Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.

Содержание

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава I Рынок как экономический механизм………………………….. 4
1.1 Понятие и сущность рынка…………………………………... 4
Глава II Понятие инфраструктуры рынка………………………………. 6
2.1 Сущность и происхождение инфраструктуры рынка………. 6
2.2 Основные части рыночной инфраструктуры………............. 10
Глава III Характеристика некоторых элементов инфраструктуры рынка………………………………………………………………………. 14
3.1 Биржи………………………………………………………….. 14
3.2 Банковская система………………………………………….... 17
3.3 Рекламные организации…….…….………………………….. 20
3.4 Страховые компании…………………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………….. 25
Список литературы……………………………………………………….. 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

4. Учет  векселей  (или их  дисконтирование)  заключается в том,  что банк  скупает векселя с еще не  наступившим сроком  погашения, удерживая при этом  учетный процент (дисконт)  в свою  пользу  (позднее,  при наступлении срока платежа он  предъявляет их  векселедателям  к  оплате).

5. Информационно-консультационные  услуги.

6. Торгово-комиссионная  деятельность  охватывает  торговлю  золотом, операции  с  ценными  бумагами, размещение  займов,  обмен  валют,  услуги, связанные  с  лизингом  (долгосрочная  аренда  или  сдача  производственных  сооружений,  машин  и  другого  оборудования  в  аренду,  иногда  с  последующем  выкупом  имущества), факторингом (факторные  операции) и  т.д.

  7. Доверительные   операции (или трастовые) -  это   управление  чьей  либо  собственностью (землей,  ценными  бумагами  и  прочим)  по  доверенности.

      Помимо  банков  существуют и другие  кредитно-финансовые  “банкоподобные”  учреждения: страховые  компании,  пенсионные  фонды,  кредитные  кооперативы  и  т.п. Огромные  капиталы  этих  своеобразных  “денежных  бассейнов”  тоже  могут  использоваться  для  кредитования  и  инвестирования  производства. В  их  деятельности можно  выделить  одну  или  две  основных  операции,  они  доминируют  в  относительно узких  секторах  рынка  ссудных  капиталов  и  имеют  специфическую  клиентуру.

      Инвестиционные  компании  занимаются  эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят  операции  по  выпуску  и  размещению  ценных  бумаг.  Они  привлекают  капитал  путем продажи  собственных  акций  или  за  счет  кредита  коммерческих  банков.

      Сберегательные  учреждения ( взаимно сберегательные   ассоциации, кредитные  союзы)  аккумулируют  сбережения  населения  и  вкладывают  денежный  капитал  в  основном  в  финансирование  коммерческого и жилищного строительства.

      Страховые  компании, главная  функция  которых - страхование жизни,  имущества и ответственности,  превратились  в  настоящее  время  в  важнейший  канал  аккумуляции  денежных  сбережений  населения  и  долгосрочного  финансирования  экономики.  Основное  внимание  страховые  общества сосредоточили  на  финансировании  крупнейших  корпораций  в  области  промышленности,  транспорта  и  торговли.

      Пенсионные  фонды,  как  и  страховые  компании, активно  формируют  страховой  фонд  экономики,  который  приобретает  все большую роль   в процессе  расширенного  воспроизводства.  Пенсионные  фонды вкладывают  свои  накопленные  денежные  резервы  в  облигации  и  акции  частных  компаний  и  ценные  бумаги  государства,  осуществляя,  таким  образом,  финансирование,  как правило, долгосрочное  экономики  и  государства.

      Инвестиционные  компании  выполняют  роль  промежуточного  звена  между  индивидуальным   денежным  капиталом  и  корпорациями,  функционирующими  в нефинансовой  сфере. Инвестиционные  компании   отличаются  от  сберегательных  учреждений  тем , что  их  сбережения  изменяются  в  зависимости  от  колебаний  курсов  ценных  бумаг.  Повышение   цены  на   акции,  которыми  владеет компания, приводит  к росту  курса  ее  собственных  акций. Основной  сферой  приложения  капитала  инвестиционных  компаний  служат  акции  корпораций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4 Рекламные организации

     Реклама - элемент инфраструктуры. Рекламой не является любая информация о товаре, хотя она и может содействовать реализации товаров. Рекламой является предпочтительная информация, которая показывает достоинства товара и специально ориентирована на содействие его реализации.

     Вхождение в рынок обычно начинается с презентации. Затем систематически рекламируют имидж фирмы и ее товаров. Существуют различные способы рекламы: упаковка товаров, этикетки, витрины, печатные средства (плакаты, каталоги, проспекты, буклеты, листовки, почтовые марки, товарные чеки, закладки для книг, рекламные письма потенциальным покупателям и т.п.). Все это может быть на различных типах носителей информации: бумажных, звуковых, световых, электронных, теле- и видео.

     К услугам рекламных организаций прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. В таких организациях работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того, организации привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у организации есть мощный стимул работать эффективно.

     Обычно  основу рекламной организации составляют четыре отдела: творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений; отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещения объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства. Работой над заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов.

     Нередко рекламные организации привлекают к себе новых клиентов благодаря своей репутации или своей величине. Однако, как правило, клиент предлагает нескольким организациям провести конкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор.

     Рекламные организации получают компенсацию в виде комиссионного вознаграждения и иногда гонорар. Обычно организация получает 15%-ную скидку со стоимости закупаемых им средств рекламы.

