Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа
Актуальность курсовой работы. Если история не является актуальной без современности, то современность без истории просто непонятна. Теоретические и прикладные решения современных финансовых проблем базируются на выводах науки прошлого. Согласно историческому подходу понятие "финансы" является категорией исторической, что возникла вместе с появлением государства и неразрывно связана с ее существованием и функционированием, определяет характер и цель определенной исторической эпохи. Какова же роль финансов в условиях рыночных реформ? Финансы способны как количественно так и качественно влиять на общественное производство.
Введение.........................................................................................3 - 6
1. Необходимость и сущность финансов..................................7 - 10
2. Финансовые отношения и функции.....................................11 - 15
3. Финансовая система Узбекистана.........................................16 - 20
4. Министерство финансов Республики Узбекистан……….21 - 22
5. Бюджет в финансовой системе…..........................................23 - 25
6. Налоги в финансовой системе...............................................26 - 28
Заключение..................................................................................... 29
Глоссарий ………………………………………………………… 30
Список используемой литературы …………………………….31
Минимальным необходимым условием для формирования финансового рынка является наличие временно свободных денежных средств у предприятий организаций и населения. Источниками таких средств являются прибыль на счетах предприятий, амортизационные отчисления, которые накапливаются постоянно, вклады населения в банках и свободные денежные средства на руках.
Иными словами, для развития экономики необходимы равновесие денежных и товарных потоков, а так же свободный перелив денежных ресурсов в те отрасли, предприятия, виды деятельности, где они могут быть использованы наиболее эффективно, прибыльно. Мировой опыт показывает, что в рыночной экономике взаимодействуют два типа финансовых отношений – это бюджетный и рыночный. Бюджеты всех уровней, а также некоторые внебюджетные централизованные фонды формируются путем изъятия части предпринимательского дохода и дохода граждан и используются в соответствии с задачами и целями государственной экономической и социальной политики.
Главным инструментом регулирования
экономики является бюджетная политика.
На государственный бюджет и финансовую
политику в целом возлагаются
задачи обеспечения занятости рабочей
силы и производственного
Основной инструмент правительственного вмешательства в циклическое развитие и преодоление кризисов - государственные расходы. Правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости. Важная роль отводится налогам - ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом и порождаемой им инфляцией. Неоконсерваторы восстанавливают принцип "здоровых" финансов, т.е. обязательного ежегодного равновесия между бюджетными доходами и расходами, поскольку дефицитность государственного бюджета - серьезное препятствие для устойчивого развития экономики, причина роста государственных долгов и инфляции.
Министерство финансов Республики Узбекистан является органом государственного управления, обеспечивающим проведение единой налогово-бюджетной политики.
Структура утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "О структуре Министерства финансов Республики Узбекистан" от 11 февраля 1992 года №59.
В систему Министерства финансов входят Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления хокимиятов областей и г. Ташкента, финансовые отделы хокимиятов районов и городов.
Положение о Министерстве финансов Республики Узбекистан утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Узбекистан" от 23 ноября 1992г. №553.
Основными задачами Министерства финансов являются:
- подготовка проекта
- разработка предложений
по совершенствованию
- оценка проектов по
государственным внешним
- проведение в пределах
своей компетенции
Финансовая система Республики Узбекистан регулируется Министерством финансов Республики Узбекистан, который проводит в жизнь финансовую, антимонопольную, ценовую политику Республики Узбекистан и осуществляет общее руководство организацией финансов и ценообразования на всей ее территории. Министерство финансов обеспечивает создание необходимой финансовой базы для осуществления задач и функции Республики Узбекистан, разработку и исполнение бюджета республики, повышение устойчивости его доходной части, составление и исполнение валютного плана наиболее рациональное и экономное расходование денежных ресурсов, а также направляет деятельность органов, входящих в состав финансовой системы Республики Узбекистан, на проведение работ по формированию единой согласованной финансовой, налоговой, валютной, антимонопольной и ценовой политики, обеспечение финансовой независимости Республики Узбекистан путем увеличения золотого запаса, оздоровление экономики республики, усиление роли экономических методов регулирования цен в условиях формирования рыночных отношении и социальной защиты населения.
5. Бюджет в финансовой системе.
