Сущность и понятие финансов как экономической категории

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является рассмотрение сущности и функций финансов в современных условиях. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- определение экономического содержание финансов;
- рассмотрение функций финансов и финансовые ресурсы;
- изучение теоретические понятия и состава финансовых ресурсов:
- рассмотрение эволюции теоретических взглядов на сущность финансов.

Работа содержит 1 файл

Финасы, сущность и функции.. (1).doc

— 622.00 Кб (Скачать)

Мировые финансовые потоки — межгосударственное движение денежных средств, обслуживающее международный товарный оборот и международное движение капитала. В мировом хозяйстве постоянно происходит перелив денежного капитала, формирующегося в процессе кругооборота капитала. Стержнем мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства. На объём и направление этих потоков влияет ряд факторов: состояние экономики; взаимная либерализация торговли; структурная перестройка в экономике.

Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг и межстрановое перераспределение денежного капитала между конкурирующими субъектами мирового рынка. Кроме того, они подают сигналы о состоянии коньюктуры, которые служат ориентиром для принятия решений менеджерами.

Движение мировых финансовых потоков осуществляется по следующим основным каналам:

  1. Валютно-кредитное и расчётное обслуживание купли-продажи товаров и услуг;

2) Зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;

3) Операции с ценными бумагами и разными финансовыми инструментами;

  1. Валютные операции;

5) Перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации и др.

2.3 Финансовые  ресурсы РФ

 

Бюджет представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного  фонда страны.

Таблица 1 – Доходы бюджета РФ

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

налог на прибыль организаций

1670,6

2172,0

2513,2

1264,6

1774,6

налог на доходы физических лиц

930,4

1266,6

1666,3

1665,8

1790,5

налоги и взносы на социальные 
нужды

1441,3

1980,0

2113,2

2300,5

2477,1

НДС

1511,1

2261,7

2032,6

2006,7

2498,6

Акцизы

270,6

303,8

347,5

336,4

471,5

налоги на совокупный доход

110,0

141,9

185,1

175,5

207,7

налоги на имущество

310,9

411,2

493,4

569,7

628,2

налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

1187,3

1235,1

1742,6

1080,9

1440,8

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

28,8

22,9

6,2

5,2

56,1

доходы от внешнеэкономической  деятельности

2306,3

2408,3

3584,9

2683,3

3227,7

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

352,5

526,6

439,5

653,9

679,7

платежи при пользовании природными ресурсами

94,4

82,4

136,9

85,2

77,6

безвозмездные поступления

21,6

18,2

74,3

132,4

114,1

доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

79,5

98,0

80,2

64,2

46,1

Итого

10625,8

13368,3

16003,9

13559,7

16031,9


 

Таблица 4 Структура доходов  бюджета РФ

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

налог на прибыль организаций

15,7

16,2

15,7

9,3

11,1

налог на доходы физических лиц

8,8

9,5

10,4

12,3

11,2

налоги и взносы на социальные нужды

13,6

14,8

13,2

17,0

15,5

НДС

14,2

16,9

12,7

14,8

15,6

Акцизы

2,5

2,3

2,2

2,5

2,9

налоги на совокупный доход

1,0

1,1

1,2

1,3

1,3

налоги на имущество

2,9

3,1

3,1

4,2

3,9

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

11,2

9,2

10,9

8,0

9,0

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,3

0,2

0,0

0,0

0,3

доходы от внешнеэкономической  деятельности

21,7

18,0

22,4

19,8

20,1

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

3,3

3,9

2,7

4,8

4,2

платежи при пользовании природными ресурсами

0,9

0,6

0,9

0,6

0,5

безвозмездные поступления

0,2

0,1

0,5

1,0

0,7

доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

0,7

0,7

0,5

0,5

0,3

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


 

 

Основную долю в структуре  доходов бюджета РФ за весь период 2008-2011г.г. занимали доходы от внешнеэкономической  деятельности (от 22,4% до 18%).

За исследуемый период наблюдается сокращение доходов от налога на прибыли, но при этом увеличивается доход от налогов на социальные нужды, что может быть связано с мировым финансовым кризисом, т.к. предприятия РФ в 2009г. снижали свою производственную деятельность, а в 2010г. снова стали наращивать производственную деятельность и налог на прибыль организации снова увеличился.

 

Представим структуру  расходной части бюджета за 2010, 2011 и 9 месяцев 2010г.г.

Таблица 5 - Фактическое исполнение по состоянию на 01.01.2011

 

Наименование статьи расходов

млрд. руб

% к ВВП

 

По всем разделам и подразделам

9 660,1

24,9

 

Межбюджетные трансферты

3 593,4

9,3

 

Национальная экономика

1 650,7

4,3

 

Национальная оборона

1 188,2

3,1

 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 004,5

2,6

 

Общегосударственные вопросы

853,1

2,2

 

Прочие расходы 

1 370,1

3,5


Данные  Министерства финансов Российской Федерации

 

 

Таблица 6 - Фактическое исполнение по состоянию на 01.01.2012

 

Наименование статьи расходов

млрд. руб

% к ВВП

 

По всем разделам и подразделам

10 115,6

22,5

 

Межбюджетные трансферты

4 136,0

9,2

 

Национальная оборона

1 276,5

2,8

 

Национальная экономика

1 222,7

2,7

 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 085,4

2,4

 

Общегосударственные вопросы

886,0

2,0

 

Прочие расходы 

1 509,1

3,4


Данные  Федерального казначейства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 – Сводная  таблица структуры расходов бюджета  за 2009-2011 г.г.

