Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:57, реферат
Результатом процесса труда выступает продукт труда или благо. При товарной организации общественного производства продукт труда приобретает форму товара, т.к. производится не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты труда. Как и продукт труда, товар характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность людей и воплощенными в нем затратами общественного труда.
Меновая стоимость товара - это выражение стоимости одного товара в другом или форма стоимости, т. е. особый способ выражения стоимости товара.
Меновая стоимость не самостоятельное свойство товара, она лишь форма проявления в обмене его стоимости, т. е. воплощенного в нем общественного труда.
Категория «меновая стоимость» - одна из наиболее сложных в экономической науке. Она была известна еще до К. Маркса. Научное обоснование категорий «стоимость», «меновая стоимость» и «деньги» дал в своих работах Д. Рикардо. Однако он не считал, что в основе каждой их них лежит единое начало, одна и та же общественная субстанция - качественно однородный, абстрактный труд, что категория «меновая стоимость» порождается внутренним противоречием товарного производства, двойственным характером труда, воплощенного в товаре.
Анализируя величину стоимости, он обратил внимание лишь на то количество труда, которое товары как стоимости содержат в себе в воплощенном виде. Меновая стоимость представлялась ему как отношение, индиферентное к стоимости, как нечто совершенно безразличное и даже внешнее по отношению к природе товара.
Меновая стоимость у К. Маркса - это единственно возможный способ выражения стоимости, её необходимая форма проявления, обусловленная двойственным характером труда. Д. Рикардо, по свидетельству К. Маркса, фактически подошел к пониманию категорий «абстрактный труд» и «общественный труд», однако при этом стоимость, меновая стоимость и деньги у него логически не связаны друг с другом. Причина этого - отсутствие понимания специфичности характера труда, представленного в первую очередь в меновой стоимости, в товаре - эквиваленте.
Как писал К. Маркс, Д. Рикардо «не понял той специфической формы, в которой труд есть элемент стоимости, и в особенности не понял необходимости того, чтобы отдельный труд был представлен как абстрактно всеобщий и, в этой форме, как общественный труд».
Понятие меновой
стоимости как субстанции абстрактно
всеобщего общественного труда,
как самостоятельной
Таким образом, меновая стоимость не самостоятельное свойство товара, она лишь форма проявления в обмене его стоимости, т.е. воплощенного в нем общественного труда. Зависит меновая стоимость от величины стоимости обоих обмениваемых товаров, а также от спроса и предложения.
Стоимость одного
товара обнаруживает себя в
обмене на другой товар, т.е.
предполагает как непременное
условие два товара, каждый из
которых играет свою особую
роль. Один товар, выражая свою
стоимость в потребительной
Товар, играющий в
обмене активную роль, находится в
относительной форме стоимости,
т. к. он выражает свою стоимость через
отношение к другому товару.
Товар, играющий пассивную роль, находится в эквивалентной форме стоимости, т. к. он выступает в качестве равноценного по стоимости первому товару.
Относительная и эквивалентная формы стоимости взаимосвязаны и не могут существовать одна без другой, но в то же время ни один товар не может одновременно находиться в обеих этих формах: он может играть роль либо относительной, либо эквивалентной формы стоимости. Это объясняется тем, что товар не может выражать свою стоимость в самом себе.
«Так как никакой товар, - отмечал К. Маркс, - не может относиться к самому себе как эквиваленту и, следовательно, не может сделать свою естественную наружность выражением своей собственной стоимости, то он должен относиться к другому товару как эквиваленту, или естественную наружность другого товара сделать своей собственной формой стоимости».
Следовательно, потребительная
стоимость товара-эквивалента
Если обмен товарами состоялся и товаропроизводитель за свой товар получил эквивалент, это значит, что его товар необходим обществу, является воплощением общественного труда.
Исторически в роли эквивалента, выступали разные товары. В условиях первобытнообщинного строя обмен носил случайный характер, продукты труда непосредственно обменивались друг на друга, обмен был натуральным, случайными были и пропорции обмена. Когда община лишь от случая к случаю обменивала какой-либо свой продукт на продукт другой общины, последний выступал в роли эквивалента лишь в единичных актах обмена.
На этой начальной стадии обмена была простая, единичная или случайная форма стоимости. С углублением общественного разделения труда, когда оно становится более устойчивым и охватывает множество видов конкретного труда, обмен становится все более регулярным, в него начинает втягиваться все большее количество продуктов труда. Один и тот же товар начинает обмениваться на ряд других товаров, постепенно простая форма стоимости уступает свое место полной или развернутой, форме.