Финансовую систему можно
Главным звеном этой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства. С возникновением государства, с выполнением его функций связана необходимость бюджета. Необходимость осуществления и социальных задач (обеспечения пенсиями, помощи безработным, развитие фундаментальной наук, достижение необходимой пропорциональности в развитии экономики) требует концентрации финансовых ресурсов в руках государства. Экономическое содержание госбюджета выражается в денежных отношениях государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственным власти, которые вызывается формированием доходов госбюджета и их использованием на общественные потребности. Бюджет служат финансовой базой для удовлетворения совокупных потребностей общества, общественных потребностей: развитая ключевых сфер экономики, образования, науки, культуры, социальных потребностей в виде защиты безработных, пенсионеров и др. Основным источником доходов госбюджета является национальный доход - прибыль отраслей в форме налогов, общественное богатство (доходы от приватизации), займы, государственный кредит. Поступают в бюджет и неналоговые доходы (госпошлина и др.).
Вторым по своему значению финансовым
звеном является система местных
финансов. Местные финансы охватывают
широкую группу налогов, систему
местного кредита, специальных фондов.
Структура местных финансов определяется
государственным устройством и
соответствующим
Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, они находятся на самостоятельной смете и осуществляют взаимоотношения с госбюджетом. Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями государства. В составе его расходов - военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита. Как и в большинстве стран, в Узбекистане существует дефицит государственного бюджета, который финансируется из разных источников. С 1995 г. к основному источнику финансирования дефицита госбюджета - к кредитам Центробанка - добавились внешние займы и выпуск среднесрочных ценных бумаг.
Таким образом, по мере
осуществления национальной модели
рыночных реформ в Узбекистане формировалась
современная государственная
6. Налоги в финансовой системе.
Для осуществления функций государства необходимы ресурсы. Основным источникам таких ресурсов является его налоги – это принудительно изымаемые государством и его местными органами средства с юридических и физических лиц. Главная функция налогов - это фискальная функция. С ее помощью формируются доходы госбюджета и внебюджетных фондов. Налоги используются также для регулирования экономически процессов, для стимулирования отдельных экономических процессов или их ограничения. Здесь проявляется вторая функция налогов - экономическая. Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги - это налоги на доходы, на имущество юридических и физических лиц - налог на прибыль хозорганов, налог на зарплату работников. Косвенный налог - это налог на товары, услуги, которые выступают в форме надбавки к цене товаров и услуг. Примером косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.
С самого первого дня независимости Узбекистан начал постепенное преобразование от Центрально Плановой экономики до Рыночной Экономики (экономии). Создание двойной банковской системы начало процесс изменения(замены), с основной целью создать надежные организации, которые обеспечивают полный объем услуг. Банковская система Uzbekistan состоит из Центрального Банка с 14 региональными отраслями(отделениями), 33 Коммерческих Банка - 2 из которых правительственный находящийся в собственности, 4 банка с иностранной инвестицией капитала(столицы) (минимальная инвестиция - USD 5 миллионов), и 6 частных банков. Функции финансовых структур распределены среди нескольких учреждений. Центральный Банк имеет исключительное право исполнить множество действий типа выходящих денег и регулирования использования иностранной валюты. Это также выпускает деньги, обеспечивает депозит и услуги передачи(перемещения) для Правительства и предоставляет ссуды Правительственным Финансовым Учреждениям.
Обретение Узбекистаном независимости сопровождается формированием самостоятельной политики в области формирования и использования доходов госбюджета. На первом этапе экономических реформ, осуществленных в республике, была реформирована и налоговая политика. Основная цель налоговой политики этого периода - обеспечение надлежащего уровня доходов госбюджета. Эта задача решалась в период спада производства и соответствующего сокращения налогооблагательной базы. Данный период характеризуется большой разновидностью налогов и их высокими ставками, что не могло не сдерживать развитие производства в республике.
Такая система налогообложения не отвечала задачам экономической стабилизации, увеличению объемов производства и стимулированию предпринимательской деятельности в республике (изъятие выручки в виде налогов и обязательных платежей у предприятий составило 37,2% и более).
Необходимость дальнейшего развития и реформирования налоговой системы в определенной степени реализована в Указе Президента Республики Узбекистан "Об основных направлениях увеличения стимулирующей роли налогов в Республике Узбекистан". Решения, принятые на основании Указа, нашли отражение в изменениях налоговых ставок и видов собираемых налогов с 1 января 1995 г.
На сегодняшний день доходы госбюджета формируются за счет поступлений по следующим видам:
С 1 января 2013 года увеличены действующие ставки акцизного налога на алкогольную продукцию (в среднем на 17%), земельного налога, налога за пользование водными ресурсами, а также налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств в части бензина и дизельного топлива (на 40 сумов до 240 сумов).
Заключение.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что финансы являются
неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в
формировании, распределении
и использовании