Сущность и виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Работа содержит 1 файл

КОНКУРЕНЦИЯ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

    Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:

  1. креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  2. приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  3. обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

    С точки зрения активности участия  в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

    Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной.  Это  обозначает то, что на рынке никто  из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

    В промышленно развитых странах, где  рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает  самые разные формы. Прежде всего  выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

    В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго  до появления товара на рынке. Предприниматели  могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более  низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

    Конкуренция очень сильно зависит от  количества производителей-продавцов и покупателей.

    Совершенная конкуренция означает такое состояние  экономической системы, когда влияние  каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько  мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

    Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка.

    Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит  от развитости и степени монополизации  производства. 

    В России началом создания антимонопольного законодательства  стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".  Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно: 

  1. распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;
  2. введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;
  3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  4. самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

    Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи - не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.

    Основные  направления демонополизации и  содействия развитию конкуренции в  России предполагают:

  1. контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
  2. контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (свыше 35 %);
  3. предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
  4. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

    В антимонопольном законе предусматривается  и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.

    Особое  значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение  товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.

    Отсутствие  конкурентной среды делает неэффективным  использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения  таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется. Примером этому могут служить постоянные проблемы, связанные с обеспечением жителей Приморья электроэнергией и теплом, порожденные деятельностью структурной единицы РАО «ЕЭС России» «Дальэнерго».

    Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.

    С  самого  начала,  конкуренции  отводилась  не   только   функция рыночного регулирования, но и стимулирующая  роль.  Иначе  говоря,  она рассматривалась как фактор развития, совершенствования  производства  и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы,  основываясь  на своей теории  естественного  порядка,  не  рассматривали  купечество  и промышленников  как  производительный  класс, А.  Смит  преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные возможности”  конкуренции,  придав  ей  роль  производительной  силы  и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.

2.2 Значимость конкуренции.

 
 

      Теперь нам следует более подробно  остановиться на вопросе значения  конкуренции в современной экономической  системе.

    Во-первых,   конкуренция   обеспечивает   равноправное   положение участников  экономических  отношений   —   продавцов   и   покупателей. Равноправие создается  и  поддерживается  свободой  выбора:  покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из  нескольких  или многих  продавцов  какой-то  необходимой  ему   продукции,   такая   же возможность  имеется  и  у  продавца  —  добровольно  решить  вопрос  о географическом месте, времени и  условиях  предложения  своего  товара. Возможность выбора — это  возможность  влияния  на  контрагента.  Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком- то кинотеатре, вы можете "наказать"  это  предприятие,  отказав  ему  в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если  так,  как  вы,  поступят  многие любители кино,  то  кинотеатр-неудачник  окажется  в  довольно  трудном положении.   Таким   образом,   конкуренция   оказывается   влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

    Во-вторых,  конкуренция   создает   одно   из   главных   условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих  функций.

    Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а  значит,   можно   утверждать,   что   конкуренция   является   условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в  условиях  конкуренции рынок может  эффективно  выполнять  функции  распределения  ресурсов  и конечных  товаров.  Рынок  как  саморегулирующаяся  система  действенен только при наличии конкуренции.

    В-третьих,   конкуренция  выступает   как   контрольная   система эффективности частного  предпринимательства.   Конкуренция   проверяет бизнес на степень его соответствия  общественным  интересам.  Не  все предприятия эту проверку  выдерживают,   в   результате   конкуренции происходит  непрерывная выбраковка  неэффективных структур,   т.   е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть  "поле экономической игры". В таком случае  конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

    В-четвертых,    конкуренция    создает    заинтересованность     в  совершенствовании   экономических   ресурсов,    их    производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные  доходы  многих людей  связаны  с  предложением  такого  экономического  ресурса,   как трудовые  способности.  Привлечение  того  или  иного  работника,  цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции  зависят  от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции  работника  приносят  ему  больший  денежный   доход.   Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса  – труда.

    Предприятия  ведут  ценовую   и   неценовую   конкуренцию.   Чтобы побеждать,  т.  е.   завоевывать   большую   сумму   денежных   голосов покупателей,  нужно   снижать   издержки,   совершенствовать   качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями,  технологическими изменениями,   повышать   уровень   образования   работников,   активно взаимодействовать  с  наукой,  изыскивать  новейшие  научно-технические разработки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Конкурентные преимущества и недостатки России.

 
 

    Перспективы  развития  внешней  торговли  России  в   значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные  масштабы  накопленных  основных  производственных фондов и фондов универсального.

    Внешняя  торговля  России:  тенденции  и  перспективы  развития обрабатывающего  оборудования,  что  позволяет  снизить  капиталоемкость технологической модернизаций производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий  в  ряде  секторов  экономики,  преимущественно связанных с ВПК.

    Однако  использование этих преимуществ  сдерживается  рядом  причин.

    Это   неразвитость   финансовой   и   организационной    инфраструктуры внешнеторгового    сотрудничества;    отсутствие    развитой    системы государственной поддержки  экспорта;  трудности  адаптации  к  условиям массового   производства    на    основе    конкурентных    технологий, сосредоточенных   в   оборонном   комплексе   и   предназначенных   для малосерийного  или  единичного   производства;   низкая   эффективность производства и чрезвычайно высокая  доля  материальных  затрат  даже  в передовых секторах промышленности. 
 
 
 
 

Глава 4. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики. Рыночная власть.

 

    Антимонопольное регулирование - это система нормативных  правовых актов, направленных на преодоление  негативных сторон монополии, связанных  с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

    Методы  антимонопольного регулирования:

Информация о работе Сущность и виды конкуренции