Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:57, реферат
Результатом процесса труда выступает продукт труда или благо. При товарной организации общественного производства продукт труда приобретает форму товара, т.к. производится не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты труда. Как и продукт труда, товар характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность людей и воплощенными в нем затратами общественного труда.
Товар и его свойства
Результатом процесса
труда выступает продукт труда
или благо. При товарной организации
общественного производства продукт
труда приобретает форму
Для того чтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен принимать форму вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, имеющие нематериальный характер: услуги образования, медицины, сферы культуры, быта, науки, транспорта и пр. Товары могут удовлетворять не только личные потребности людей (хлеб, масло, мясо, одежда, обувь и т. д.), но и производственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо, оружие и т.п.).
Способность товара
удовлетворять потребности
Потребительная стоимость
реализуется в процессе потребления
товара и проявляется лишь в отношении
человека к вещи, она не выражает
никаких общественных отношений, т.е.
отношений между людьми. Потребительная
стоимость качественно
Поскольку товар предназначен для удовлетворения потребностей не товаропроизводителя, а других людей, для общества, то и потребительная стоимость товара существует не для его производителя, а для общества, т.е. является общественной потребительной стоимостью. Только в этом случае продукт труда пройдет через отношения обмена, станет товаром. Товар обязательно должен быть потребительной стоимостью, иначе его никто не купит. Производителя товара потребительная стоимость интересует лишь постольку, поскольку она связана со способностью товара обмениваться на другие товары. Потребительная стоимость является носителем меновой стоимости товара.
Меновая стоимость -
это способность товаров
Соотношения, в которых
обмениваются товары, не случайны и
обусловлены общим качеством, в
одинаковой мере присущим всем товарам
и независимым от способов выражения
меновой стоимости и
Общим качеством
всех товаров, лежащим в
В данном случае имеются
в виду не определенные, конкретные
виды труда, которые качественно
различны между собой и которые
обусловливают особенности
«Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, - писал К. Маркс, - то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости».
Стоимость товара - это
затраченный на производство товара
и воплощенный в нем
Стоимость - это не
только сгусток труда в товаре,
но и воплощенное в нем
Таким образом,
каждый товар имеет две
Различия между потребительной стоимостью и стоимостью заключаются в следующем.
Потребительная стоимость товара определяется его естественными свойствами, стоимость - общественными отношениями. В стоимости товаров нет ничего вещественного. Стоимость - это общественное свойство товаров.
«...В стоимость, - отмечал К. Маркс - не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар, делать с ним что вам угодно, он как стоимость остается неуловим».
Потребительная стоимость отражает отношение человека к продукту труда, стоимость - отношения между людьми.
Потребительная стоимость существует во всяком обществе, стоимость - только при товарном производстве, товарно-денежных отношениях.
Потребительная стоимость различает товары, стоимость делает их сопоставимыми.
Двойственность товара
проявляется в процессе обмена. Для
производителя товар не является
потребительной стоимостью, производитель
заинтересован в реализации его
стоимости, в компенсации затрат
своего труда. Но реализация товара как
стоимости может произойти
Двойственность товара обусловлена двойственным характером труда товаропроизводителя - труд каждого, из них является одновременно конкретным и абстрактным.
Конкретный труд
- это труд определенного вида, характеризующийся
применением специфических
«...Труд как
созидатель потребительных
Вместе с тем
в физиологическом смысле любой
труд - это затраты человеческой
энергии: затраты мускульной, нервной
и умственной энергии человека. Такой
качественно однородный труд, выступающий
как простая затрата
Воплощенный в товаре абстрактный труд есть его стоимость.
Идея о трудовом происхождении стоимости была выдвинута задолго до К.Маркса. К основоположникам трудовой теории стоимости относятся родоначальники классической буржуазной политической экономии: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Однако именно К. Маркс внес главный вклад в трудовую теорию стоимости - открыл и проанализировал двойственный характер труда, создающего товар.
«Всякий труд, - писал он, - есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактного человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости».
Труд вообще и
труд на других существуют на всех этапах
развития общества. Однако лишь при
определенных исторических условиях продукт
труда приобретает форму
В стоимости воплощается не просто общественный труд, а общественный труд особого рода, специфика которого заключается в том, что общественный характер труда в условиях товарного производства скрыт его частной формой, и проявляется только в процессе обмена.
Экономической основой
простого и капиталистического товарного
производства является частная собственность
на средства производства, при которой
каждый товаропроизводитель обособлен
и формально независим от всех
других товаропроизводителей, а его
труд внешне также независим от общества.
Конкретный труд товаропроизводителей
выступает как частный труд. Вместе
с тем, товарное производство основано
на широком общественном разделении
труда, что создает между
Следовательно, каждый
товаропроизводитель своим
Абстрактный труд в отличие от конкретного качественно не различается у разных товаропроизводителей. Мы можем различать лишь большее или меньшее количество абстрактного труда, затраченного на изготовление товаров, и соответственно большую или меньшую их стоимость.
Абстрактный труд, создающий
стоимость, - это специфическая общественная
форма труда, присущая лишь товарному
производству и выражающая общественные
производственные отношения между
обособленными
Данное положение относится и к материализации абстрактного труда - к стоимости: она не естественное, а сугубо общественное свойство товара, в котором, по выражению К. Маркса, нет ни одного атома вещества природы. Обнаруживает себя стоимость, как и труд отдельного товаропроизводителя свой общественный характер, лишь через обмен товаров, через приравнивание одного товара к другому.
Стоимость товаров есть выражение общественных производственных отношений между разрозненными товаропроизводителями.
Таким образом, стоимость выражает исторически определенные производственные отношения людей, при которых взаимный обмен деятельностью происходит на основе обмена товаров в соответствии с затратами абстрактного труда на их производство.
Меновая стоимость товара
Товар в своих натуральных свойствах, как выражение потребительной стоимости, не обладает способностью обмениваться на другие товары. Обмениваемость товаров не является проявлением их натуральных свойств, а существует как нечто отличное от их потребительных стоимостей. Товар в своей натуральной форме неделим. Он обладает способностью обмениваться на другие товары по своей натуральной форме, не в равенстве с самим собой, а в качестве чего-то неравного самому себе, отличного от своей натуральной формы, т. е. в качестве стоимости.
Создаваемая в процессе производства стоимость товара, его общественное свойство, проявляется только в сфере обращения в момент обмена одного товара на другой через приравнивание одного товара к другому, через меновое отношение между товарами, через меновую стоимость.