Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:29, доклад
Когда ведут речь о технике, то прежде всего имеют в виду ручные орудия труда, машины, автоматы, компьютеры и пр. , т.е. определенные созданные людьми материальные средства своей деятельности. Утверждение. что "техника всегда поставляет лишь средства для достижения чего-либо" (1,439) широко распространено.Понимание техники в таком плане является инструментальным аспектом анализа техники, к которому мы в дальнейшем и перейдем.
С развитием крупной машиной индустрии важное значение приобретают транспорт и связь. Возникают и распространяются рельсовые пути, изменяются способы тяги. В Англии Д.Стифенсон сконструировал паровоз. Строятся железные дороги, в частности в России между Петербургом и Царским Селом а затем и Москвой. Француз Р.Фультон в Америке построил пароход на котором установил паровую машину. Настоящий переворот в средствах связи произвело введение электромагнитной телеграфии. Изобретается фотография (светопись), которая постепенно входит в обыденную жизнь людей.
Технический прогресс стимулирует развитие науки, которая начинает превращаться в непосредственную производительную силу. Началось изучение созданных еще на эмпирической основе технических средств, крупные научные открытия вызвали к жизни новые технические средства.
Для этого времени характерна электрическая промышленность, развивающая всю технику ускоренными темпами. Источником электрического тока становится изобретенный бельгийцем З.Граммом генератор постояннного тока. Русский физик Б.С.Якоби в 1834 году изобрел первый электродвигатель постояного тока. Дальнейший прогресс в развитии электрических машин был связан с изучением и использованием переменного тока. Были построены Г.Феррарисом и Н.Тесла двухфазные электрические машины переменного тока. Однако основой современной электротехники стали машины трехфазного переменного тока, заслуга в создании которого принадлежит русскому электромеханику М.О.Доливо-Добровольскому. Одновременно решались задачи передачи электроэнергии на большие расстояния и электрического освещения. Строительство электростанций потребовало нового мощного двигателя. Были созданы вначале паровая, а затем реактивная и активная многоступенчатая турбины.
Растущий спрос на различные машины потребовал развития машиностроения. Электродвигатель как двигатель крупной промышленности стал внедрятся в производство в 80-е годы 19 столетия. Тогда же началось постоянное усовершенствование передачи электроэнергии от двигателя к рабочим машинам. В начале 20 века стал внедряться индивидуальный электропривод, что чрезвычайно упростило конструкцию станка и сделало излишним все многочисленные громоздкие ременные передачи. Ведутся работы по использованию электроэнергии для технологических процессов, в частности был разработан способ электросварки.
Огромные перемены происходят в металлургии- изменяются конструкции печей, усовершенствуется доменное оборудование, усиливаются воздуходувные средства. Г.Бессемером был открыт новый способ переделки чугуна в ковкое железо и сталь, получивший название по фамилии своего изобретателя. Мартен построил регенеративную пламенную печь. Наконец, английский металлург С.Томас полностью разрешил вопрос о переделки в сталь чугунов осуществив удаление фосфора из чугуна в шлак.
Большое развитие получает химическая технология. Развивается производство искусственных красителей, новый способ получения серной кислоты, способ получения поваренной соли.Бурно развивается нефтеперерабатывающая промышленность. Появился аппарат непрерывной перегонки нефти, был создан так называемый крекинг-процесс, т.е.процесс глубокой химической переработки нефти.
Таким образом, с 70-х годов 19 века до первой мировой войны в промышленности развитых стран была создана система машин, основанная на использовании электрического двигателя. Эта крупная машинная индустрия предъявила большие требования к строительству фабрично- заводских, банковских зданий, рынков, вокзалов, гостиниц. Хотя главным материалом оставался обоженный кирпич, в строительстве все чаще используется цемент, бетон, железобетон и стекло. Стимулирующее воздействие произвела машинная индустрия и на развитие транспорта. Выросла протяженность железных дорог, повлекшая за собой тунелестроение и мостостроение, большую роль начинает играть водный, особенно океанский транспорт где господствующее место занимает паровой флот.
