Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:29, доклад
Когда ведут речь о технике, то прежде всего имеют в виду ручные орудия труда, машины, автоматы, компьютеры и пр. , т.е. определенные созданные людьми материальные средства своей деятельности. Утверждение. что "техника всегда поставляет лишь средства для достижения чего-либо" (1,439) широко распространено.Понимание техники в таком плане является инструментальным аспектом анализа техники, к которому мы в дальнейшем и перейдем.
Глава 2 Техника как средство деятельности.
Когда ведут речь о технике, то прежде всего имеют в виду ручные орудия труда, машины, автоматы, компьютеры и пр. , т.е. определенные созданные людьми материальные средства своей деятельности. Утверждение. что "техника всегда поставляет лишь средства для достижения чего-либо" (1,439) широко распространено.Понимание техники в таком плане является инструментальным аспектом анализа техники, к которому мы в дальнейшем и перейдем.
Но прежде чем реализовать этот аспект философского анализа техники совершим экскурс в историю техники опираясь на знание которой можно сформулировать обоснованные философские суждения о сущности техники как системе средств деятельности людей, ее структуре и выполняемых в процессе человеческой практики функциях, закономерностях развития такого сложного феномена каким является техника.
1.От каменных орудий до компьютера.
Около 2 млн. лет назад начался длительный процесс становления, формирования человека, процесс выделения человека из мира животных. В основе этого процесса лежал труд как специфическое отношение существа к внешнему миру. Труд начинается с изготовления орудий труда. Проследить появление "самого первого" искусственного орудия также невозможно, как и появление "самого первого" человека. Но археологические находки свидетельствуют, что первые орудия были каменные, посредством которых затем обрабатывались более податливые природные материалы - дерево, кость, рог и др. Орудия труда зарождались в результате совместных действий предчеловека по собиранию растений, охоте на разнообразных животных, обработке добычи, приготовлению ее к употреблению, обороне. Неизмеримо долгое время предчеловек подбирал палки и камень с земли когда в них возникала нужда, а по использованию их тут же бросал. Но затем должен был наступить период, на протяжении которого австралопитеки (или их предки) все яснее и яснее осознавали полезность того или иного предмета и уже не отбрасывали его сразу, а какое-то время спустя стали носить его с собой почти постоянно. Мало-помалу приходит осознание, что камнем можно ушибить или убить, если швырнуть его сильно и метко. А нанести удар дубинкой , пожалуй, и того проще. Обилие дерева, которое мягче камня и легче поддается обработке ( пока не было достигнуто и усовершенствовано умение изготовлять каменные орудия), позволяет предположить, что древнейшие гоминиды широко использовали дерево, а также длинные кости крупных животных. Но величайшим достижением нашего предка как зачинателя материальной культуры были обработанные камни. Многие тысячелетия первобытные люди использовали лишь очень грубые орудия из отщепов и несколько сходных между собой типов ручных рубил. Однако в течение этого огромного периода, хотя и медленными темпами, приемы создания орудий совершенствовались, увеличивалась эффективность самих орудий и таким образом возрастала вооруженность человека в борьбе с природой. Хотя и медленно, но происходило количественное возрастание актов и операций при изготовлении каменных орудий.
Господство камня в производстве орудий труда не случайно. В нем сочетается ряд качеств , которые использовал первобытный человек в процессе своей деятельности: кремень обладает твердостью, способен давать режущие края, может расслаиваться на тонкие пластины и , кроме того, широко распространен в природе.
В период перехода от первобытного стада к родовому строю происходит освоение огня и применение наряду с ручным рубилом остроконечника и скребка, получивших в дальнейшем широкое распространение.
Вначале человек познакомился с так называемым "диким" огнем, т.е. полученным в результате естественных явлений природы ( действие вулканов, удар молнии в дерево, трение ветвей дерева во время ветра и т.д.). Приятные и полезные свойства огня: его блеск, свет, способность согревать и изменять к лучшему растительную и животную пищу заставляли первобытных людей заботиться о том, чтобы поддерживать его посредством непрерывного добавления горючего материала. "Дикий" огонь был превращен в "домашний". Прошло много времени пока человек перешел от сохранения огня к его добыванию, причем и после этого люди стремились поддерживать огонь, так как способы его добывания - выскабливание, высверливание, выпиливание, высекание были весьма трудоемкими.
В своей практической деятельности человек опытным путем пришел к убеждению, что в одно и то же время можно получить лучшие результаты, если вместо одного универсального орудия применять целый ряд специализированных. Таким первым набором специальных орудий, при помощи которых осуществлялись различные действия процесса резания, явились остроконечник, скребло, скребок и проколка. Использование специальных орудий привело к созданию первых технологических процессов, т.е. к возникновению первой системы связанных между собой этапов работы. Дальнейшее совершенствование техники выразилось в применении все большего количества простых специализированных орудий труда. Изобретаются лук и стрела, появляются более сложные орудия труда. Возникает комплекс каменных, костяных и деревянных орудий с преобладанием каменных. Зарождается постоянство в изготовлении орудий, его определенная осознанность.
