Сущность причины и виды безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет детальное изучение существующих видов безработицы, а также ее основных причин.

Кроме этого работе будет дано определение безработицы, раскрыта ее экономическая сущность, понятие полной занятости, будут рассмотрены экономические циклы, как, основная причина безработицы, будет дано понятие издержек безработицы, уровня безработицы, связь безработицы с инфляцией, и методы борьбы с ней. Также в работе рассматриваются проблемы занятости в России, обусловленные переходной стадией ее развития.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ , ПРИЧИНЫ И ВИДЫ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.2 ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.3 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ


ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

2.1 СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ


ГЛАВА 3. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ


3.1 ДИНАМИКА УРОВНЯ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ
3.2 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМ ТЕОРИИ. БЕЗРАБОТИЦА.rtf

— 812.08 Кб (Скачать)

     а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;

     Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

     б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

     В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

     в) обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

     Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную безработицу, которая характерна в переходный период для России. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры.

     г) поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

     Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

     Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена со значительными материальными и моральными издержками, поэтому рассчитывать на успех в борьбе с безработицей через переселение людей в другие районы не приходится. Организованный же набор рабочей силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в районах Дальнего Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС).

     д) регулирование международных потоков рабочей силы.

     В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.

     е) регулирование демографических процессов.

     Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов. 

 

      Заключение 

     Важнейшим показателем - индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве основной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России низкие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

     Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о росте числа безработных в связи с экономическим кризисом в российской экономике является приоритетным, именно меры по его преодолению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

     макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для малого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

     государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;

     регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

     регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

     Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание экономических условий для развития и преодоления стагнации производственным сектором экономики, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости, создавать новые рабочие места. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя в связи с сокращением числа сотрудников - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

     Забота государства в условиях кризиса о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

      Список использованных источников

 

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2008. - 495 с.

Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы - к активной государственной политике занятости // ЭКО. 1999, №2.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Торговая политика. Инфляция и безработица. Социальная политика. Изд. 2-2. Спб: ИД Питер, 2007. - 544 с.

Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2008.

Корчагин Ю.А., Миаличенко И.П., Бугаян И.Р. Современная макроэкономика. М.: Феникс, 2008. - 510 с.

Любимов Л.Л., Раннеева Н.А. Основы экономических знаний. - М., 2008. 356 с.

Одегов Ю.Г., Рудненко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 900 с.

Плакся В.И. Теория и современная российская практика. Социально-экономический аспект. 2-е изд. - Ростов-на-Дону: РАГС, 2008. - 384с.

Рахлин Э. Основы экономической теории: Безработица и инфляция. - М.: Наука, 2007. - 368 с.

Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда), учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2007. - 364 с.

Сидорович. В. А. Курс экономической теории. - М.: Экономика. - 1997. - 640 с.

Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru

Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. - Киров, 2001. - 743 с.

Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. Под ред. Е. Ф. Борисова. - М.: ЮНИТИ, 1996. - 544 с.

Экономическая теория: Микроэкономика, макроэкономика: Учебник для вузов (под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.). Изд. 3-е, доп., испр. Спб:

ИД Питер, 2008. - 544 с.

    Булатов А.С. "Экономическая теория". М.: Экономист, 2003г.

    Завельский М.Г. "Экономика и социология труда" курс лекций. М.: ЛОГОС, 2001г.

    Кашепов А. "Проблема предотвращения массовой безработицы в России" // Вопросы экономики.М., 2007г., №5.

    Иохин В.Я. "Экономическая теория: Учебник". М.: Экономист, 2005г.

    Рофе А.И. и др. "Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда" учебное пособие. М.: "МИК", 2007г.

    Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. "Экономика", 2004г.

    Сакс Д. "Рыночная экономика и Россия", М.: Экономика, 2006г...

    Завельский М.Г. "Экономика и социология труда" курс лекций. М.: ЛОГОС, 2001г.

    Кашепов А. "Проблема предотвращения массовой безработицы в России" // Вопросы экономики.М., 2007г., №5.

    Сакс Д. "Рыночная экономика и Россия", М.: Экономика, 2006г.

 

Приложение

Кривые спроса и предложения

Уровень заработной платы

Кривая предложения труда

Кривая спроса на труд

Количество труда 

Закон Ж.Б. Сэя

Стрелки вниз - давление конкуренции покупателей;

Стрелки вверх - давление конкуренции продавцов. 

Кривая Филлипса

 

где - годовой темп прироста номинальной ставки заработной платы, %; u - текущий уровень безработицы, %. 
 
 

Информация о работе Сущность причины и виды безработицы