Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы. Если история не является актуальной без современности, то современность без истории просто непонятна. Теоретические и прикладные решения современных финансовых проблем базируются на выводах науки прошлого. Согласно историческому подходу понятие "финансы" является категорией исторической, что возникла вместе с появлением государства и неразрывно связана с ее существованием и функционированием, определяет характер и цель определенной исторической эпохи. Какова же роль финансов в условиях рыночных реформ? Финансы способны как количественно так и качественно влиять на общественное производство.

Содержание

Введение.........................................................................................3 - 6
1. Необходимость и сущность финансов..................................7 - 10
2. Финансовые отношения и функции.....................................11 - 15
3. Финансовая система Узбекистана.........................................16 - 20
4. Министерство финансов Республики Узбекистан……….21 - 22
5. Бюджет в финансовой системе…..........................................23 - 25
6. Налоги в финансовой системе...............................................26 - 28
Заключение..................................................................................... 29
Глоссарий ………………………………………………………… 30
Список используемой литературы …………………………….31

Работа содержит 1 файл

финансы курсовая.docx

— 61.03 Кб (Скачать)

Минимальным  необходимым  условием  для  формирования  финансового  рынка  является   наличие  временно  свободных  денежных  средств  у  предприятий  организаций  и  населения.  Источниками  таких  средств  являются  прибыль  на  счетах  предприятий,  амортизационные  отчисления,  которые  накапливаются  постоянно,  вклады  населения  в  банках  и  свободные  денежные  средства  на  руках.

Иными  словами,  для  развития  экономики  необходимы  равновесие  денежных  и  товарных  потоков,  а  так  же  свободный  перелив  денежных  ресурсов  в  те  отрасли,  предприятия,  виды  деятельности,  где  они  могут  быть  использованы  наиболее  эффективно,  прибыльно.  Мировой  опыт  показывает,  что  в  рыночной  экономике  взаимодействуют  два  типа  финансовых  отношений – это  бюджетный  и  рыночный. Бюджеты  всех  уровней,  а  также  некоторые  внебюджетные  централизованные  фонды  формируются  путем  изъятия  части  предпринимательского  дохода  и  дохода  граждан  и  используются  в  соответствии  с  задачами  и  целями  государственной  экономической  и  социальной  политики.

Главным инструментом регулирования  экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагаются  задачи обеспечения занятости рабочей  силы и производственного оборудования.

Основной инструмент правительственного вмешательства в циклическое  развитие и преодоление кризисов - государственные расходы. Правительственный  спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую  деятельность и привести к росту  национального дохода и занятости. Важная роль отводится налогам - ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности. Выдвигается  необходимость борьбы с бюджетным  дефицитом и порождаемой им инфляцией. Неоконсерваторы восстанавливают принцип "здоровых" финансов, т.е. обязательного ежегодного равновесия между бюджетными доходами и расходами, поскольку дефицитность государственного бюджета - серьезное препятствие для устойчивого развития экономики, причина роста государственных долгов и инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Министерство финансов Республики Узбекистан.

 

 

Министерство финансов Республики Узбекистан является органом государственного управления, обеспечивающим проведение единой налогово-бюджетной политики.

Структура утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "О структуре Министерства финансов Республики Узбекистан" от 11 февраля 1992 года №59.

В систему Министерства финансов входят Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления хокимиятов областей и г. Ташкента, финансовые отделы хокимиятов районов и городов.

Положение о Министерстве финансов Республики Узбекистан утверждено Постановлением Кабинета Министров  Республики Узбекистан "Об утверждении  Положения о Министерстве финансов Республики Узбекистан" от 23 ноября 1992г. №553.

Основными задачами   Министерства финансов являются:

- подготовка проекта Государственного  бюджета и прогноза консолидированного  бюджета, обеспечение их исполнения, составление отчета об исполнении  Государственного бюджета;

- разработка предложений  по совершенствованию налоговой  политики и системы налогообложения,  предусматривающей оптимизацию  фискальной и стимулирующей роли  налогов, обеспечивающих благоприятные  условия для развития экономики  и повышения уровня жизни населения;

- оценка проектов по  государственным внешним заимствованиям;

- проведение в пределах  своей компетенции государственного  финансового контроля, в том числе  за целевым и эффективным использованием  государственных финансовых средств.

Финансовая система Республики Узбекистан регулируется Министерством финансов Республики Узбекистан, который проводит в жизнь финансовую, антимонопольную, ценовую политику Республики Узбекистан и осуществляет общее руководство организацией финансов и ценообразования на всей ее территории. Министерство финансов обеспечивает создание необходимой финансовой базы для осуществления задач и функции Республики Узбекистан, разработку и исполнение бюджета республики, повышение устойчивости его доходной части, составление и исполнение валютного плана наиболее рациональное и экономное расходование денежных ресурсов, а также направляет деятельность органов, входящих в состав финансовой системы Республики Узбекистан, на проведение работ по формированию единой согласованной финансовой, налоговой, валютной, антимонопольной и ценовой политики, обеспечение финансовой независимости Республики Узбекистан путем увеличения золотого запаса, оздоровление экономики республики, усиление роли экономических методов регулирования цен в условиях формирования рыночных отношении и социальной защиты населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

5. Бюджет в финансовой  системе.

 

Финансовую систему можно представить  в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству  выполнение его политических и экономических  функций. Она состоит из четырех  основных звеньев - государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных  предприятий и специальных правительственных  фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между  собой и направленных на осуществление  финансовой политики государства.

Главным звеном этой системы  является государственный бюджет - крупнейший централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства. С возникновением государства, с выполнением его функций связана необходимость бюджета.  Необходимость осуществления и социальных задач (обеспечения пенсиями,  помощи безработным,   развитие фундаментальной     наук, достижение необходимой пропорциональности  в развитии экономики) требует концентрации финансовых ресурсов в руках государства. Экономическое  содержание госбюджета выражается в денежных  отношениях государства с предприятиями,  учреждениями,  населением,  а также между органами государственным власти,   которые вызывается формированием доходов госбюджета и их использованием на общественные  потребности.  Бюджет служат финансовой базой для удовлетворения совокупных потребностей общества,  общественных  потребностей:   развитая ключевых сфер экономики,  образования,  науки,  культуры,  социальных потребностей в виде защиты безработных,  пенсионеров и др. Основным источником доходов госбюджета является национальный доход - прибыль отраслей в форме налогов, общественное   богатство (доходы от приватизации), займы,  государственный кредит. Поступают в бюджет и неналоговые доходы (госпошлина и др.).     

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных   финансов. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему  местного кредита, специальных фондов. Структура местных финансов определяется государственным устройством и  соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов. На долю местных финансов в федеративных государствах (США, ФРГ, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах - около 30%.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных  предприятий. Государственные предприятия  имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, они находятся на самостоятельной смете и осуществляют взаимоотношения с госбюджетом. Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями государства. В составе его расходов - военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита. Как и в большинстве стран, в Узбекистане существует дефицит государственного бюджета, который финансируется из разных источников. С 1995 г. к основному источнику финансирования дефицита госбюджета - к кредитам Центробанка - добавились внешние займы и выпуск среднесрочных ценных бумаг.

Таким образом, по мере осуществления национальной модели рыночных реформ в Узбекистане формировалась  современная государственная бюджетная  политика, основанная как на изучении мирового опыта, так и на особенностях развития страны.

 

 

 

 

 

6. Налоги в финансовой  системе.

             

 

Для осуществления  функций  государства необходимы ресурсы. Основным источникам таких ресурсов является его налоги – это принудительно  изымаемые государством и его  местными органами средства с  юридических  и физических лиц. Главная функция налогов - это фискальная  функция.  С ее помощью формируются доходы госбюджета и   внебюджетных  фондов.  Налоги используются также для регулирования экономически  процессов,   для  стимулирования отдельных экономических процессов или их ограничения.  Здесь проявляется вторая функция налогов -  экономическая.  Налоги делятся на прямые и косвенные.  Прямые налоги - это налоги на доходы,  на имущество юридических и физических лиц - налог на прибыль хозорганов,  налог на зарплату работников.  Косвенный налог - это налог на товары,  услуги,  которые выступают в форме надбавки к цене товаров и услуг.  Примером косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС),   акцизы,  таможенные   пошлины.

С самого первого дня независимости  Узбекистан   начал постепенное  преобразование от Центрально Плановой экономики до Рыночной Экономики (экономии). Создание двойной банковской системы  начало процесс изменения(замены), с основной целью создать надежные организации, которые обеспечивают полный объем услуг. Банковская система Uzbekistan состоит из Центрального Банка с 14 региональными отраслями(отделениями), 33 Коммерческих Банка - 2 из которых правительственный находящийся в собственности, 4 банка с иностранной инвестицией капитала(столицы) (минимальная инвестиция - USD 5 миллионов), и 6 частных банков. Функции финансовых структур распределены среди нескольких учреждений. Центральный Банк имеет исключительное право исполнить множество действий типа выходящих денег и регулирования использования иностранной валюты.   Это также выпускает деньги, обеспечивает депозит и услуги передачи(перемещения) для Правительства и предоставляет ссуды Правительственным Финансовым Учреждениям.

Обретение Узбекистаном независимости  сопровождается формированием самостоятельной  политики в области формирования и использования доходов госбюджета. На первом этапе экономических реформ, осуществленных в республике, была реформирована и налоговая политика. Основная цель налоговой политики этого периода - обеспечение надлежащего уровня доходов госбюджета. Эта задача решалась в период спада производства и соответствующего сокращения налогооблагательной базы. Данный период характеризуется большой разновидностью налогов и их высокими ставками, что не могло не сдерживать развитие производства в республике.

Такая система налогообложения  не отвечала задачам экономической  стабилизации, увеличению объемов производства и стимулированию предпринимательской  деятельности в республике (изъятие  выручки в виде налогов и обязательных платежей у предприятий составило 37,2% и более).

Необходимость дальнейшего  развития и реформирования налоговой  системы в определенной степени  реализована в Указе Президента Республики Узбекистан "Об основных направлениях увеличения стимулирующей роли налогов в Республике Узбекистан". Решения, принятые на основании Указа, нашли отражение в изменениях налоговых ставок и видов собираемых налогов с 1 января 1995 г.

На сегодняшний день доходы госбюджета формируются за счет поступлений  по следующим видам:

    1. индивидуальный подоходный налог - взимается по прогрессивной шкале от 8% до 22% в зависимости от уровня заработной платы;
    2. налог на прибыль предпринимателей 9%.
    3. налог на социальное страхование (ставка налога 25% от фонда заработной платы). Ставка обязательного страхового взноса граждан от их доходов в виде оплаты труда во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов повышена с 5,5% до 6%.
    4. единый налог для микрофирм и малых предприятий 6%.
    5. Ставка налога на имущество (жилые дома, квартиры, за исключением расположенных в городах с общей площадью свыше 200 кв. м, дачные строения, гаражи и иные строения, помещения и сооружения‎) физических лиц повышена с 0,9% от инвентаризационной стоимости имущества до 1,04%.

 

 

    1. На 15% увеличены ставки земельного налога за использование земельных участков.

 

С 1 января 2013 года увеличены  действующие ставки акцизного налога на алкогольную продукцию (в среднем на 17%), земельного налога, налога за пользование водными ресурсами, а также налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств в части бензина и дизельного топлива (на 40 сумов до 240 сумов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что финансы  являются

неотъемлемой  частью  денежных  отношений  и  играют   огромную роль в

формировании,  распределении  и использовании централизованных и

Информация о работе Сущность и функции финансов