Воздействуя на внешнюю природу, изменяя ее человек в то же время изменяет свою собственную природу. В процессе труда лапа обезьяны постепенно превратилась в руку человека. Рука человека - наиболее совершенный в техническом отношении орган, имеющий 27 степеней свободы, т.е. способный принимать 27 разных положений. В настоящее время нет ни одной технической системы, которая имела бы подобное количество степеней свободы. Взяв в руки то или иное орудие, человек значительно "усовершенствовал" руку, сделав ее длиннее, тверже, сильнее. Не случайно Аристотель назвал руку орудием всех орудий.
Но человек развивался не только физически. На основе труда, который с самого начала формировался как совместная деятельность людей т.е. имел общественный характер, человек познавая природу совершенствовал свои отражательные умственные способности. Трудовые действия многократно отражаясь в мозгу первобытного человека привели к формированию определенных правил не только практического действия , но и мышления. К примеру, первобытный человек миллионы раз разбивал орехи, отделяя кожуру от твердой части и выделяя в конце концов сьедобную мякоть. В дальнейшем он эти физические действия мог представить в своем сознании в виде правил логического анализа. Познавая природные предметы и явления первобытный человек формировал сознательное отношение к окружающей реальности. Формировалось сознательное отношение к природе, развивалось сознание человека и становилось человеческое общество, прошедшее в период этого своего становления три крупных общественных разделений труда. "Начавшееся вместе с разделением труда господство очеловечившихся обезьян над природой расширяло с каждым шагом кругозор становившегося человека,- писал историк техники Б.Л.Богаевский. - В предметах природы он открывал новые, до того неизвестные свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов первобытного стада, такак благодаря трудовой деятельности стали более часты случаи взаимной поддержки" (2,5-6). Техника берет свое начало не в деятельности отдельных людей, как таковых, а в совместном труде многих, в котором отдельные индивиды допол няют друг друга.
Переход от грубых каменных орудий к луку и стрелам обеспечило изменение образа жизни от охотничьего к приручению животных и первобытному скотоводству, которое выдвинуло на первое место мужчину, поставило его во главе хозяйственной деятельности. Большая потребность в камне приводит к необходимости вначале его собирать, отбирать и откалывать, а затем к преднамеренной добыче, т.е. к зарождению примитивной формы горного дела. В результате значительного расхода камня, особенно кремня, естественно, поверхностные запасы его начали истощаться. Это привело к тому, что для изготовления орудий стали применять другие виды горных пород (гранит, нефрит, порфир и др.) и к преднамеренной добычи камня из недр земли и , таким образом, к развитию горного дела. В связи с ростом потребности в орудиях труда стали возникать специальные мастерские, где работали наиболее искусные мастера по добыче каменного сырья и изготовлению из него необходимых орудий. Это создавало дальнейшее общественное разделение труда. Но решающую роль в очередном разделении труда - отделении ремесла от земледелия - сыграл переход от камня к металлу.
Для приготовления орудий и оружия человек прежде всего стал употреблять медь, хотя золото он, видимо, знал еще раньше. Как полагают археологи в поисках каменного сырья люди нашли самородную медь, которая своей красотой, мягкостью привлекала внимание. Впоследствии люди переходят к выплавке меди, зарождается металлургия, изобретается бронза - искусственный сплав из меди и олова. Однако бронза являлась слишком редким и дорогим материалом, поэтому основные орудия труда были по-прежнему каменными и деревянными. Их могло вытеснить только создание и изготовление железных орудий. Одним из величайших изобретений человечества был сыродутный процесс получения железа. Стремление получить более прочные орудия труда и оружия привело к изобретению производства стали. Являясь в отличие от меди и бронзы общедоступным и дешевым металлом, железо очень скоро проникло во все области производства, быта и военного дела. Оно быстро произвело переворот во всех областях производства а с развитием гончарного дела окончательно определило отделение ремесла от земледелия. Жизнь людей все меньше стала зависеть от естественных богатств средств существования непосредственно данных природой, и все больше от естественных богатств средств труда, преобразованного людьми природного вещества.
Использование железных орудий многократно усилило эффективность труда, увеличило количество прибавочного продукта. Необходимость изъятия прибавочного продукта из ведения отдельных лиц, его концентрации в руках немногих для использования в целях обеспечения расширенного воспроизводства явилось объективной причиной появления классов. С формированием рабовладельческого общества происходи третье крупное общественное разделение труда - труд умственный отделяется от труда физического. Техника делает дальнейшие шаги в своем развитии.
