Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. 4
5
1.2.Типы теневой экономики. 5
8
1.3. Источники теневой экономики. 9
1.4. «Пирамида движущих сил неформального сектора экономики». 11
1.5. Как считать теневую экономику? 13
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ. 15
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО СОКРАЩЕНИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ. 22
ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ. 23
4.1 .Рост масштабов и подвижка границ 23
4.2. От дорогого дефицита к дешевому изобилию 28
4.3. От воровства к неплатежам 31
4.4. От приуменьшения к преувеличению 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
получение привилегий - хозяйственные агенты, не обходя формальных правил, обеспечивают себе особые льготные условия на рынках (например, подкупая коррумпированных чиновников) [16].
Пассивная форма играла важную роль при советском режиме с его патологической страстью к тотальной административной регламентации и широким идеологическим запретам. Ныне зоны прямой регламентации заметно сузились и, соответственно, возросло значение конкурентной формы "теневизации", которую дополняет активный поиск привилегий, присущий теневикам и до-и послеперестроечного периода.
За последнее десятилетие претерпели серьезные изменения границы между сегментами российской неформальной экономики.
Во-первых, пришли в движение правовые рамки. Вчера ту или иную деятельность преследовали по закону как спекуляцию, а сегодня это уже легальный бизнес. Что-то из разряда тяжких преступлений переходит в более терпимые "серые зоны" (например, мелкие нелицензированные операции с валютой). Меняется и мера ответственности за те же самые деяния.
Во-вторых, вводятся новые формы обязательной отчетности, расширяющие границы того, чего мы заведомо не знаем о хозяйственной деятельности (приведу пример существенного упрощения отчетности для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в начале 90-х годов).
Изменилось соотношение между теневой и фиктивной экономикой. Для советской экономической отчетности было характерно скорее не сокрытие своих действий, а их преувеличение, то есть приписки. Объемы раздували, чтобы выполнять план и получать на этой основе легальные доходы. В постсоветский период акцент переместился с фиктивных операций на теневые - сокрытие деятельности с целью извлечения нелегальных доходов.
Наконец, серьезно изменились границы криминальных сегментов рынка. С официальной точки зрения в советский период практически любое производство продуктов и услуг ради частного обогащения считалось криминалом. С наших же сегодняшних позиций масштабы собственно преступной деятельности в те времена были весьма невелики. Расширение криминальной активности в постсоветской экономике идет, прежде всего, за счет "новых производств" заведомо преступного свойства: изготовления и распространения наркотиков, оружия, крупной контрабанды, рэкета, проституции. В скромных дозах все это существовало и в советскую эпоху, но настоящими отраслями организованного преступного промысла стало лишь за последнее десятилетие.
Советскую экономику справедливо считали "экономикой дефицита" (Янош Корнаи). Теневая деятельность была здесь организована вокруг производства и распределения хронически дефицитных продуктов и услуг. Они расходились из-под полы, по неформальным каналам, с активным использованием отношений персонифицированного блата[17]. Покупка мяса, обуви, одежды, стройматериалов с «рук» была обычным явлением в советской экономике. Подавляющая часть дефицитных товаров никогда не попадала в открытую продажу, а немедленно распределялась по своим людям, которые в дальнейшем и перепродавали их по завышенным ценам. Разумеется, со «спекуляцией» боролась армия контролеров, но их усилия давали почти нулевой результат. Работники торговли принимали просто больше мер предосторожности. К тому же контролеры тоже люди, их постоянно пытались (и часто с успехом) подкупить. Наказуемость спекуляций заставляла осторожничать и людей, пытавшихся купить дефицитный товар. Было очевидно, что в прямой форме от неизвестного лица продавец взятку не возьмет. Поэтому чтобы иметь мясо, приходиться «дружить» с мясником (т.е. не просто давать деньги, а дарить подарки, всячески выражать свое уважение) и т.д.. По мнению экспертов, в 1970-е годы через такой «рынок» проходило 20-30% всех потребительских товаров.
Постсоветская теневая экономика нацелена на иное - на производство самых обычных недефицитных благ и их распределение через открытые коммерческие продажи. Отношения блата по-прежнему важны, когда речь идет о борьбе за привилегии, но как принципиальный способ организации теневых отношений они уже стали достоянием истории.
Советский теневик, таким образом, работал на заполнение рыночных пустот. Постсоветская же теневая экономика сегментирует уже заполненный рынок. Теневые агенты ищут не столько рыночные ниши, сколько конкурентные преимущества в уже занятых нишах.
