Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:09, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема «теневой» экономики и системы налогообложения, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЙ ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ …………………………………………………
1.1. Понятие теневой экономики ……………………………………......
1.2. Понятие системы налогообложения ………………………………..
1.3. Нестабильность налоговой системы России……………………......
1.4. История развития и причины появления теневой экономики в России ……………………………………………………………………..
2. СТРУКТУРА И ТИПЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ………………………………............................
2.1. Структура теневой экономики ……………………………………...
2.2. Структура системы налогообложения …………………………......
3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ …………….......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...
Сдвиг от дефицита к относительному изобилию находит непосредственное выражение в связке «качество – цена». Продукция советской теневой экономики обладает более высоким качеством по сравнению с основной массой товаров и услуг. Предлагается то, что «нельзя купить в магазине» - будь то недоступный импорт или продукты домашнего производства. Соответственно, и цены на теневые блага, как правило, выше. В них включается надбавка за качество, а также надбавка за риск, который в те годы был весьма высок - можно было, не отделавшись штрафом, пойти по этапу (по статье Уголовного кодекса). Добавлю, что произошли сдвиги по отдельным элементам теневой деятельности. Так, в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий. При этом она носила регулярный, но не организованный характер. Популярны рассказы о подпольных производствах "цеховиков", но последние следует признать скорее экзотической формой, эти производства редко принимали крупномасштабный характер. К. тому же, как правило, они располагались поблизости или даже внутри формальных государственных предприятий. В постсоветское время существование незарегистрированных предприятий становится нормой хозяйственной жизни. Например, в ходе кампаний по борьбе с нелегальным производством алкогольной продукции такие предприятия обнаруживаются на регулярной ежемесячной основе. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство.
Расширилась «тень» и по другим направлениям. Как и прежде, скрываются хозяйственные операции, но масштабы, видимо, возросли. Так, по данным опросов московских руководителей малых предприятий, устойчиво в течение последних двух лет около одной трети их работ не оформляются договорами.
Начнем с поведения населения. По официальным данным, более двух третей российских граждан, которые должны были подать декларации о доходах в налоговые инспекции в 1996г., не сделали этого. На подобном фоне несвоевременная уплата коммунальных платежей населением выглядит вполне логичным элементом общей картины - это лишь другой способ не рассчитываться с государством.
Еще более распространен уход от налогов в предпринимательской деятельности. По данным нашего опроса предпринимателей в 1997г., 84% респондентов указали на него как на основное нарушение законодательных норм, 10% отметили прочие финансовые нарушения, которые, видимо, также связаны с уходом от налогообложения. По оценкам Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ, только 1,5% российских предприятий уплачивают все своевременно и до копейки. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около трети предприятий вообще уклоняются от уплаты налогов.
Итак, данное явление стало поистине всеобщим. Но главное в том, что не отчислять средства государству в полном объеме считается вполне легитимным и в глазах предпринимателей, и в глазах общественного мнения (в советский период столь же легитимной была утилизация «плохо лежащих» материальных ресурсов государства). В качестве общепринятых оправданий сегодня используются суждения о тяжелой жизни, непосильном налоговом бремени и грабительской сути российского государства. Обман государства выглядит если и не доблестью, то, по крайней мере, широко признанной нормой.
При всей неполноте картины, складывающейся на основе вышеизложенного можно сделать вывод: теневая экономика устойчиво воспроизводилась, причём расширенно. При сокращении из года в год легального производства теневой капитал столь же неуклонно и ускоренно набирал вес, проникая во все сферы общественной жизни. Согласно некоторым приведённым экспертным заключениям, его доля составляла около 40%. В любом случае была достигнута «критическая масса»: влияние теневых факторов стало настолько ощутимым, что противоречие между легальной и теневой экономикой превратилось из второстепенного в ведущее социально-экономическое противоречие, формы проявления которого наблюдаются практически в любой сфере жизнедеятельности общества.
