Теневая экономика: между криминалом и бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ теневой экономической деятельности.
Основные задачи: Выяснить, что такое теневая экономика, каковы методы по её изучению, какие причины повлекли к образованию данного вида экономической деятельности и на основе результатов сделать общий вывод.
Основные методы исследования: сбор информации, её анализ, при помощи различной литературы

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты теневой экономики
1. 1 История и периоды развития
1.2 Сущность и виды теневой экономики
1.3 Методы количественного измерения скрытых экономических процессов
Глава 2 Влияние теневой экономики на экономику страны
2.1 Сферы теневой экономики
2.2 Дестабилизирующее влияние теневой экономики
2.3 Способы уклонения от налогов
2.4 Проблемы коррупции
2.5 Проблемы оффшоров
2.6 Масштабы теневой экономики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 55.56 Кб (Скачать)

     Основным  свидетельством того, что государственный  аппарат полностью следует воле экономической элиты, свидетельствует  правительственная денежно-кредитная  политика, а точнее наблюдаемый сейчас постоянный рост государственного долга. Также показательной является приватизационная политика, которая направлена на практически  бесплатную раздачу крупнейших предприятий. Фактом является огромный перерасход бюджетных средств, превышающий  лимит, на содержание госаппарата, на предоставление ссуд и обслуживание внутреннего  долга. В тоже время наблюдается  резкой сокращение расходуемых средств  на культуру, социальную составляющую и оборонную промышленность.

     Разворовывание  бюджетных средств приобрело уже законный характер. Примером являются государственные обязательства, распределяемые между коммерческими банками под высокий реальный процент, а затем выкупаемыми за счет чистой денежной эмиссии.

     Отсутствует контроль над действиями государства  со стороны общества. Большая часть  государственных институтов превратились в "государства в государстве". Большая часть информации, касаемо финансовой политики и государства и процессов приватизации утаивается от внешних наблюдателей. При вскрытии серьезных нарушений и случае присвоения бюджетных средств не применяются какие-либо строгие меры для урегулирования ситуации и наказания виновных. Это способствует все большей криминализации государственного аппарата.

     Предприятия же, которые вынуждены вести производство на законных основаниях, не утаивая  доходов, а также не имея связей в административном аппарате государственной власти, обречены на банкротство, поэтому наиболее рациональным решением является переход в теневую сферу.

     Следующая проблема - снижение объемов налоговых  поступлений из-за вытеснения официальной  государственной налоговой системы. Это влечет за собой несостоятельность  государственных процессов налогообложения, не сумевших выполнить свои основные функции и обеспечить фискальные потребности самого государства. Альтернативой  официальному налогообложению стали  прямые выплаты денежных средств  чиновникам, за выполнение ими своих  прямых обязанностей, а также выплаты  за сохранность бизнеса, т. н. "крыша".

     При такой ситуации, т.е. сокращении доли официальных налогов и увеличении альтернативных платежей может наступить момент, когда поступления в бюджет будут ниже минимального уровня, необходимого для выполнения государством своих функций и обязательств.

     Теневая экономика частично или полностью  связана с криминальными структурами, поэтому многие разногласия решаются с применением насилия. Результаты социологических опросов показывают, что от 30 до 50% предпринимателей сталкивались с рэкетом и крышеванием в процессе производственной деятельности. В реальности эта цифра скорее всего приближается к 100%

     В результате мы наблюдаем возникновение  целого слоя вооруженных людей, которые  под влиянием внешних обстоятельств  вынуждены защищать свои бизнес. Эта  ситуация опасна для всего российского  общества в целом.

     Теневая экономика - основной фактор формирования деловой этики, и, что более важно, социальных норм в обществе. Расширение позиций теневой экономики привели  к размытости понятий правильности поступков и этики ведения бизнеса. Так например, обналичивание средств основной частью предпринимателей осуществляется путем составления поддельных договоров об оказании услуг.

     В принципе - это незаконная операция, участники которой должны быть наказаны, но такие случаи крайне редки. Мало того, подобной операцией пользуются бюджетные организации и правоохранительные органы, для обеспечения средств для текущей деятельности. Таким образом, несмотря на отсутствие официального разрешения, данная операция получила общественное одобрение и является вполне приемлемой в российском обществе.

     Это понятие называется "неформальная институционализация": действие широко практикуется, имеет общественную апробацию, однако не является одобренным со стороны государства.

     Дестабилизирующее же влияние состоит в том, что  теневая экономика привела к  неформальной институционализации  не только обналичивания денежных средств, но и ряда других экономических операций. Например - насилие при разрешении конфликтов, откатов чиновникам и других. В результате дестабилизирован механизм поощрения за правильные поступки и наказания за неправильные. Это вызывает потерю людьми социальных ориентиров и - срыв общественного порядка. Люди не могут предвидеть, какова будет реакция общества на то или иное их действие и поступают на свой страх и риск.

