Сущность и понятие финансов как экономической категории

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является рассмотрение сущности и функций финансов в современных условиях. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- определение экономического содержание финансов;
- рассмотрение функций финансов и финансовые ресурсы;
- изучение теоретические понятия и состава финансовых ресурсов:
- рассмотрение эволюции теоретических взглядов на сущность финансов.

Работа содержит 1 файл

Финасы, сущность и функции.. (1).doc

— 622.00 Кб (Скачать)

В экономической литературе рассматриваются и другие функции  финансов, кроме распределительной и контрольной.

Вознесенский рассматривает следующую функцию:

1.Формирование доходов и фондов денежных средств.

2.Распределение доходов и фондов денежных средств.

По мнению белорусских  ученых экономистов и значительного  числа российских, не целесообразно  распределять распределительную функцию, на функцию формирования и функцию  использования денежных средств. 
Высказывается точка зрения и о существовании регулирующей функции, воспроизводственной, стабилизационной, функцией планирования, организаций.

Распределительная функция

Важнейшая из них —  распределительная. Именно она в  наибольшей степени раскрывает суть финансов.

Распределительная функция финансов состоит в том, что вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства. Инструментом такого распределения выступают финансы. С одной стороны, финансы формируются за счет доходов. С другой стороны, расходы бюджетов и внебюджетных фондов формируют вторичные доходы. Тем самым обеспечивается распределение и перераспределение валового национального продукта через финансовую систему.

Содержание этого процесса составляет движение доходов. Именно они сначала распределяются, а впоследствии — перераспределяют. Поэтому выделяют первичное и вторичное распределение.

Обычно выделяют три стадии движения доходов, отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, амортизация оборудования, арендная плата), заработную плату работника и прибыль собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников факторов производства. Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на социальное страхование, оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из бюджетов различных уровней власти и внебюджетных фондов выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура  доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и  вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые  для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией  является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов  за определенный период обязательно  равняется сумме конечных доходов  плюс сбережения. Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения  добавленной (вновь созданной) стоимости через бюджетную систему представлен на рис. 3. Как видно из рис. 3, в результате распределения первичных доходов собственников факторов производства (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 3. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения  возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего воспроизводственного процесса и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рисунок 3 Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система финансового контроля. Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об исполнении бюджетов.

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств национальной экономики.

Финансы, понимаемые в  широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. Кредит — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

3 Финансовые ресурсы и финансовые фонды

3.1 Понятие  и состав финансовых ресурсов

 

         Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

         Финансовые ресурсы и капитал представляют собой главные объекты исследования финансов. В условиях регулируемого рынка чаще применяется понятие "капитал", который является для финансиста реальным объектом и на который он может воздействовать постоянно с целью получения новых доходов фирмы. В этом качестве капитал для финансиста-практика - объективный фактор производства. Таким образом, капитал - это часть финансовых ресурсов, задействованных фирмой в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.

         Финансовые ресурсы по происхождению  разделяются на внутренние (собственные) и внешние (привлеченные). В свою очередь внутренние в реальной форме представлены в стандартной отчетности в виде чистой прибыли и амортизации, а в превращенной форме - в виде обязательств перед служащими фирмы, чистая прибыль представляет собой часть доходов фирмы, которая образуется после вычета из общей суммы доходов обязательных платежей - налогов, сборов, штрафов, пени, неустоек, части процентов и других обязательных выплат. Чистая прибыль находится в распоряжении фирмы и распределяется по решениям ее руководящих органов.

         Внешние или привлеченные финансовые  ресурсы делятся также на две  группы: собственные и заемные.  Такое деление обусловлено формой капитала, в которой он вкладывается внешними участниками в развитие данной фирмы: как предпринимательский или как ссудный капитал. Соответственно результатом вложений предпринимательского капитала является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, результатом вложений ссудного капитала - заемных средств.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

  1. домохозяйства;
  2. предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами;
  3. государство в Фоме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

         Соотношения между ними определяются  рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тема больше возможности формирования у них финансовых ресурсов.. в свою очередь, это обеспечивает увеличение финансовых ресурсов государству. Оптимальное соотношение между ними определяется государством на основе научно обоснованного расчета, заложенного в социально-экономических прогнозах страны.

         Объектами  финансовых ресурсов являются  финансовые отношения, в результате  действия которых образуются  целевые денежные фонды. Они  концентрируются в двух блоках:

  1. централизованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования);
  2. централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

3.2 Финансовые  фонды: состав и признаки

 

Финансовые фонды - денежные фонды, формируемые за счет финансовых ресурсов. Назначение финансовых фондов состоит в подготовке условий, обеспечивающих удовлетворение постоянно меняющихся общественных потребностей.

Финансовые фонды - денежные фонды, формируемые за счёт финансовых ресурсов. Назначение финансовых фондов состоит в подготовке условий, обеспечивающих удовлетворение постоянно меняющихся финансовых потребностей.[6, c.307]

Денежные фонды находятся в  собственности либо государства - централизованная сфера, либо у юридических и физических лиц – децентрализованная сфера.

В процессе функционирования денежные фонды используют различные денежные средства (агрегаты): наличные деньги (банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги, ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др.

Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующие чёткой организации денежных расчётов. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.

В односторонних потоках денежные средства идут в одном направлении. Например, перечисленные средства из федерального бюджета РФ идут в пенсионный фонд для финансирования его расходов.

Двусторонний денежный поток предполагает движение денежных средств между  двумя

В бюджет поступают от предприятий  налоги, но при определённых условиях предприятия могут получить бюджетные  средства в виде субсидий или кредита.

Многосторонние потоки одновременно охватывают различные  части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства  формируется за счёт доходов из разных источников (предприятия - глава и  другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета- трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.

Финансовый поток –  это отражение потока материального  по этому они различны по своему характеру. Финансовый поток всегда направлен против движения потока материального. Материальный поток состоит из множества разнохарактерных элементов, а финансовый из одинаковых – ценовых единиц и не зависит от формы их представления. Материальный поток зависит от очень многих независимых объективных обстоятельств, вследствие чего он в целом не регулярен, дискретен и стохаотичен и, как следствие, не управляем. Финансовый поток в целом на оборот регулярен, непрерывен и детерминирован, вследствие чего он достаточно стабилен и управляем.

Информация о работе Сущность и понятие финансов как экономической категории