Конец 19 века ознаменовался зарождением совершенно новых отраслей техники, которые получили развитие в последующий период. И.Райсом был изобретен первый телефонный аппарат впоследствии усовершенствоварнный Т.Эдисоном и Д.Юзом. Последний изобрел микрофон. Т.Эдисоном был предложен аппарат для записи и воспроизведения звука, названный им фонографом. Братья Люмьеры разработали конструкцию аппарата для съемки движущихся объектов, назвав его кинематографом. Одним из важнейших достижений науки и техники явилось изобретение русским ученым А.С.Поповым радио. А.Ф.Можайскому и затем братьям Райт принадлежит честь создания самолета - аппарата тяжелее воздуха. В авиационной и автомобильной промышленности получили широкое распространение двигатели внутреннего сгорания. А.Боде Рош предложил принцип четырехтактного двигателя, который был использован Г.Даймлером при конструировании им бензинового двигателя. Почти одновремено Р.Дизелем был создан двигатель внутреннего сгорания на тяжелом топливе - нефти. Все эти новые изобретения стали быстро использоваться на практике, что в дальнейшем привело к коренному изменению производства, сферы услуг и быта.
Логика развития науки и практики обусловили тот гигантский переворот в науке конца 19 - начала 20 веков, который по праву получил название революции в естествознании. Начало этой революции положил немецкий физик В.К Рентген, открывший Х-лучи названные впоследствии его именем как "рентгеновские". Английский физик Дж.Стоней дал первое количественное определение заряда атома, назвав этот заряд "электроном". Руский физикП.Н.Лебедев исследовал давление света. Эти исследования положили начало разработки электронной теории. В дальнейшем благодаря работам целой плеяды выдающтхс физиков были созданы планетарная а затем и динамическая модель атома (Дж.Томсон, Н.Бор), квантовая механика ( М.Планк), теория относительности (А.Эйнштейн), которые в своей совокупности сформировали новую естественно-научную картину мира и явились прелюдией к бурному научно-техническому прогрессу 20 века.
В первой половине 20 века шло исключительно быстрое развитие электромашиностроения, автомобилестроения, тракторостроения, приборостроения, авиации, двигателей внутреннего сгорания и других отраслей машиностроения. Этот процесс обусловил глубокие изменения в производстве современных машин. Характерным в этом отношении является переход к массовому специализированному производству однотипной стандартной продукции и организация поточного производства.Высшей стадией развития поточного производства является непрерывность всего технологического процесса, основанного на полной автоматизации.
Процесс формирования автоматической техники, т.е. техники действующей без непосредственного участия человека в технологическом процессе, прошел длительный исторический путь своего развития. В так называемый домеханический период эволюции автоматизации первые автоматы возникли еще в глубокой древности. Ими были ловушки, изобретенные охотниками на заре человеческой истории. Позже, во времена античности были автоматы для продажи священной воды и вина, культовые автоматы. Устройствами, обеспечивающими их взаимодействие, были реечная, червячная и винтовая передачи, программирующие валики и кулачки. В механический период эволюции автоматизации последняя получила воплощение в машиной технике и механизмах, регулирующих их действие. Были созданы мельница и различные мельничные механизмы, механические счетные машины, автоматический ткацкий станок. С конструированием индивидуального электропривода начинается электрический период автоматизации. Основу этому периоду положило формирование поточного производства.
Современное поточное производство было впервые организовано на автомобильных заводах в США Генри Фордом. Затем массовое поточное производство получило распространение для производства отдельных деталей станков и в подшипниковой промышленности, где в одном технологическом цикле были задействованы полуавтоматы и автоматы. Одновременно узко специализированные станки целевого назначения постепенно потеснялись агрегатными станками которые позволяли выполнять на одном станке различные виды обработки изделий одновременно несколькими инструментами.
