Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью курсового проекта является рассмотрение сущности и функций финансов в современных условиях. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- определение экономического содержание финансов;
- рассмотрение функций финансов и финансовые ресурсы;
- изучение теоретические понятия и состава финансовых ресурсов:
- рассмотрение эволюции теоретических взглядов на сущность финансов.
Мировые финансовые потоки — межгосударственное движение денежных средств, обслуживающее международный товарный оборот и международное движение капитала. В мировом хозяйстве постоянно происходит перелив денежного капитала, формирующегося в процессе кругооборота капитала. Стержнем мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства. На объём и направление этих потоков влияет ряд факторов: состояние экономики; взаимная либерализация торговли; структурная перестройка в экономике.
Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг и межстрановое перераспределение денежного капитала между конкурирующими субъектами мирового рынка. Кроме того, они подают сигналы о состоянии коньюктуры, которые служат ориентиром для принятия решений менеджерами.
Движение мировых финансовых потоков осуществляется по следующим основным каналам:
2) Зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;
3) Операции с ценными бумагами и разными финансовыми инструментами;
5) Перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации и др.
Бюджет представляет
собой сложную систему социальн
Таблица 1 – Доходы бюджета РФ
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
налог на прибыль организаций |
1670,6 |
2172,0 |
2513,2 |
1264,6 |
1774,6 |
налог на доходы физических лиц |
930,4 |
1266,6 |
1666,3 |
1665,8 |
1790,5 |
налоги и взносы на социальные |
1441,3 |
1980,0 |
2113,2 |
2300,5 |
2477,1 |
НДС |
1511,1 |
2261,7 |
2032,6 |
2006,7 |
2498,6 |
Акцизы |
270,6 |
303,8 |
347,5 |
336,4 |
471,5 |
налоги на совокупный доход |
110,0 |
141,9 |
185,1 |
175,5 |
207,7 |
налоги на имущество |
310,9 |
411,2 |
493,4 |
569,7 |
628,2 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1187,3 |
1235,1 |
1742,6 |
1080,9 |
1440,8 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
28,8 |
22,9 |
6,2 |
5,2 |
56,1 |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
2306,3 |
2408,3 |
3584,9 |
2683,3 |
3227,7 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
352,5 |
526,6 |
439,5 |
653,9 |
679,7 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
94,4 |
82,4 |
136,9 |
85,2 |
77,6 |
безвозмездные поступления |
21,6 |
18,2 |
74,3 |
132,4 |
114,1 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
79,5 |
98,0 |
80,2 |
64,2 |
46,1 |
Итого |
10625,8 |
13368,3 |
16003,9 |
13559,7 |
16031,9 |
Таблица 4 Структура доходов бюджета РФ
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
налог на прибыль организаций |
15,7 |
16,2 |
15,7 |
9,3 |
11,1 |
налог на доходы физических лиц |
8,8 |
9,5 |
10,4 |
12,3 |
11,2 |
налоги и взносы на социальные нужды |
13,6 |
14,8 |
13,2 |
17,0 |
15,5 |
НДС |
14,2 |
16,9 |
12,7 |
14,8 |
15,6 |
Акцизы |
2,5 |
2,3 |
2,2 |
2,5 |
2,9 |
налоги на совокупный доход |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
налоги на имущество |
2,9 |
3,1 |
3,1 |
4,2 |
3,9 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
11,2 |
9,2 |
10,9 |
8,0 |
9,0 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,3 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,3 |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
21,7 |
18,0 |
22,4 |
19,8 |
20,1 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
3,3 |
3,9 |
2,7 |
4,8 |
4,2 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
0,9 |
0,6 |
0,9 |
0,6 |
0,5 |
безвозмездные поступления |
0,2 |
0,1 |
0,5 |
1,0 |
0,7 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,7 |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Основную долю в структуре доходов бюджета РФ за весь период 2008-2011г.г. занимали доходы от внешнеэкономической деятельности (от 22,4% до 18%).
За исследуемый период наблюдается сокращение доходов от налога на прибыли, но при этом увеличивается доход от налогов на социальные нужды, что может быть связано с мировым финансовым кризисом, т.к. предприятия РФ в 2009г. снижали свою производственную деятельность, а в 2010г. снова стали наращивать производственную деятельность и налог на прибыль организации снова увеличился.
Представим структуру расходной части бюджета за 2010, 2011 и 9 месяцев 2010г.г.