Сдвиг от дефицита к сравнительному изобилию изменил и ожидания потребителей относительно качества и цены товаров. Продукция советской теневой экономики была более высококачественной по сравнению с основной массой товаров и услуг. Предлагали то, что "нельзя купить в магазине", будь то недоступный импорт ("фирма") или продукты домашнего производства ("свое"). Соответственно и цены на теневые блага были, как правило, выше. В них включались надбавка за качество, а также надбавка за риск, который в те годы был весьма высок: за относительную "мелочь" можно было пойти по статье Уголовного кодекса. Добавлю, что советскую теневую экономику подпитывали вынужденные сбережения граждан, готовых платить за дефицит более высокую цену. И часть теневых потоков, скажем контрабандный импорт потребительских товаров, способствовали сглаживанию скрытого инфляционного навеса.
В постсоветское время картина изменилась на противоположную. Сегодня теневая экономика предлагает в основном менее качественные продукты и услуги по более низким ценам. Поскольку многое можно купить в магазине, неформалы зазывают нас не "диковинкой", а тем, что у них "дешевле и не хуже", чем в официальной торговле. Иными словами, фактор дефицита в конкурентоспособности теневых операций уступил место ценовому фактору. И обусловлено это явление скорее ограниченностью, чем избытком платежеспособного спроса.
Приведу хорошо известный пример. В советское время ездить на такси было дешевле, чем использовать частника, но поймать такси и упросить водителя отвезти в нужное место - было делом отнюдь не простым. Товар, купленный на улице с рук, обходился нам дороже, чем в магазине (где он, впрочем, нередко отсутствовал вовсе). Сегодня частных извозчиков уже не преследуют с былой строгостью, а лоточников если и гоняют, то лениво или во время периодических кампаний по "зачистке" улиц. В результате официальное такси сегодня дороже частного извоза, а покупка с рук заведомо дешевле магазинной цены.
И еще одно отличие. Теневая экономика всегда связана с перераспределением доходов. Однако для советского времени было свойственно прямое перераспределение частных доходов между группами населения: покупатель дефицита расплачивался своими "кровными" с его распределителями и продавцами. В постсоветскую эпоху перераспределение доходов имеет более сложный характер и производится скорее косвенно - через дифференцированные недоплаты в государственный бюджет.
Советская теневая экономика была основана преимущественно на прямом использовании государственных ресурсов для частных нужд. Иными словами, на регулярном воровстве у государства. В постсоветских условиях воровство у государства сохранилось как знамя теневых отношений, но форма изменилась довольно радикально: речь идет о неуплате государству налогов от использования частных ресурсов.
Теневая экономика почти всегда - прямо или косвенно - сопряжена с уходом от налогов. Однако в советское время это в первую очередь касалось нелегалов, легализации мешали главным образом не налоги, а идеологические и бюрократические запреты. Сегодня уход от налогов превратился в стержень теневой политики хозяйственных агентов, и, главное, в эту политику наряду с явными нелегалами вовлечена основная масса обычных, вполне респектабельных предприятий и рядовых граждан. Теневые сегменты все теснее переплетаются с нетеневыми.
Начнем с поведения населения. По официальным данным, более двух третей российских граждан, которые должны были подать декларации о доходах в налоговые инспекции в 1996 году, не сделали этого. На таком фоне несвоевременная уплата коммунальных платежей населением выглядит вполне логичным элементом общей картины - это лишь другой способ не рассчитываться с государством.
Еще более распространен уход от налогов в предпринимательской деятельности. В 1997 году по данным опроса предпринимателей 84 % респондентов указали на него как на основное нарушение законодательных норм, 10 % отметили прочие финансовые нарушения, тоже, видимо, связанные с уходом от налогообложения. По оценкам Рабочего Центра Экономических Реформ при правительстве РФ, только 1,5 % российских предприятий уплачивают всё своевременно и до копейки. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около трети предприятий вообще уклоняются от уплаты налогов[20].
Итак, это явление стало поистине всеобщим. Но главное, не перечислять государству в полном объеме причитающихся ему средств считают морально вполне оправданным и предприниматели, и общественное мнение (в советский период столь же "законным" почиталось разворовывать у государства все, что "плохо лежит"). Сегодня такие действия оправдывают ссылками на тяжелую жизнь, непосильное налоговое бремя и грабительскую сущность российского государства. Обман государства выглядит если и не доблестью, то, по крайней мере, широко признанной нормой.