Агрегатные станки приобрели особое значение в связи с появлением и развитием автоматических станочных линий. Впервые такая линия была установлена в Англии в 1923-1924 годах для механической обработки блоков цилиндров и других крупных деталей. В России автоматическая станочная линия была создана в 1939-1940 годах по инициативе рабочего Волгоградского тракторного завода И.П.Иночкина. Она состояла из 5 станков соединенных конвейерами и предназначалась для обработки роликовых втулок гусеничных тракторов. Во время второй мировой войны, и особенно в послевоенные годы автоматические станочные линии агрегатных станков получили большое распространение на машиностроительных заводах. Успехи науки и техники позволили перейти от отдельных поточных линий к автоматическим цехам. Автоматические станочные линии соединяются друг с другом с помощью автоматических конвейеров, в результате чего создаются линии длинной в 500 м. и более. В 1949 году в России впервые в мире был построен автоматический завод по производству поршней. Его особенностью является то, что здесь автоматизированы не только механическая обработка, но и другие технологические процессы. Тем самым было положено начало комплексной автоматизации в машиностроении.
Прослеживая историю электрического периода эволюции автоматизации и тенденции его развития можно выделить три ступени этого периода. На начальной или частичной ступени автоматизации создаются отдельные станки с программным управлением, отдельные автоматические линии с контрольно-измерительными приборами. Здесь рабочий осуществляет общий контроль за ходом операций, ремонт и наладку техники.Только в этом последнем отношении он включен в технологический процесс, получая относительную свободу действий. При развитой или комплексной автоматизации, которая реализуется в форме заводов-автоматов, телеуправляемых гидростанций, человек не участвует непосредственно в процессе производства. Контроль и наладка осуществляется автоматически, т.е. без посредства человека. Наконец завершающая (полная) автоматизация представляет собой систему, обеспечивающую автоматическое функционирование всех без исключения участников производства - от проектирования ( САПР- система автоматического проектирования) до выдачи готовой продукции. Такая автоматизация равнозначна по сути дела автоматическому производству в масштабах всего общества, что является делом сравнительно отдаленного будущего. Здесь из непосредственного производственного процесса устраняется не только труд рабочих, но и труд техников а также значительная часть инженерного труда.
Автоматизация заменила трехзвенную систему машин ( двигатель - передаточный механизм - рабочая машина) четырехзвенной (появилось звено управления) и тем самым изменила место человека в производственном процессе. Человек все в меньшей степени воздействует на предмет труда, за ним закрепляются творческие операции, тогда как за техническими системами - стереотипные. Способности человека творчески управлять производством начинают играть главную роль.
В ходе технического прогресса появилась потребность воспроизводства в машине универсального движения человеческих рук. Эта потребность была удовлетворена появлением роботов, которые воспроизвели три человеческие функции: воспринимать внешнюю обстановку, оценивать ее и планировать свои действия в соответствии с заданием и активно воздействовать на внешнюю среду в ходе совершения предписанной работы. По этим функциям и результатам деятельности прослеживается аналогия человека и робота. Но внутренняя природа робота далека от биологической.