Таблица 5 - Фактическое исполнение по состоянию на 01.01.2011
Наименование статьи расходов |
млрд. руб |
% к ВВП | |
По всем разделам и подразделам |
9 660,1 |
24,9 | |
Межбюджетные трансферты |
3 593,4 |
9,3 | |
Национальная экономика |
1 650,7 |
4,3 | |
Национальная оборона |
1 188,2 |
3,1 | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 004,5 |
2,6 | |
Общегосударственные вопросы |
853,1 |
2,2 | |
Прочие расходы |
1 370,1 |
3,5 |
Данные Министерства финансов Российской Федерации
Таблица 6 - Фактическое исполнение по состоянию на 01.01.2012
Наименование статьи расходов |
млрд. руб |
% к ВВП | |
По всем разделам и подразделам |
10 115,6 |
22,5 | |
Межбюджетные трансферты |
4 136,0 |
9,2 | |
Национальная оборона |
1 276,5 |
2,8 | |
Национальная экономика |
1 222,7 |
2,7 | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 085,4 |
2,4 | |
Общегосударственные вопросы |
886,0 |
2,0 | |
Прочие расходы |
1 509,1 |
3,4 |
Данные Федерального казначейства
Таблица 7 – Сводная таблица структуры расходов бюджета за 2009-2011 г.г.
Наименование статьи расходов |
млрд. руб. |
Структура, % |
млрд. руб. |
Структура, % |
млрд. руб. |
Структура, % |
2010г. |
2011г. |
9 месяцев 2012г. | ||||
По всем разделам и подразделам |
9 660,10 |
100 |
10 115,60 |
100 |
6 431,50 |
100 |
Социальная политика |
3 593,40 |
37,20 |
4 136,00 |
40,89 |
2 218,00 |
34,49 |
Национальная оборона |
1 650,70 |
17,09 |
1 276,50 |
12,62 |
855,2 |
13,30 |
Национальная экономика |
1 188,20 |
12,30 |
1 222,70 |
14,92 |
851,7 |
13,24 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 004,50 |
10,40 |
1 085,40 |
10,73 |
688,5 |
10,71 |
Общегосударственные вопросы |
853,1 |
8,83 |
886 |
8,76 |
414,4 |
6,44 |
Прочие расходы |
1 370,10 |
14,18 |
1 509,10 |
14,92 |
1 403,70 |
21,83 |
Основную долю расходной части бюджета за все три года занимает социальная политика. В 2011г., резкое увеличение этой статьи расходов: на 2386,2 млрд.руб. или на 3,7%, что связано с выполнением программы направленной на улучшение социальной политики государства. В 2012г. Эта часть расходов пока составляет меньше уровня 2011г. и 2010г.
В 2011г. наблюдается сокращение доли расходов на национальную оборону и общегосударственные расходы, на 4,47% и на 0,07%, соответственно, поскольку доходы в бюджет РФ сокращались и необходимо сокращать некоторые статьи расходов. И в 2012 г. сокращение общегосударственных расходов продолжается и гораздо большими темпами, однако на национальную оборону идет большая доля расходов чем в 2011г.. К основным подразделам общегосударственных вопросов можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно изменение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Также в 2012г. наблюдается сокращение в расходах на национальную экономику (на 1,7%), хотя в 2011г. эта статься расходов увеличилась на 374,2 млрд.руб. или на 2,62%, это произошло за счет выделения средств на развитие природно-ресурсного потенциала и увеличения государственной поддержки отдельных отраслей экономики (сельского хозяйства). К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Статья национальная безопасность и правоохранительная деятельность существенных изменений не претерпела, т.е. наблюдается небольшое увеличение в 2011г. (0,33%) и небольшое сокращение за 9 месяцев 2012г.
За 9 месяцев 2012г. наблюдается резкий скачок доли статьи прочих расходов. Если в 2011г. эта статья увеличилась на 138,9 млрд.руб. или на 0,74, то за 9 месяцев 2012г. уже произошло увеличение доли на 6,91%.
В 2012 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году – достигнут 182,9 тыс. рублей.
Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.
Граждане – и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг – должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.
Финансовая наука как
Расцвет российской финансовой науке пришёлся на конец 19-начало 20 века, когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озёрова, И. Кулишера, П. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др.
Российские учёные-финансисты разрабатывали
как теоретические так и практи
Основное место в трудах учёных занимало исследование государственных финансов (следует отметить, что в работах этого периода практически не упоминается даже постановка вопроса о финансах частного хозяйства). При этом достаточно подробно исследовались вопросы доходов государства. Другое направление, которое подробно изучалось дореволюционными финансистами, - бюджет и финансы.
В этот же период развивалось социал-
Информация о работе Сущность и понятие финансов как экономической категории