Сущность полной,
или развернутой формы
Дальнейшее развитие общественного разделения труда, рост товарного производства, повышение регулярности обмена привели к тому, что из всего многообразия товаров выделился один, в котором все остальные товары стали выражать свою стоимость, т.е. на который стали обмениваться все другие товары. Товар, который обладает способностью непосредственно обмениваться на любой другой товар, получил название всеобщего эквивалента.
С появлением всеобщего эквивалента место полной, или развернутой, формы стоимости заняла всеобщая форма стоимости.
При всеобщей форме
стоимости простой обмен
В роли всеобщего
эквивалента в разных странах
и на различных этапах истории
первоначально выступали
Закрепление роли всеобщего эквивалента за одним товаром, удовлетворяющим требования обмена, привело к появлению денежной формы стоимости.
Деньги - это законченная форма всеобщего эквивалента, представленная особым товаром, с потребительной стоимостью которого прочно срослась эквивалентная форма стоимости.
Роль денег выполняли различные товары. Со временем она закрепилась за серебром и золотом, которые оказались наиболее пригодными для выполнения важной общественной функции всеобщего эквивалента. Выраженные в деньгах товары обнаруживают свою качественную однородность, свою единую общественную природу как сгустков овеществленного, абстрактно-всеобщего общественного труда.
Деньги - это не вещь
и не природное свойство вещи, а
выраженные в вещной форме общественные,
производственные отношения между
товаропроизводителями.
С появлением денег
один товар (деньги) стал выступать
постоянно как непосредственное
воплощение стоимости, как продукт
абстрактного общественного труда,
все остальные товары стали выступать
как разнообразные
Деньги явились, таким
образом, средством разрешения противоречия
между стоимостью и потребительной
стоимостью товара: с раздвоением
товарного мира на товары и деньги
внутренняя противоположность между
стоимостью и потребительной стоимостью
получила внешнее выражение. Но появление
денег не приводит к ликвидации противоречия
товара, оно лишь видоизменилось и
стало выступать в форме
Сущность денег
как всеобщего эквивалента
Функция денег как
меры стоимости наиболее полно выражает
их сущность: будучи мерой стоимости,
деньги выражают стоимость любого товара;
приравнивая товары к деньгам, товаропроизводители
получают возможность выразить затраченный
на изготовление товаров труд как качественно
однородный, а с другой стороны - определить
его количество, т. е. определить величину
стоимости.
Сущность цены
Цена - это историческая
экономическая категория, свойственная
лишь товарному производству, она
не существовала до него и исчезнет
вместе с исчезновением товарно-
Объективная характеристика сущности цены в теории стоимости была дана К. Марксом. Результаты его исследований нашли выражение в ставшем классическим определении цены как денежном выражении стоимости,
«Цена,взятая сама по себе есть не что иное как денежное выражение стоимости».
«Цена товара - есть лишь денежное название овеществленного в нем количества общественного труда».
Таким образом, в соответствии с трудовой теорией стоимости К. Маркса цена есть денежное выражение стоимости товара или денежное выражение овеществленного в товаре общественного абстрактного труда.
Цена не является
природным свойством продукта труда.
Сами по себе продукты труда не имеют
цены. Цену имеет лишь такой продукт
труда, который приобретает
Как форма стоимости
цена также является общественным свойством
товара и выражает производственные
отношения
Понять содержание цены можно только в ее взаимосвязи со стоимостью. Однако цена не сводится всецело к стоимости, она относительно самостоятельна по отношению к ней: цена представляет собой форму проявления стоимости, а форма, как известно, может не совпадать с содержанием.
Форма цены также может отклоняться от своего содержания - стоимости товара. Самостоятельность цены по отношению к стоимости определяется тем, что цена, являясь показателем величины стоимости товара, в то же время есть и показатель его
менового отношения к деньгам. В меновом отношении товара к деньгам выражается не только величина стоимости товара, но и конкретные условия его реализации. Иными словами, на цену оказывают влияние не только стоимость, но и факторы, связанные с условиями реализации товара - соотношения спроса и предложения, конкуренция и т.д.
Относительная самостоятельность
цены по отношению к стоимости
не является недостатком этой формы
стоимости. Это свойство цены может
использоваться, и используется как
экономический рычаг
В условиях товарного производства, основанного на частной собственности (простого и расширенного), отклонения цены от стоимости, возникающие под воздействием таких факторов, как несовпадение спроса и предложения товаров, конкурентной борьбы, обесценивания денег и др., составляют механизм стихийного действия закона стоимости. При господстве общественной собственности на средства производства, в социалистической экономике, отклонения цены от стоимости устанавливаются в плановом порядке и используются государством как экономический инструмент планового воздействия на производство, реализацию и использование продукции.
Отклонения цены от стоимости могут быть количественными и качественными, устойчивыми и временными.