2.3. Способы уклонения от налогов

           Теневой бизнес в основной своей части предусматривает прежде всего уклонение от налогов, таможенных пошлин и других видов платежей государству. Как показывает практика, наиболее образцовым является уклонение от налогов, этот процесс является более частным и лучше всего подходит для определения теневой экономики. Уклонения от других видов платежей происходят по схожему механизму, но гораздо реже встречаются в практике, либо чаще, но в определенной сфере. Уклонение от налогов же является повсеместным.

     Основные  способы уклонения от уплаты налогов, не зависящие от вида налога:

  • Сокрытие объектов налогообложения:

искажение или не отражение финансово-хозяйственных  операций в бухгалтерском учете

ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой  инспекции или лицензии, также  при использовании поддельных документов и несуществующих организаций

ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций  или структурных подразделений

уничтожение бухгалтерских документов после  проведения операции

  • Занижение объектов налогообложения:

перенос части денежных средств на ненадлежащие бухгалтерские счета

создание  фиктивных излишков продукции за счет увеличения убытков, необоснованного  списания готовой продукции

преднамеренное  внесение в бухгалтерские документы  искаженных данных

  • Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов:

перечисление  выручки на счета зависимых компаний, без обязательств по выплате соответствующих  налоги

отпуск  товаров без предоплаты, в том  числе на реализацию, с заведомым  отсутствием возврата дохода

создание  искусственной дебиторской задолженности

  • Неправомерное использование льгот:

включение в штат персонала неработающих пенсионеров  и инвалидов

введение  основного вида производства под  видом льготного

К способам уклонения от уплаты налогов в  зависимости от вида налога относят:

1. Уклонение  от уплаты акцизов

2. Уклонение  от уплаты подоходного налога

3. Занижение  налога на прибыль

4. Уклонение  от уплаты и занижение НДС

     Текущая экономическая ситуация в нашей  стране такова, что большая часть  компаний, независимо от их отраслевого  назначения, объемов выпускаемой  продукции и сферы деятельности, преднамеренно идет на уклонение  от уплаты налогов. Это связано, как и со злым умыслом, так и с размером налоговых ставок, которые вынуждают предпринимателей укрывать часть доходов для продолжения функционирования бизнеса. Например, увеличение отчислений в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования до 34% может вынудить предпринимателей не оформлять официально работников предприятий для сохранения доходов.

     Серьезной проблемой это увеличение станет и для малого бизнеса, ведущего бухгалтерский  учет по упрощенной системе. Для них  доля выплат возрастает практически  в два раза (с 14% до 26%), что неминуемо приведет к сокрытию доходов и "затенения" малого бизнеса, который и без того находится в плачевном состоянии.

2.4 Проблемы коррупции

 

     Коррупция уже давно отмечается как основной фактор развития теневой экономики.

       Коррупция - это злоупотребление  государственной властью или  положением в целях личной  наживы. Также коррупция включает в себя незаконные сделки при контактах частного бизнеса и административного аппарата государства:

     1. выдача лицензии (разрешения) на открытие своего дела

     2. приеме и продвижении по государственной службе

     3. принятие решений о выделении  земли

     4. принятие решений о льготных налоговых условиях, о государственных инвестиционных контрактах и заказах

     5. доступ к предоставляемым государством  товарам и услугам

     Существует  два объяснения взаимозависимости  между теневой экономикой и коррупцией:

     1. Теневая экономика представляет  собой попытку уйти от коррупции  - предприниматель укрывает бизнес, чтобы не платить взяток чиновникам

     2. Коррупция является причиной  роста объемов теневой экономики.

     Поэтому борьба с коррупцией признаётся во всём мире в качестве основного условия  социальной и экономической эффективности  деятельности государственного аппарата (особая проблема здесь порождается  тем, что борьбу с чиновничьей  коррупцией должен вести сам чиновничий аппарат) [10, с.367]. 

2.5 Проблемы оффшоров

 

     Новый экономический феномен, играющий решающую роль при уклонении от налогов  корпорациями - налоговый рай или  оффшор. Рост числа преференциальных налоговых режимов вызван не столько  желанием привлечь иностранный капитал  для развития экономики страны, сколько  целью наживаться.

     Основные  критерии идентификации оффшоров:

     1. Непрозрачность и закрытость  информации как налоговой, так  и финансово-юридической

     2. Слишком высокая доля финансового  сектора в экономике страны

     3. Низкое или нулевое налогообложение  как минимум нескольких типов  доходов

     Если  еще недавно под оффшорами  подразумевались небольшие островные  страны, особенно в районе Карибского бассейна, то сейчас это уже крупные  государства со вполне сильной экономикой, и их число постоянно растет. Большинство  специалистов указывают на прямую связь  между оффшорами и коррупцией, теневой экономикой. 

2.6 Масштабы теневой экономики 

     Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов  является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый  характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения  используются различные, преимущественно  косвенные методы. Рассмотрим современное  состояние и масштабы теневой  экономики в различных странах, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера (Университет Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт". Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП. В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 1998 году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США - 700 млрд долларов, в Италии - 310 млрд, а в Великобритании - 190 млрд долларов. Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1975-го по 1997 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год - значительно быстрее, чем официальный ВВП.

Информация о работе Теневая экономика: между криминалом и бизнесом