     И рекламные организации испытывают все большее недовольство системой комиссионных скидок. Они считают, что комиссионная система отвлекает внимание организаций от недорогих средств рекламы и кратковременных рекламных кампаний. Организации сетуют на то, что оказывают клиенту дополнительные услуги, не получая за это никакого дополнительного вознаграждения. Сегодня все больше склоняются к системе компенсирования либо на основе прямых гонораров, либо на основе сочетания комиссии и гонораров.

     На  устоях деятельности рекламных организаций отрицательно сказываются и некоторые тенденции наших дней. Организации с полным циклом обслуживания сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны организаций с ограниченным циклом услуг, которые специализируются либо на закупках средств рекламы, либо на создании рекламных текстов, либо на производстве рекламных материалов. Коммерческие управляющие завоевывают в рекламных организациях все больше власти и все настойчивее требуют от творческого персонала большей нацеленности на извлечение прибыли. И, наконец, Федеральная торговая комиссия хочет, чтобы рекламные организации несли ответственность за лживую рекламу наравне с клиентами. 

     3.4 Страховые компании

     Страхование – это совокупность особых замкнутых  перераспределительных отношений  между его участниками по поводу формирования за счёт денежных взносов  целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесённого субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

      Страховые компании - это финансовые посредники, которые специализируются на предоставлении страховых услуг. Их деятельность состоит в формировании на основании договоров с юридическими и физическими лицами (через продажу страховых полисов) специальных денежных фондов, из которых осуществляются выплаты страхователям денежных средств в обусловленных размерах в случае наступления определенных событий (страховых случаев).

     Спрос на страховые услуги предопределяется тем, что у экономических субъектов (юридических и физических лиц) постоянно  существует угроза наступления каких-то неблагоприятных, а то и катастрофических событий, которые приводят к значительным финансовым потерям (смерть, болезнь или увольнение с работы члена семьи, работа которого была основным источником дохода; гибель имущества от пожара; авария автомобиля и т.п.). Страхование является наиболее выгодным возмещением таких потерь, поскольку сумма его может быть больше страховых взносов.

     Основные  задачи деятельности страховой компании включают:

• оказание страховых услуг предприятиям, учреждениям, населению;

• обеспечение своевременных гарантированных выплат страхового возмещения и обеспечения;

•осуществление страхования на принципах рентабельности и прибыльности.

      В связи с этим денежный оборот страховой компании имеет свои особенности в сравнении с другими финансовыми институтами рынка и включает формирование и использование средств страхового фонда, финансирование собственных затрат по ведению страхового дела (по аналогии со структурой брутто-ставки), инвестирование собственных средств и средств страхового фонда.

     Свою  основную функцию — выполнение обязательств по страховым выплатам — коммерческая страховая организация реализует  за счет специальных страховых резервов. Правильное формирование страховых  резервов наряду с другими не менее  важными функциями страховых организаций, такими, как инвестирование страховых резервов, перестрахование и др., является основой финансовой устойчивости страховщиков.

     Страховой резерв страховой организации —  это фонд, образуемый ею за счет полученных страховых взносов и предназначенный для выполнения принятых страховых обязательств в порядке и на условиях, предусмотренных как существующим законодательством, так и заключенным договором страхования. От того, насколько правильно рассчитываются страховые резервы, как учитывают они неисполненные или исполненные не полностью обязательства, зависит финансовая устойчивость страховой компании, ее платежеспособность, возможность выполнить принятые перед страхователями обязательства по страховым выплатам.

     Финансовая  устойчивость страховой организации обеспечивается достаточным и оплаченным уставным капиталом, адекватными принятым обязательствам страховыми резервами, а также принятой системой перестрахования. Использование системы перестрахования предполагает, что на ответственности страховщика остаются только те риски, по которым он может выполнять обязательства, исходя из своих финансовых возможностей. Критерием финансовой устойчивости страховщика обычно принято считать достаточность средств страховых резервов и собственных свободных средств для выполнения обязательств страховщика. Важнейшим показателем финансовой устойчивости страховщика, ее надежности, является платежеспособность. Под платежеспособностью страховой организации понимается ее способность выполнить свои обязательства в любой момент времени. Как и в случае с финансовой устойчивостью, при оценке платежеспособности обычно понимают ее способность выполнить прежде всего страховые обязательства. Условие о платежеспособности страховщика является более значимым, чем условие о финансовой устойчивости, так как оно накладывает дополнительное требование к активам компании.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Инфраструктура  — это обязательный компонент  любой целостной экономической  системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

     Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

     Условия рынка ставят задачу увеличения количества торгово-посреднических предприятий  и организаций, и, прежде всего - реализующих  товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги. Ведь рынок – это совокупность физических и юридических лиц, а также отношений, правил и механизмов, при которых осуществляются эффективное производство, распределение, обмен и потребление товаров.

     Характеристику  рынка как совокупности или арены  актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему  и инфраструктуру. Становление и  налаживание эффективно функционирующей  системы и инфраструктуры рынка  является важнейшим компонентом процесса перехода экономики любой страны на рыночные условия хозяйствования.

     Таким образом, инфраструктура является средством  осуществления функций рынка  посредством ее взаимосвязанных  институтов и подструктур.

     Без инфраструктуры рынок не смог бы выполнять возложенные на него функции товарообмена. Она является фундаментом рыночной системы любого государства, даже того, которое не приемлет рыночную модель экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка