Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 17:26, курсовая работа
Целью данной работы будет детальное изучение существующих видов безработицы, а также ее основных причин.
Кроме этого работе будет дано определение безработицы, раскрыта ее экономическая сущность, понятие полной занятости, будут рассмотрены экономические циклы, как, основная причина безработицы, будет дано понятие издержек безработицы, уровня безработицы, связь безработицы с инфляцией, и методы борьбы с ней. Также в работе рассматриваются проблемы занятости в России, обусловленные переходной стадией ее развития.
Введение
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ , ПРИЧИНЫ И ВИДЫ
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.2 ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.3 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1 СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
ГЛАВА 3. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ
3.1 ДИНАМИКА УРОВНЯ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ
3.2 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В каждый данный период в различных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем, что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла. Ежегодный средний уровень безработицы в Соединенных Штатах ниже, чем в Канаде, Австралии, Франции, Великобритании и России.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная политика
занятости включает создание системы
социального страхование и материальной
помощи безработным. Система социального
страхования предусматривает выплату
пособий по безработице с учетом прежних
заработков, система материальной помощи
направлена на обеспечение безработному
прожиточного минимума.
3. Безработица в России. Особенности
госрегулирования и социальная защита
безработных
Численность экономически активного населения к концу декабря 2008г. составила, по оценке, 75,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В ноябре 2008г. в них работало 37,1 млн. человек, или 52,3% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 2,0 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в ноябре 2008г. составило 39,1 млн. и было меньше, чем в ноябре 2007г. на 0,2 млн. человек, или на 0,4%.
В
конце декабря 2008г., по оценке, 5,8 млн. человек,
или 7,7% экономически активного населения,
классифицировались как безработные (в
соответствии с методологией Международной
Организации Труда). В государственных
учреждениях службы занятости населения
в качестве безработных было зарегистрировано
1,5 млн. человек, в том числе 1,3 млн. человек
получают пособие по безработице.
Таблица 1- Численность экономически активного населения, занятых и безработных, (тысяч человек)
1992 | 1995 | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
Тысяч человек | ||||||||||
Экономически активное население - всего | 75060 | 70740 | 72332 | 72421 | 72835 | 72909 | 73811 | 74156 | 75046 | |
занятые в экономике | 71171 | 64055 | 65273 | 66266 | 67152 | 67134 | 68603 | 69157 | 70813 | |
Безработные | 3889 | 6684 | 7059 | 6155 | 5683 | 5775 | 5208 | 4999 | 4232 | |
Мужчины, в т.ч. | 39197 | 37338 | 37499 | 36997 | 37206 | 37079 | 37511 | 37627 | 37967 | |
занятые в экономике | 37161 | 33726 | 33754 | 33709 | 34199 | 34177 | 34710 | 34996 | 35702 | |
Безработные | 2036 | 3613 | 3745 | 3288 | 3007 | 2902 | 2801 | 2631 | 2264 | |
Женщины, в т.ч. | 35863 | 33401 | 34833 | 35423 | 35629 | 35831 | 36300 | 36529 | 37079 | |
занятые в экономике | 34010 | 30330 | 31519 | 32557 | 32953 | 32958 | 33893 | 34161 | 35111 | |
Безработные | 1853 | 3072 | 3314 | 2866 | 2676 | 2873 | 2407 | 2368 | 1968 |
Как видно из таблицы 1, общая численность экономически активного населения России за период с 1992 года по 2007 год оставалась относительно стабильной. Следует отметить тенденцию роста экономически активного населения с 2000 года. В связи с экономическим ростом в этот же период наблюдалось снижение количества безработных - по сравнению с ситуацией на конец 2000 года в 2007 году количество безработных снизилось в 1,67 раза. Снижение численности безработных связано также с расширением сферы приложения труда и активной деятельностью территориальных органов службы занятости.
Однако в связи с финансовым кризисом 2008 года, численность официальных безработных на конец 2008 года составляет 5 800 тыс. человек. Это порождает крайне сложную социально-экономическую ситуацию в экономике страны. Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства.
Данные по динамике численности безработных в период с 2008 по февраль 2009 приведены в таблице 2( Приложение 1).
Анализируя данные таблицы 2, отметим значительный рост численности безработных в период с сентября по декабрь 2008 года, что связанно, прежде всего, с последствиями экономического кризиса. В настоящий момент число безработных достигло максимума по абсолютному показателю за последние 2 года. В тоже время число официально зарегистрированных безработных значительно увеличилось лишь в декабре 2008 года. Основными причинами этого служит низкий уровень пособий по безработице, а также неоправданную надежду безработных на скорейшее решение проблемы трудоустройства. В первые месяцы 2009 года число безработных, в том числе официально зарегистрированных, значительно увеличился и достиг максимума за последние 17 лет.
Безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.
Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи.
Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест). Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)
Основными принципами государственной политики в области занятости являются:
- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
- участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.
Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям: