Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:04, реферат
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен , который относительно легко определить , но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация , которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Введение
3
Глава 1. Определение теневой экономики и формы ее проявления.
4
Глава 2. Механизм функционирования теневой экономики.
9
Глава 3. Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики.
18
Заключение.
23
Список использованной литературы.
24
Отмеченные три схемы механизмов охватывают операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы” указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся за рубеж.
Данный
круг сделок трудно фиксировать и
изучать, а быстрое становление
новой отечественной банковской
системы непосредственно
Регистрируемый
сейчас уровень деловой активности
не позволяет большинству
Общая
структура любой финансово-
-
предприятия, осуществляющие
- банк;
- “службу безопасности”;
- связи.
Что
представляет собой каждый из этих
элементов? Одна и та же хозяйственная
деятельность обычно ведется российскими
предпринимателями через
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.
“Служба
безопасности” имеет разные формы:
это и обычные охранники, и
спортивные секции, финансируемые группировкой,
и “крыша” государственных
Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.
Структуры
“теневой экономики” в принципе не
являются в полном смысле экономическими,
т.е. ориентированными на максимальное
удовлетворение запросов потребителя
при минимальных издержках
Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.
За
спорами последних лет о
Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль неформальных и внеправовых отношений.
Это
образование в экономической
сфере кланов - устойчивых властно-хозяйственных
структур, имеющих “крышу” в
виде того или иного государственного
властного органа, распоряжающихся
крупными суммами накопленного разными
путями капитала и ведущих широкомасштабную
коммерческую деятельность. Однако из
следствий возникновения
Другое
печальное следствие
Третье
следствие - деградация бюджетной системы
(на которой эти структуры
Четвертое
следствие - перераспределение
Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.
Вся
эта система сегодня устойчиво
воспроизводится, причем главный механизм
ее воспроизводства связан с тем,
что сформировавшиеся кланы фактически
диктуют свои условия в принятии
общегосударственных экономико-
О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов, свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата, на предоставление казенных ссуд. С другой - постоянно недофинансирующиеся расходы на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону.
Подобного рода экономическая система не представляет ничего принципиально нового в экономической истории. Ее аналоги существуют на Филлипинах, в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует, что выйти из подобной ловушки очень сложно.
Реальные
решения связаны с очень
Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.
Нетрудно
было также предвидеть, что при
разделении экономики на государственный
и частный секторы возникнет
теневой переток
Легализация
теневой экономики становится необходимым
фактором для обеспечения
Расчитывать
на иностранных инвесторов, кредиты
и помощь международных финансовых
институтов, конечно, можно, но это ли
главные источники
Возьмем, к примеру, российских “челноков”. По имеющимся данным, несмотря на сложнейшие условия своего бизнеса, сегодня они обеспечивают 20-25% импорта России. В 1995 году на плечах “челноков” было ввезено в страну товаров на сумму, превышающую $10 млрд.; для сравнения - экспорт нефтепродуктов “потянул” на $12,3 млрд7 Именно деятельность российских “челноков” стимулирует иностранное производство - создаются новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д. Итальянские специалисты оценивают вклад российских “челноков” в экономику Италии в 10% ВВП. Почему не в Россию? Ведь это серьезный вопрос - куда пойдет накопленный торговый капитал “челноков”. Это значительный внутренний источник инвестиций в малый и средний бизнес страны. Причем не только деньгами, но и бесценным опытом, практическими навыками и умением организовать собственное дело.
И
здесь обращают на себя внимание оценки
специалистов Международного фонда
“Реформа”, обнаруживших огромный разрыв
между данными Роскомстата о
валовом накоплении основного капитала
и экспертным данным об объеме капиталовложений:
величина этого разрыва в 1995 году
достигла астрономической цифры - 205
трлн. рублей8. Нет сомнений, что
подавляющая часть этих триллионов “теневая”.
А если к этому добавить утечку капиталов
по другим каналам, накопления в “чулках”
российских граждан, то упущенные за годы
“перестройки” внутренние инвестиционные
ресурсы приближаются к отметке в несколько
миллиардов долларов. По крайней мере,
они сопоставимы с объемами финансирования
программ строительства жилого фонда
десятка российских городов.
Глава 3.
Создание
правовых экономических условий
по сокращению теневой экономики.
Практически
ни у кого не вызывает сомнения, что
существующая налоговая система - это
тормоз для дальнейших финансово-экономических
преобразований. НЭП в свое время
легализовал скрытые капиталы. Существенную
роль при этом сыграла разумная налоговая
политика: налог составлял 25% дохода
частника. Это позволило ему
Оппоненты
налоговой реформы часто
Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.
Так,
например, в п.2 Указа Президента
от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам
РФ находящихся в федеральной
собственности акций
Нельзя
не видеть, что вопрос о декларациях
- о исходный вопрос практического
осуществления легализации. Минфином
был представлен в