Хотя процесс формирования капиталистического общества в России находится в самом начале, некоторые черты российского капитализма уже определились. Можно сказать, что в стране возникает «теневой капитализм». Одной из его характерных черт является институциализация теневой экономике, превращение ее в устойчивый элемент экономической системы, тесное переплетение с легальной хозяйственной деятельностью, а так же огромные ее масштабы.
Взрывной рост теневой экономики оказался совершенно неожиданным последствием перехода России к капиталистической системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика - это порождение, присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках «перехода к рынку» (теневая экономика СССР (в дореформенный период) составляла 20% от официальной).
Если исходить из недавнего доклада известного американского «мозгового треста» Rand Corporation, российский теневой сектор имеет давнюю историю. Постоянный дефицит товаров народного потребления и система фиксированных цен (которые были значительно ниже рыночных) еще в 70-е гг. создали в СССР предпосылки для широкомасштабных «спекуляций» и торговли «из-под прилавка». Огромный размах приняло присвоение государственной собственности (феномен «несунов»). Сюда можно добавить также приписки на производстве. С одной стороны, они позволяли фиктивно выполнять спускаемые сверху планы, а с другой – скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые «официальные» наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при центральном планировании ошибки в распределении ресурсов.
Считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной – возрастать. Произошло же все наоборот.
А сейчас теневая экономика присутствует почти повсюду – ее основа – это недекларирование части деятельности. Невозможно сказать, сколько работников сейчас занято теневой экономикой, потому что работник «серого» предприятия не знает, какая часть его труда декларируется предприятием, а какая нет. Если образ теневой экономики СССР – независимый черный рынок, то образ нынешней теневой экономики – ларек, в котором в каждый момент присутствуют необходимые накладные, но никто не знает, сколько раз эти накладные подменяются и переписываются.
2. Структура и типы теневой экономики и системы налогообложения
2.1 . Структура теневой экономики
Из раскрытой выше сущности «теневой экономики» следует, что это явление имеет весьма многогранный и разнородный характер, а теневая система налогообложения является следствием деятельности теневой экономики. В связи с этим возможны различные критерии разграничения их элементов. Для удобства анализа обозначим каждый выделенный слой или уровень рынка своим цветом.
Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т. П.Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.
Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.
Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные офшоры.
Розовый рынок берет свое начало с 20-х годов прошлого века, когда, например, В.И.Ленин лично дал карандашной фабрике А.Хаммера разрешение на ведение бизнеса в Росси со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых санаториев, больниц для власть принадлежащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.
Внутри этого рынка, по существу, встроенного в механизм принудительного распределения ресурсов действовала своя система неофициального (а значит теневого) обмена услугами в региональном плане – между центром и местами, в отраслевом – между правительством, министерствами и отдельными предприятиями. Сложился и собственный механизм согласования интересов – борьба за выделение максимального объема ресурсов и получение минимальных плановых заданий. В ЦК КПСС и Госплане СССР между отделами и «подведомственными регионами» шел настоящий торг посредством бартерных операций по всем группам и услугам. Выделение кредитов и размещение новых предприятий в регионах зачастую осуществлялось путем яростной борьбы между региональными лидерами. Процветали закрытый номенклатурный подбор и расстановка кадров, причем многие представители номенклатуры жили по принципу – «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Быками (или даже козлами) считалось остальное население страны. Открытие рынка в начале 1990-х годов привело к тому, что экономика тотального дефицита трансформировалась в экономику неплатежей и денежного дефицита.
В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных льгот и преференций(налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других)для своих – узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.
Серый рынок – зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды – проведение праздников, во внебюджетные фонды.
Этот рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.
Эта система начала функционировать еще в советские времена, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием – «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг – в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.
Другая составляющая серого рынка – это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности(феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны – скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализированном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.
В современных условиях сложился новый тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.
Черный рынок – (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.
Черный рынок – это своего рода офшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».
Гигантские масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность позволяют сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления.
Хозяйствующий субъект черного рынка – организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.
Информация о работе Теневая экономика и система налогообложения