Таможенно - тарифное регулирование как фактор развития инновационной деятельности российских предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и анализе таможенно -тарифного регулирования как фактора развития инновационной деятельности.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретическое изучение понятия и сущности таможенно – тарифного регулирования;
-изучение структуры и функций таможенно – тарифного регулирования;
- исследование таможенно-тарифного механизма, как инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Содержание

Введение................................................................................................................2.
Глава 1. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ……………………………………………………………...4.
1.1 Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...4.
1.2 Таможенная пошлина: функции и виды……………………….……………6.
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран........
2.1 Таможенно-тарифная политика зарубежных стран………………………….
2.2 Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД………….
Глава 3 Особенности развития системы тарифных преференций в РФ…..
3.1 Национальная система преференций РФ……………………………………
3.2 Предоставление тарифных преференций в отношении товаров ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ………………………………
3.3 Предоставление тарифных преференций в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

ОРИГИНАЛ!!!.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций  и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

     Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована  на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

     Основными направлениями таможенно-тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

  • соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;
  • сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;
  • обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;
  • содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;
  • соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

     Основными ориентирами работы с импортным  тарифом будут являться:

     - приведение номинального уровня  тарифной защиты в соответствии  с ее сегодняшним эффективным  уровнем;

  • повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики;
  • повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период (5-7 лет);
  • сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;
  • поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;
  • либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек.

     Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

     - определение страны происхождения  товара; определение таможенной  стоимости товара; определение таможенных  платежей.

     Принятие  решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

     Другим  важным инструментом оптимизации таможенного  тарифа должна стать замена части  комбинированных ставок ввозных  таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

     Для защиты российских производителей товаров, имеющих значительные ценовые диапазоны, и, в то же время, обеспечения приемлемого уровня таможенных платежей в отношении импортируемых товаров, перспективным представляется применение ставок пошлин, дифференцированных по абсолютному значению в зависимости от величины таможенной стоимости товара в сочетании с возможным изменением детализации отдельных товаров.

     Следует также отметить, что меры защиты российских производителей товаров, особенно сельхозпродукции, основанные на простом  механическом повышении уровня ввозных  таможенных пошлин в настоящее время  во многом себя исчерпали. Дальнейшее повышение не может быть осуществлено из-за невысокой покупательской способности населения нашей страны, поскольку эти товары, как правило, являются социально значимыми.

     В связи с этим важнейшее значение приобретает применение в качестве защитной меры тарифных квот, позволяющих обеспечить защиту российских производителей без дальнейшего повышения уровня цен внутреннего рынка.

     Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности соответствует международным  обязательствам России, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

     Таким образом, многоплановость и специфика  влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики  в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению  уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

 

     

Надо?

  Таможенные  пошлины, применяемые  к импортным товарам

  Исследования  зарубежных экономистов  показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование таможенного тарифа для ограничения импорта

'ухудшает  потребительские  возможности. Покупатель  вынужден платить  за импортные товары  либо большую сумму  денег, либо приобретать  их в меньших  количествах. Введение  импортного тарифа  может привести  к ухудшению условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает рост обменного курса страны — инициатора его введения. Как следствие возможно уменьшение объемов сбыта экспорта в зарубежные страны и в конечном счете — сокращение экспортного производства. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа

для государства, потребителя  и производителя.

  Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях:

      • при действительном ограничении импорта и создании отечественным производителям условий для развития производства. Производители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и благодаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром;

• при проведении тщательного  анализа и избирательной  политики установления высоких и низких тарифов. Так, Венесуэла, Колумбия и Эквадор, желающие развивать отечественное сборочное производство, договорились об установлении высоких (до 35 %) импортных пошлин на готовые автомобили и одновременно поддерживают низкие (3-5 %) пошлины на комплектующие изделия;

• когда страна-импортер обладает властью монопсонии, т. е. монополии покупателя. Поставщики проекции при таких условиях, как правило, вынуждены идти на снижение цен;

• когда введение таможенных тарифов является одним из основных источников доходов государственной казны. Это характерно для молодых развивающихся стран; ( Пример??)

• если производство некоторой  отечественной продукции  является предметом  национального престижа;(пример)

• при проведении политики перераспределения  дохода внутри страны и создании основ  экономической и  социальной защиты более  бедных слоев населения;

• с целью создания производства и запасов  определенной продукции  для экономического благосостояния или  обороноспособности страны, в том числе в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОЖНО ВЗЯТЬ  КАК ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     В процессе строительства системы  внешнеторгового регулирования уже накоплен богатый опыт, и этот опыт заслуживает тщательного анализа. Рассматривая механизмы таможенно-тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право России : Учебник. М., 2000.
  3. Барамзин СВ. Система управления таможенными процессами на основе МС ИСО серии 9000. Рекомендации по созданию и макет системы. - М.: РИО РТА, 1998.
  4. Блинов Н.М., Съедин СИ. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. - М.: РИО РТА, 1996.
  5. Бякин Г.И., Гурин В.Н., Малышев В.И. Нарышкин Е.М. Организация связи в таможенных органах / Под науч. Ред. Г.И. Бякина. - Спб.: С.-Петерб. Филиал РТА, 1997.
  6. Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля /Под ред. Т.П. Базарова.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
  7. Внешнеэкономическая деятельность предприятий /Под ред. Ищенко.- М.: Экономика, 1992.
  8. Городецкий А.Е. Стратегические перспективы государства и государственного регулирования. - М.: РИО РТА ГТК РФ, 1994.
  9. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2002.
  10. Демченко А.А. О применении программно - целевого управления в таможенной службе // Регулирование ВЭД и эволюция таможенной политики. Тезисы докладов международной научно- практической конференции. - М.: РИО РТА, 1996.
  11. Демченко А.А., Родин В.Ф. Управление в системе таможенных органов: Курс лекций. - М.: РИО РТА, 1996.
  12. Договор о создании Экономического союза //Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - 1993. № 4.
  13. Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара: Учеб. - метод, пособие /Под общ. ред. СП. Удовенко, В.А. Костина. - СПб.: СПб. филиал РТА, 1996.
  14. Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле. Учебное пособие. - СПб.: С- Петербургский филиал РТА, 1998.
  15. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000.
  16. Киреев А.П. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. - М.: изд-во «Международные отношения», 1997.
  17. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995.
  18. Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., 1998.
  19. Кзырин А.Н. Государственно - правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. М., 1994.
  20. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001.
  21. Комментарий к Таможенному кодексу РФ // Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1996.
  22. Крашенинников В.М., Кутепов А.Н. Экономическая деятельность таможенных органов. М., 1995.
  23. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. - М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
  24. Кудряшев А.О. Роль и место таможенной службы в регулировании ВЭД. - М.: РИОРТАГТКРФ, 1999.
  25. Листопад А.Д. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации: Учеб. Пособие. М., 1996.
  26. Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2000.
  27. Мосенцова Е.М.,   Мокров Г.Г.   Экономический   потенциал   таможенной территории России: Спр. - инф. Материал.   М.: РИО РТА, 1997.
  28. Наумов В.В. Перспективы развития внешней торговли РФ в начале XXI века. - М.: РИО РТА, 1996.
  29. Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. ¾ М.: 1865. С. 8 ¾9.
  30. Новое в таможенном регулировании. - М., 1996.
  31. Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России. - М.: РИО РТА, 1999.
  32. Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII Вып. I: Развитие 
    таможенного дела в России / Науч. ред. Дзюбенко. - М.: РИО РТА, 1995.

Информация о работе Таможенно - тарифное регулирование как фактор развития инновационной деятельности российских предприятий