Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
На сегодняшний день теневая экономика является важнейшей проблемой, связанной с обеспечением экономической и национальной безопасности государства.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
История развития феномена теневой экономики.........................................4
Определение понятия «теневая экономика».................................................7
Формы теневой экономики.............................................................................9
Структура теневой экономики......................................................................11
Причины возникновения теневой экономики.............................................20
Причины роста теневого сектора в России.................................................23
Методы выявления и оценки теневой экономики......................................24
Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности...................................................................................................27
Существующие подходы к решению проблем теневой экономики.........32
Заключение.....................................................................................................33
Список литературы........................................................................................35

Работа содержит 1 файл

смотри эту!!!!!!!!!!ТУТ 2010 ГОД!!!!!!.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Однако  важно видеть принципиальное различие между реальными причинами теневой  экономики и причинами ее роста  или, напротив, угасания в определенные исторические периоды.

  1. Причины роста теневого сектора  в России.
 

     На  рост теневой экономики в России в 90-е годы огромное влияние оказали  явные просчеты и ошибки в проведении государственными органами экономических  преобразований.

     Во-первых, государственные структуры в 90-е годы потеряли способность не только к стратегическому, но и к оперативному управлению экономикой. Сложившийся вакуум управления заполнился мафиозно-теневыми связями и отношениями, нравами и обычаями дикого капитализма, для которого характерны: стремление отхватить лакомые куски общественного пирога, нажиться за счет спекулятивных операций типа пресловутой пирамиды, обмана и вымогательства, широкое распространение личностных, кланово-земляческих отношений, смыкающихся с мафиозными структурами.

     Во-вторых, в ходе реализации модели экономического реформирования сложился дестимулируюший  механизм легальной экономической  деятельности, вытесняющий ее в тень8.

     Эта модель включала в себя:

  • непродуманную моментальную либерализацию цен, приведшую к массовому обнищанию населения, а, следовательно, резкому падению платежеспособного спроса на товары народного потребления;
  • ускоренное разгосударствление в ходе чековой приватизации крупных высокорентабельных объектов, сопровождавшееся массовыми хищениями;
  • резкое «открытие» экономики внешнему миру (неконкурентоспособные российские предприятия немедленно обусловили высокую безработицу в стране);
  • жесткая рестриктивная кредитно-денежная политика;
  • неподъемный налоговый пресс по отношению к реальному сектору.

     Наконец, при попустительстве государства  в России сформировалась социальная структура, обладающая высоким теневым  потенциалом. Большая доля населения, относимого к категории бедных, безработные  и фиктивно занятые, социальное дно (из числа нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, вышедших из тюрем людей и др.), беженцы из горячих точек бывшего СССР, демобилизованные из армии и находящиеся в состоянии поствоенного шока представляют собой питательную среду для теневой экономики.

     Но, к сожалению, само государство и его органы стали активными участниками теневых операций. Его представители наживались на приватизации, распродавали природные ресурсы, строили финансовые пирамиды, провоцировали финансовые кризисы9.

     Общий вывод таков, что распространенность теневой деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.

  1. Методы  выявления и оценки теневой экономики.
 

     Структура криминальной экономики достаточно сложна и включает элементы различной природы - как связанные с реальным производством нормальных товаров и услуг, так и перераспределительного характера; как относительно легко выявляемых, так и с трудом поддающихся измерению и оценке.

     Возможности оценки масштабов теневой экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Вследствие этого для оценки используются различные косвенные методы, точность результатов которых зависит от соблюдения многих условий.

     Все рассматриваемые методы объединяются в три группы: статистические методы, используемые на макроуровне; методы открытой проверки и специальные экономико-правовые методы, используемые на микроуровне - при выявлении и оценке экономических  параметров конкретных правонарушений, преступлений, экономической деятельности отдельных лиц.

     Итак, в зависимости от характера решаемых задач и поставленных целей методы выявления и оценки криминальной экономической деятельности могут  быть выделены: учетно-статистические методы, методы открытой проверки и специальные экономико-правовые методы.

      Учетно-статистические методы основаны на фиксировании данных о теневой экономике, не учтенных официальной статистикой. Эти данные можно получить на основе методологии системы национальных счетов (CHC), которая учитывает виды деятельности, обеспечивающей реальный вклад в создание ВВП.

