Таможенно - тарифное регулирование как фактор развития инновационной деятельности российских предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и анализе таможенно -тарифного регулирования как фактора развития инновационной деятельности.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретическое изучение понятия и сущности таможенно – тарифного регулирования;
-изучение структуры и функций таможенно – тарифного регулирования;
- исследование таможенно-тарифного механизма, как инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Содержание

Введение................................................................................................................2.
Глава 1. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ……………………………………………………………...4.
1.1 Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...4.
1.2 Таможенная пошлина: функции и виды……………………….……………6.
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран........
2.1 Таможенно-тарифная политика зарубежных стран………………………….
2.2 Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД………….
Глава 3 Особенности развития системы тарифных преференций в РФ…..
3.1 Национальная система преференций РФ……………………………………
3.2 Предоставление тарифных преференций в отношении товаров ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ………………………………
3.3 Предоставление тарифных преференций в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

ОРИГИНАЛ!!!.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 «ПОВОЛЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА » 
 
 
 

Кафедра « Экономика и внешнеэкономическая  деятельность» 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине: «Макроэкономика» 

на тему: « Таможенно - тарифное регулирование как фактор развития инновационной деятельности российских предприятий» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Выполнил:

                                                                                студент группы Тд- 201

                                                                Семенова Н.Е. 

                                                        Проверил:

                              к.э.н.,доцент Филатов Ю.Н. 

                                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тольятти 2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение................................................................................................................2. 

Глава 1. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ……………………………………………………………...4.

1.1 Таможенный  тариф как инструмент регулирования  внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...4.

1.2 Таможенная пошлина: функции и виды……………………….……………6. 

Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и  зарубежных стран........

2.1 Таможенно-тарифная политика зарубежных стран………………………….

2.2 Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД…………. 

Глава 3 Особенности развития системы тарифных преференций в РФ…..

3.1 Национальная  система преференций РФ……………………………………

3.2 Предоставление тарифных преференций в отношении товаров ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ………………………………

3.3 Предоставление  тарифных преференций в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП 

Заключение

Список  использованных источников и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  

    Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.

      Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как инновационная  деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.

      Цель  данной курсовой работы заключается  в проведении теоретических исследований и анализе таможенно -тарифного регулирования как фактора  развития инновационной деятельности.

      Курсовая  работа предусматривает решение  следующих важнейших задач:

      -теоретическое изучение понятия и сущности таможенно – тарифного регулирования;

      -изучение структуры и функций таможенно – тарифного регулирования;

        - исследование таможенно-тарифного механизма, как инструмента     государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

             -анализ таможенно-тарифной политики России и зарубежных стран;

 Для более наглядного представления о том, как собственно таможенно – тарифное регулирование РФ воплощает в жизнь инновационную деятельность российских предприятий, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты таможенно – тарифного регулирования. Конечно, не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. 

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

Структура работы

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование экономической деятельности в РФ 

     1.1 Таможенный тариф  как инструмент  регулирования внешнеэкономической деятельности 

     В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование внешнеэкономической  деятельности в целях обеспечения  безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных  органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Внешнеэкономическая деятельность - существенный фактор социально - экономического развития общества. Если внешняя торговля стимулирует развитие экспортного производства и экспорта наукоемкой продукции, получаемой на основе применения передовых технологий глубокой переработки сырья, обеспечивает импорт продукции, необходимой для структурно - технологической перестройки экономики страны, а также первоочередное удовлетворение жизненно важных потребностей страны и ее населения, то можно говорить о ее положительном воздействии на состояние национальной экономики и эффективности.

     Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенно - тарифное регулирование представляет собой  комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот.

 Таможенный  тариф может определяться как:

     а) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

     б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в  соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

     г) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка  страны при его взаимодействии с  мировым рынком; 

  Основными целями применения таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
  • защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
  • пополнение доходов государства;
  • обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.

   Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.

1.2. Таможенная пошлина:  функции и виды

  Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные.

  Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

  Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными.

    Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

  Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из государств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами Международной торговли.

При классификации  таможенных пошлин по времени действия:

    • автономные считаются постоянно действующими,
    • временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций),
    • сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

     Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:

     а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

     б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

     в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых 28.

  При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих их экономическое значение и применение.

  Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного  обложения пошлинами импорта. Чем  более развита экономика, тем, как правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами. Например, в Швеции и Швейцарии они в среднем составляют 4 и 3 % соответственно, а в Венгрии — 16%, Югославии — 11 %.

  Во-вторых, структура таможенного тарифа у  основного большинства стран  построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Так, в США и Японии средний уровень таможенных пошлин на готовые изделия составляет 5-6 %, а на сырье — менее 1 %.

Информация о работе Таможенно - тарифное регулирование как фактор развития инновационной деятельности российских предприятий