С использованием железа в хозяйственной деятельности связано изобретение колеса. Без металлического инструмента трудно было изготовить колесо, перейти к колесному транспорту. Принцип вращательного движения был использован в гончарном круге и глиняная посуда нашла самое широкое применение в быту. Большое значение имело производство стекла, изготовление красителей, изразцов, развитие ткачества на основе изобретения ткацких станков. Высокого уровня достигает развитие кузнечного ремесла. В кузнецах появляются горны с ручными двойными воздуходувными мехами, наковальня, тиски, сверла, клещи,молоты, зубила. К 6 веку до нашей эры относится изобретение токарного станка, которое приписывают Феодору Самосскому. На токарном станке обрабатывали не только деревянные изделия, но и литые из бронзы сосуды, зеркала. В 5 веке до нашей эры впервые в мукомольном деле стали использовать мельницы, приводившиеся в движение вначале вручную, а затем с помощью тягловой силы животных. Появился новый строительный материал - бетон. В пашенном земледелии применялась соха.В сельском хозяйстве используются различные бороны, серпы и косы, цепи и катки. Воины Древнего Востока, Греции и Рима были вооружены луком и стрелами, копьем и мечем. Железный мечь вскоре становится основным видом оружия. Необходимость ведения как осады, так и обороны городов требовала создания осадных и оборонительных машин и механизмов - осадные башни, специальные буры для сверления крепостных стен, лестница для подъема на стены, тараны для разрушения стен, катапульты. При сооружении дорог устраивались различные мосты через пропасти и реки. Строятся все более крупные суда и маяки. В рабовладельческом обществе зарождаются отдельные отрасли естествознания - астрономия и маханика, которые обслуживались математикой. Наряду с механикой были открыты и исследованы некоторые законы физики.. Физико-математические знания античности нашли отражения в работах Герона Александрийского. В своем труде "Об искусстве изготовлять автоматы" содержится описание того, как простейшие механизмы с помощью груза и системы блоков, зубчатых колес и рычагов вызывают автоматическое движение различных фигурок, которые могли разыгрывать перед зрителями целые пьесы. Кроме развлечения, автоматы широко использовались в культовых целях. Так, пневмогидравлическое устройство позволяло "автоматически" открывать двери храма в случае если загорался жертвенный огонь и закрывать их, когда огонь потухал.
Основными итогами развития античной техники можно считать:
- окончательный переход от каменных орудий к металлическим и, в соответствии с этим, переход к возделыванию растений и земледелию как отрасли производства.
- освоение способов выплавки железа, использование литья, паяния, волочения и частично сварки.
- постепенное совершенствование обработки металлов, ткачество, производство гончарных изделий и других ремесел и вследствие этого отделение ремесла от земледелия.
- образование городов на базе развития ремесла и обмена.
- развитие строительного дела - сооружение пирамид, стен, акведуков и мостов, изобретение нового строительного материала - бетона.
- бурное развитие военной техники с широким использованием металлического оружия.
- улучшение способов передвижения на суше и воде.
- в связи с потребностями производства возникают некоторые отрасли естествознания (астрономия, математика, механика). Зарождение естественных наук положило начало отделению физического труда от умственного и возникновению противоположности между ними.
Однако несмотря на все технические достижения античности техника производства, основанная на труде рабов не заинтересованных в своем труде, развивается медленно и остается на весьма низком уровне. В течении веков общество не идет дальше применения ручных орудий и простой кооперации рабов. Основной двигательной силой являлись физическая сила людей и животных. Некоторые технические изобретения используются лишь в военном деле и строительстве . Дальнейший технический прогресс протекал уже в рамках феодального общества.
Орудия труда работника феодального общества были "карликовыми инструментами", зависящими от его мускульной силы и виртуозности рук. Отсюда и произошло название ремесла: "рукомесло". Но производительность труда зависела и от совершенства орудий труда. Это привело к разработке ремесленниками целого комплекса орудий обеспечивающего выполнение всех производственных операций.
Преобладающую роль играло сельское хозяйство. Совершенствовались способы хлебопашества, расширяется ассортимент возделываемых культур. Но сельскохозяйственный инвентарь был довольно примитивный. Орудиями труда служили соха (правда, с железным лемехом), борона, мотыга, серп, коса, грабли, вилы, цепь, лопата, топор. Несколько позже стали применяться плуг легкого типа и тяжелый колесный плуг.
Начиная с 11 века стали создаваться крупные города в Западной Европе и в Росссии. Вокруг этих городов а также вокруг замков крупных феодалов и монастырей стали поселяться ремесленники, которые позже объединялись в замкнутые коопорации - ремесленные цеха со строгой регламентацией производственного процесса. Цеховая форма производства укрепляла экономическое и правовое положение ремесленников, создавала условия для совершенствования средств производства, накапливала производственый опыт, способствовала развитию общественного разделения труда.