     К преимуществам учетно-статистического  метода можно отнести возможность  частичной количественной оценки скрытой  части производительной деятельности на основе методологии CHC. К серьезным его недостаткам относятся, во-первых, трудность оценки масштабов, структуры, а также влияния криминальной деятельности, не вносящей вклад в создание реального ВВП, тем более что Госкомстат РФ не ведет учет многих видов теневой экономической деятельности; во-вторых, невозможность количественной оценки в рамках CHC многих экономических преступлений, в результате которых происходит перераспределение, не приводящее к изменению объема ВВП, либо общество упускает некую экономическую выгоду.

     Несмотря  на отмеченные недостатки, учетно-статистический метод может использоваться для  определения масштабов теневой  экономики в России при условии  совершенствования информационной базы расчетов, так как в этом случае он способен дать достаточно точные количественные оценки. Указанный подход особенно эффективен для выявления производительных секторов теневой экономики, вносящих вклад в создание ВВП.

     Методы  открытой проверки обеспечивают выявление криминальной экономической деятельности лишь в той мере, в какой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов. Применение методов открытой проверки находится в компетенции специально созданных контролирующих органов. Ими выявляются и пресекаются нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, привил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т.п. Результаты, полученные при использовании методов открытой проверки могут впоследствии использоваться в учетно-статистических целях.

     Также используются специальные экономико-правовые методы, поскольку особенностью современной экономической преступности является ее скрытый характер и неочевидность самого события преступления. Адекватная оценка полученных преступных доходов и других значимых параметров экономического преступления является сложной задачей, которая имеет две особенности. Во-первых, осуществление их адекватной оценки возможно лишь в процессе выявления их при расследовании преступлений и в процессе доказывания в уголовном или гражданском процессе. Во-вторых, для их выявления и оценки необходимо применение специальных методов экономико-правового анализа.

     Указанные методы позволяют эффективно применять  специальные экономические и  бухгалтерские познания в юридической  практике (в оперативно-розыскной деятельности, уголовном и гражданском процессе).

     В зависимости от цели выделяются три  направления экономико-правового  анализа, каждый из которых опирается  на систему методов. Оперативно - экономический  анализ - проводится негласно с целью выявления скрытых преступлений. Экономико-криминалистический - направлен на выявление следов преступлений. Экономико-криминологический - имеет целью выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.

  1. Социально-экономические  последствия теневой экономической деятельности.

     Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом  хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам  и проявлением криминальной и  теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие, так как при определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования.

     Негативные  последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются  в различных социально-экономических  деформациях:

  • деформация налоговой сферы

      Проявляется во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры. Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит в возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

  • деформация бюджетной сферы

      Проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Недофинансирование государственных расходов является одной из важнейших причин кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.

  • влияние на эффективность макроэкономической политики

      Проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе.

  • воздействие на кредитно-денежную сферу

      Проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом. Одной из наиболее драматических страниц криминального использования финансовых учреждений является деятельность финансовых пирамид в России в 1993-1995 гг., когда в результате финансовых преступлений инвесторам частным был нанесен ущерб, размер которого оценивается в 20 трлн. неденоминированных рублей. Одним из результатов этих злоупотреблений явилось резкое падение доверия к кредитным учреждениям.

  • деформация структуры экономики

      Криминальная  экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором. Это касается практически всех ее видов. Начиная от сокрытия разрешенной законом экономической деятельности, и заканчивая наиболее опасными формами организованной преступности.

  • влияние на экономический рост и развитие

      Воздействие не является однозначно деструктивным, оно бывает разнонаправленным. Так, сокрытие разрешенной законом хозяйственной  деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Это происходит в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов. Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), то ВВП увеличивается. Кроме того, если работник занимается деятельностью, которая без него не нашла бы исполнителя, то общество не несет потерь. В остальных случаях, сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая цепь описанных выше последствий.

  • влияние на инвестиционный процесс

      Сокрытие  нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная ситуация. Так, в современной России, по мнению некоторых исследователей, экономический спад в легальном секторе перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности. Причем обеспечивается он путем сокрытия источника происхождения инвестиций. Сокрытие истинных инвесторов является методом страхования инвестиционных рисков.

  • влияние на состояние природной среды

      Преступные  организации могут нанести серьезный  экологический вред, особенно слаборазвитым  странам. Они не заботятся об окружающей среде. Деятельность организованной преступности уже привела к уменьшению численности  осетровых рыб в Каспийском море вследствие браконьерской ловли с целью добычи икры и оптовым заготовкам леса без мероприятий по восстановлению.

Информация о работе Теневая экономика