Наименование статьи расходов

млрд. руб.

Структура, %

млрд. руб.

Структура, %

млрд. руб.

Структура, %

2010г.

2011г.

9 месяцев 2012г.

По всем разделам и подразделам

9 660,10

100

10 115,60

100

6 431,50

100

Социальная политика

3 593,40

37,20

4 136,00

40,89

2 218,00

34,49

Национальная оборона

1 650,70

17,09

1 276,50

12,62

855,2

13,30

Национальная экономика

1 188,20

12,30

1 222,70

14,92

851,7

13,24

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 004,50

10,40

1 085,40

10,73

688,5

10,71

Общегосударственные вопросы

853,1

8,83

886

8,76

414,4

6,44

Прочие расходы 

1 370,10

14,18

1 509,10

14,92

1 403,70

21,83


 

 

Основную долю расходной  части бюджета за все три года занимает социальная политика. В 2011г., резкое увеличение этой статьи расходов: на 2386,2 млрд.руб. или на 3,7%, что связано с выполнением программы направленной на улучшение социальной политики государства. В 2012г. Эта часть расходов пока составляет меньше уровня 2011г. и 2010г.

В 2011г. наблюдается сокращение доли расходов на национальную оборону и общегосударственные расходы, на 4,47% и на 0,07%, соответственно, поскольку доходы в бюджет РФ сокращались и необходимо сокращать некоторые статьи расходов. И в 2012 г. сокращение общегосударственных расходов продолжается и гораздо большими темпами, однако на национальную оборону идет большая доля расходов чем в 2011г.. К основным подразделам общегосударственных вопросов можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно изменение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Также в 2012г. наблюдается сокращение в расходах на национальную экономику (на 1,7%), хотя в 2011г. эта статься расходов увеличилась на 374,2 млрд.руб. или на 2,62%, это произошло за счет выделения средств на развитие природно-ресурсного потенциала и увеличения государственной поддержки отдельных отраслей экономики (сельского хозяйства). К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Статья национальная безопасность и правоохранительная деятельность существенных изменений не претерпела, т.е. наблюдается небольшое увеличение в 2011г. (0,33%) и небольшое сокращение за 9 месяцев 2012г.

За 9 месяцев 2012г. наблюдается резкий скачок доли статьи прочих расходов. Если в 2011г. эта статья увеличилась на 138,9 млрд.руб. или на 0,74, то за 9 месяцев 2012г. уже произошло увеличение доли на 6,91%.

В 2012 году совокупные расходы  бюджетов всех уровней в расчете  на душу населения превысят 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году – достигнут 182,9 тыс. рублей.

Фактически за эти  средства общество «приобретает» у  государства общественные услуги –  образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.

Граждане – и как  налогоплательщики, и как потребители  общественных услуг – должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Эволюция  теоретических взглядов на сущность финансов

4.1 Развитие  теоретических представлений о  финансах в России

 

Финансовая наука как самостоятельное  явление начала складываться в России в начале 19 века. В этот период появляются первые крупные работы в области  финансов. Начало русской финансовой науке положила книга Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов» (издана в 1818г.), в которой впервые в России были изучены особенности налогов, их значение для государственного хозяйства и всей экономики страны.

Расцвет российской финансовой науке  пришёлся на конец 19-начало 20 века, когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озёрова, И. Кулишера, П. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др.

Российские учёные-финансисты разрабатывали  как теоретические так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сторонниками теории «удовлетворения коллективных потребностей».

Основное место в трудах учёных занимало исследование государственных  финансов (следует отметить, что в работах этого периода практически не упоминается даже постановка вопроса о финансах частного хозяйства). При этом достаточно подробно исследовались вопросы доходов государства. Другое направление, которое подробно изучалось дореволюционными финансистами, - бюджет и финансы.

В этот же период развивалось социал-демократическое  течение в экономической науке, которое было предоставлено российскими  последователями К.Маркса и Ф.Энгельса. Наиболее ярким представителем этого  течения был В. Ленин. Основное содержание дореволюционных работ В.И. Ленина- критика финансовой политики России. В 1917 году В.И. Лениным разрабатывается экономическая платформа партии большевиков. Она предусматривала национализацию страхового дела, прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты внутренних и внешних долгов, изменения налоговой системы путём введения высокого поимущественного налога и налога на прирост имущества, реформу подоходного налога и установления действенного контроля за доходами капиталистов, введения высоких косвенных налогов на предметы роскоши. Практически все мероприятия, за исключением денежного обращения и реформы налоговой системы, были осуществлены после Октябрьской революции.

Информация о работе Сущность и понятие финансов как экономической категории