В связи с этим отмечу еще одно характерное различие между двумя теневыми экономиками. Советские работники, нанятые государством, вели себя фактически как завзятые индивидуальные предприниматели. Однако при этом они упорно продолжали притворяться наемными тружениками, работающими на общее благо. В отличие от них постсоветские самостоятельные работники и предприниматели (индивидуальные и руководители предприятий), скрывая получаемую прибыль или сам факт хозяйственной деятельности, усиленно культивируют образ "неудачливых предпринимателей", притворяются "трудящимися", которые в поте лица бьются за кусок хлеба, а не за какой-то дополнительный доход. Не случайно мы живем в стране, где более половины предприятий считаются убыточными. Причем чем прибыльнее отрасль, тем, как правило, хуже ее официальные финансовые показатели.
Советское воровство у государства происходило в первую очередь на рабочем месте. Характер и масштабы воровства определялись формальным статусом работника, его позицией в той или иной государственной корпорации. Это было не просто воровство, а воровство "по чину" - негласная привилегия, обеспечиваемая самим рабочим местом. Официальное включение человека в советский механизм производства общественных благ открывало ему физический доступ к государственным ресурсам, дозированные возможности приватизации прав на их использование путем выноса этих ресурсов за ворота предприятия или их утилизации для работы "налево", делало возможным использование служебного положения для получения взяток и т.п. Известно, что не официальный уровень зарплаты определял материальную привлекательность той или иной работы, а именно доступ к распределению дефицитных ресурсов.
Это находило отражение, во-первых, в предметном разнообразии теневой деятельности (водители сливали бензин, рабочие выносили инструменты, повара - мясо и полуфабрикаты), а во-вторых, в стратифицированном характере этой деятельности (вышестоящему было дозволено больше; если же начальник только контролировал деятельность непосредственных исполнителей и не имел физического доступа к ресурсам, ему была положена определенная доля в виде регулярных подношений).
В постсоветской экономике многие права на ресурсы уже успешно приватизированы.
Впрочем, кое-что объединяет советскую и постсоветскую эпохи. Так, для откровенно теневой деятельности по-прежнему широко используют формально неприватизированную государственную собственность и право государственного контроля. В первую очередь речь идет о коррупции, способной пережить любые революции и политические режимы. Замечу, что в ходе российских реформ она не только не ушла на вторые роли, но стала еще более открытой и масштабной .
Теневая экономика знаменита своей "самопальной" продукцией с поддельными товарными знаками. Фальшивые "лейблы" клеили и в советское время, но сейчас структура товаров изменилась. Раньше подделывали под контрабанду, сегодня же подделывают под официальный продукт. В то время как у советской теневой экономики не было никаких надежд на легализацию, постсоветские теневики, напротив, всячески претендуют на легальность. Например, упомянутые выше частные извозчики приглашают нас не иначе как в "такси" и обзаводятся "бумагами", удостоверяющими их принадлежность к фирме. Это нужно не столько для милиции, сколько для того, чтобы убедить клиента ссылками на мнимую официальность предоставляемой услуги
Мы вправе сделать вывод, что в советский период теневая экономика свидетельствовала в первую очередь о неэффективном использовании материальных ресурсов государством. Эту неэффективность до некоторой степени "корректировала" внегосударственная утилизация ресурсов населением. Постсоветская теневая экономика сигнализирует о другом - о проблеме на рынке труда и расточительном отношении к трудовому потенциалу, за что ее справедливо критикуют. Здесь квалифицированные специалисты вынуждены заниматься "челночным" бизнесом или частным извозом, а работников, нанятых без оформления трудовых договоров, подвергают самой бессовестной эксплуатации.
В заключение обратимся к идеологической стороне вопроса. Интересно посмотреть, как изменилась позиция официальных государственных органов по отношению к теневому сектору. Советские власти всячески приуменьшали его масштабы и значимость, подчеркивая действенность государственного контроля. Некоторые эксперты считали теневую деятельность даже антисистемной в том смысле, что она прямо противоречила основополагающим принципам плановой экономики. C доктринальной точки зрения теневая активность действительно имела антисистемный характер, а вот с экономических позиций она в систему чудесно вписывалась, более того, служила одной из ее опор.
Постсоветские власти ведут себя прямо противоположным образом: они старательно преувеличивают масштабы и роль теневой (в том числе криминальной) экономики, приуменьшая роль государственного контроля над хозяйственной деятельностью. Теневая экономика превращена в одну из карт в политических пасьянсах. А криминалитетом пугают граждан, как в советское время пугали детей милиционером.