

    Во-первых, существовали неформальные кооперативы, которым были присуще соответствующие принципы и черты: преобладание экономического равенства внутри кооператива, обособленность по отношению к другим организациям и защита своих групповых интересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера, действующего в интересах семьи.

    Доходы, которые контрагенты теневой экономики получали в системе административного распределения ресурсов, были весьма значительны: 31,8 млрд. руб. в 1975 г., 52,5 млрд. —в 1980; 74,3 млрд. —в 1985,55,3 млрд. руб. —в первом полугодии 1989г. Соответственно по отношению к фонду оплаты труда в СССР эти доходы составили: 13,8; 17,9; 21,1; 25,4%.

3. Факторы увеличения  объема теневой  экономики

    Переход от системы административного распределения ресурсов к рыночному механизму развития означает изменение динамики номинальных показателей . Он же (переход) способствует росту сферы «агрессивной координации», когда сделки заключаются под влиянием силы, минуя мораль и закон.

    В ходе реформ был фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. На сегодняшний день, к сожалению, нельзя дать ни достоверной оценки финансовых ресурсов, так как Минфин тщательно скрывает многие данные, ни выяснить объем приватизационной собственности. Впрочем, и в случаях вскрытия самых серьезных злоупотреблений никаких санкций не применяется. На мой взгляд, все это способствует криминальному распределению собственности и бюджетных денег.

    Причем подобная сложившаяся экономическая система сложилась в таких странах как Филиппины, Мексика, Колумбия. И мировой опыт свидетельствует о том, что выйти из ловушки тотальной криминализации социально-экономических отношений довольно-таки трудно. Ведь если национальное богатство распределяется между кланами, имеет место некий вариант феодализма, при котором не действуют механизмы экономического роста.

    Анализ причин происходящего приводит, к сожалению, о лидирующей роли государства. Приведу некоторые доказательства.

    1992 г. государство начало с того, что фактически ликвидировало накопления граждан. При спровоцированной гиперинфляции, практически не было предпринято никаких мер для того, чтобы сохранить трудовые сбережения десятков миллионов людей в сберегательных банках. Параллельно произошла очень серьезная криминализация финансового сектора. В том же 1992 г. Центробанк России распределял в условиях высокой инфляции кредиты под высокий отрицательный процент, и те, кто стоял «у кормушки», получили колоссальные доходы.

    В 1993 г. развернулась спонтанная приватизация снизу, когда всем было разрешено хватать государственное имущество по принципу «кто первый». В результате в экономике возобладали стереотипы чисто хищнического распределения: предпринимательская энергия была устремлена не на создание нового, наращивание экономической активности и повышение эффективности производства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши.

    Наконец, в конце 1993 г. произошло, как известно, свертывание демократических институтов, контроля власти над обществом. И после этого началась легализация криминальной деятельности. Если раньше деньги из бюджета воровали преимущественно в нелегальных формах, то, начиная с осени 1993 г., правительственные структуры пошли по пути легального предоставления незаконных льгот «придворным» коммерческим структурам. Соответствующие примеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о том, что в денежно-бюджетной сфере легализация криминальных отношений — факт свершившийся.

    Небезызвестная денежная политика 1994 г. привела к тому, что существенная часть хозяйственных отношений постепенно трансформировалась и перешла в теневой сектор. Искусственно вызванный кризис ликвидности в расчетах в реальном секторе экономики привел к тому, что предприятия стали широко практиковать бартер и расчеты наличными и, естественно, уходить от налогов.

     В общем, этот небольшой анализ показывает, что именно государству и государственной политике мы обязаны тем, что отечественная экономическая система погрузилась в «квазиколумбийское» состояние: в 1995 г. фактически уже сформировались механизмы его устойчивого само воспроизводства.

    Еще совсем недавно существовала точка зрения, согласно которой наличие теневой экономики — прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственную жизнь административной системы управления, с устранением которой и переходом к рыночному хозяйствованию запрещенные и потому не регистрируемые сделки неизбежно легализуются и выйдут из «тени» в «свет». Сегодня наивность подобных надежд очевидна.

Информация о работе Теневой рынок в России