Упоминание о живых существах, созданных людьми и их напоминающим своим внешним видом и поведением можно встретить в древних мифах и легендах.Такими являются легенды о медном всаднике Талос ( третий век до н.э.), обладающем чудовищной физической силой глиняном колосе Големе. Первые известия о реально существовавших искусственных творениях человека имевших сходство с живыми существами связаны с механическими куклами для увеселения высшего света: деревянной модели голубя вращающегося при помощи струи сжатого воздуха (350 г. до н.э.), "оживающих статуях" бога Динонисия и его жены Арианды в храме Дионисия. Подлинный расцвет подобного творчества начался в Европе с развитием механики, когда стали конструировать примитивные андроиды, т.е. человекоподобные механизмы. Р.Бэкон построил модель говорящей головы, А А.Магнус "железного человека". Одним из самых совершенных образцов технического мастерства в этом направлении является андроид "Писец": сидящая за столом девушка аккуратным почерком выписывает слова, фразы и даже может нарисовать собаку. В 20 веке наметился более ощутимый прогресс в создании роботов того вида, который характерен для них сейчас. Об этом свидетельствует и появление самого слова "робот", которое происходит от чешского слова robota, что означает принудительный труд. В английский язык это слово пришло из пьесы Карела Чапека "R.U.R" ( Rossum,s Universal Robots - Россумские универсальные роботы). Роботы представлены как абсолютно человекоподобные, но бездушные и агрессивные по отношению к человеку. В реальности же дело ограничивалось созданием антропоидов, работающих по жесткой программе на различных выставках, имеющих крайне ограниченное применение.
Возникновение современной робототехники связано прежде всего с компьютеризацией производства, а более конкретно с появлением программных средств - языков управления роботами и операционных систем робототехнических комплексов. Большую роль в робототехнике сыграли появления станков с ЧПУ. Промышленная робототехника унаследовала от станкостроения основные принципы числового программного управления.Наконец немаловажную роль в развитии современной робототехники сыграло создание копирующих манипуляторов, которые предназначались для обслуживания контрольно-измерительной аппаратуры при проведении технологических операций в зонах, опасных для человека.
Современный робот является сложным техническим устройством, предназначенным для выполнения разнообразных работ с помощью рабочих органов, органов чувств и систем управления функционально заменяющих соответствующие человеческие органы. Такой робот состоит из следующих частей:
- механического манипулятора с захватным усройством, похожим на человеческую руку - элемента, унаследованного от копирующих монипуляторов.
- системы "органов чувств" - датчиков и двигательной системы, приводящий манипулятор в движение и впервые примененных в станках с ЧПУ.
- управляющем системы - мозга, состоящего из компьютера или специализированной решающей системы. т.е.элементов, взятых из вычислительной техники.
В процессе выполнения работы робот воспринимает информацию об окружающей среде от органов чувств, анализирует ее с учетом полученного задания и вырабатывает команды, выполнение которых обеспечивает успешное завершение работы. Промышленные роботы представляют собой многофункциональные манипуляторы с возможностью многократного программирования. Они обеспечивают комплексную автоматизацию производства, поскольку устраняют простые рутинные операции рабочего и ликвидируют его малоквалифицированные однообразные действия. Роботизация производства меняет стиль производства, делает его более экономным, рациональным, стандартным, укрепляет трудовую дисциплину и деловой ритм, исключает из технологического процесса влияние человеческих эмоций, утомляемость. невнимательность и повышают качество и ритмичность производства, уменьшает расходы, связанные с травматизмом и профзаболеваниями, сокращает расходы на социально-бытовые и культурные услуги.
Прослеживая историю развития робототехники можно выделить определенные этапы этого развития и соответственно поколения роботов.
Первый этап развития робототехники начался с выдачи патента американским инженерам Д.Диволу и Д.Энгельбергеру на "программный способ перемещения предметов". Реализацией этого патента стало создание "автоматического программируемого аппарата" с числовым программным управлением в 1958 году. Это были роботы первого поколения, которые работали по жесткой программе управления. Они не обладают качествами, которые позволяют им полностью заменить человека даже на наиболее простых участках производства, требующих утомительного монотонного труда. Сфера применения роботов первого поколения ограничена теми производственными процессами, в которых принципиально возможна и экономически целесообразна организация жестко заданной окружающей среды, позволяющей работать по заданной программе. Они в большинстве случаев применялись для перемещения деталей, инструментов или технологической оснастки между оборудованием. Такие роботы широко распространены и теперь с разнообразием своих конструкций и применяются в механической обработке, литейном производстве, радиоэлектронной промышленности,медицине, в космических исследованиях.