Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы. Если история не является актуальной без современности, то современность без истории просто непонятна. Теоретические и прикладные решения современных финансовых проблем базируются на выводах науки прошлого. Согласно историческому подходу понятие "финансы" является категорией исторической, что возникла вместе с появлением государства и неразрывно связана с ее существованием и функционированием, определяет характер и цель определенной исторической эпохи. Какова же роль финансов в условиях рыночных реформ? Финансы способны как количественно так и качественно влиять на общественное производство.

Содержание

Введение.........................................................................................3 - 6
1. Необходимость и сущность финансов..................................7 - 10
2. Финансовые отношения и функции.....................................11 - 15
3. Финансовая система Узбекистана.........................................16 - 20
4. Министерство финансов Республики Узбекистан……….21 - 22
5. Бюджет в финансовой системе…..........................................23 - 25
6. Налоги в финансовой системе...............................................26 - 28
Заключение..................................................................................... 29
Глоссарий ………………………………………………………… 30
Список используемой литературы …………………………….31

Работа содержит 1 файл

финансы курсовая.docx

— 61.03 Кб (Скачать)

Источником финансовых ресурсов является ВВП. Источником финансовых ресурсов являются и доходы населения в  той части, в которой они составляют платежи в бюджет, во внебюджетные фонды, страховые организации. финансовые ресурсы РУз представляют собой сумму ресурсов госбюджета, прибыли, остающаяся в предприятиях и организациях, ресурсы внебюджетных фондов, амортизация, иностранные кредиты и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Финансовые отношения и функции.

                             

К финансовым отношениям принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

  • государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;
  • государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;
  • предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;
  • предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках;
  • предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;
  • предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;
  • предприятиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), а также при реализации готовой продукции и оказании услуг.

 

Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм собственности (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие  получает соответствующую сумму  валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли  и денежных фондов. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения. Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

Понятие “финансы” включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств  денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий (организаций). К финансам относятся также отношения  по поводу образования и использования  кредита. Не все денежные отношения  являются финансовыми. Финансовые отношения  охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств. В систему финансовых отношений  не входят и к финансам не относятся  те денежные средства, которые обслуживают  личное потребление и обмен, т. е. розничный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи  между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это  общественные отношения, они регулируются другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.  Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.

Сущность финансов проявляется  в их функциях. Функции финансов - это специфический способ выражения присущих финансам свойств.

Распределительная  функция проявляется в том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально-культурной сферой.

Распределительная функция  проявляется в первичном распределении  стоимости созданного экономического продукта и формировании первичных  доходов, денежных поступлений в  различные сферы и секторы  экономики. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.

В дальнейшем объективно возникает  потребность в перераспределении  национального дохода, которая вызывается:

  • наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;
  • необходимостью обеспечения социального развития;
  • важностью создания благоприятных условий для предпринимательства.

Национальный доход делится  на две части — фонд накопления и фонд потребления. Соотношение  этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру. Через  систему финансовых отношений государство  распределяет и направляет одну часть  национального дохода на расширенное  воспроизводство (в фонд накопления), другую часть — в фонд потребления.

Контрольная функция проявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта.

Через контрольную функцию  можно узнать, как складываются пропорции  в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они используются. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение  динамичного развития общественного  и частного производства.

Финансы играют существенную роль в повышении квалификации работников, уровня экономико-технического образования. Роль  финансов здесь проявляется  в их расходовании на народное образование, здравоохранение,  культуру. Повышение  уровня жизни и таких его показателей  как рост заработной платы,  пенсий,  пособий и.т.п. требуют немалых  финансовых ресурсов.

Обеспечение финансовыми ресурсами всего  процесса воспроизводства на всех стадиях - это важнейшая функция финансов.

Помимо распределительной  и контрольной функции, по  мнению  некоторых экономистов,  финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

  1. Финансовая система Узбекистана.

 

 

Финансы выражают экономические  общественные отношения. Отношения  проявляются по-разному, имеют свою специфику. Специфические особенности  финансовых отношений позволяют  объединить их в сферы.

Каждая сфера финансовых отношений имеет звенья.

Взаимосвязь сфер и звеньев  финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются фонды  денежных средств, составляют финансовую систему страны.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в финансах есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практика далеко не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Учитывая основные принципы, дальнейшее рассмотрение сфер и звеньев финансовой системы будет проведено без учета домашних хозяйств, однако финансовые связи и потоки в рыночной экономике не обходятся без них.

Финансовая система состоит  из двух укрупненных подсистем:  1) государственные финансы и финансы  местных органов власти (муниципальное)  и 2) финансов хозяйствующих субъектов,  т.е. финансов отраслей  народного хозяйства,  их предприятии,  организаций.

Эти две подсистемы  в  свою очередь подразделяются:

1) бюджетная система,  состоящая из федерального бюджета  ( в  федеральных государствах)  и бюджетов членов федерации,   и местных (муниципальных)  бюджетов 2)  целевых внебюджетных  фондов и 3)  государственного кредита.

Финансы хозяйствующих  субъектов  подразделяются: 

1)  хозяйственные   организации   разных  форм собственности,  финансы  отраслей,   фирм т.е.  коммерческих предприятие и организации.

2) финансовые посредники (кредитные организации в форме  банков,  инвестиционных  фондов,  частных пенсионные  фонды, страховые  организации   и другие финансовые  инструменты. 

3) некоммерческие организации.

Бюджетная система РУз включает в себя: республиканский бюджет, бюджет республики Каракалпакстан и бюджеты хакимиятом г. Ташкент и областей. Бюджеты областей в свою очередь состоят из областного бюджета, бюджета городов областного подчинения и районов.  

Большое место в составе  потребностей в денежных средствах  занимают государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет  важную роль в регулировании экономики, в развитии социально- культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении безопасности страны и граждан.

Развитие рыночных отношений, базой которых является частная  собственность, невозможно без страхования, которое образует особую сферу финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой  защите от различных неблагоприятных  явлений и случайностей. С развитием  товарного производства возникает  объективная необходимость страховой  защиты имущественных интересов  каждого собственника. Это достигается  с помощью финансовых ресурсов страхования.

Развитие рыночных отношений  невозможно представить без системы  кредитования. Кредитная система  как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные  денежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и  предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые отношения, что позволяет выделить их в отдельную сферу.

Финансовая система характеризуется  не только составом входящих в нее  частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), которые  связывают главных субъектов  финансовых отношений.

Финансы - это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного  государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает задачу обеспечения сохранения и  упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных  изменений политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, проявляющейся в радикальном  перераспределении финансовых ресурсов. Финансовая политика в Республике Узбекистан направлена на обеспечение финансовыми ресурсами отраслей,  обеспечивающих стабильный  экономический рост,  осуществление активной  социальной политики.  Ликвидация неплатежей,  задержка выплат  заработной платы. В период спада  производства одной из важнейших  целей финансовой политики было увеличение финансовых ресурсов,  необходимых для преодоления спада производства,   подготовка условий для конвертами национальной валюты,  преодоления бюджетного дефицита,  уменьшения инфляции.

Финансовый  рынок – это рынок ценных  бумаг и капиталов.  По  этим  каналам мобилизуются  временно  свободные денежные  средства  и быстро  перемещаются  в сферы их  эффективного  применения,  туда,  где они обещают принести  наибольший  предпринимательский доход.  На  финансовом  рынке деньги  выступают  как  полноправный  товар  и  цена  за  их  использование  согласно  законам  рынка  устанавливается  на  основе  спроса  и предложения.  У предприятий,  организаций и населения в условиях  финансового рынка формируется устойчивое  стремление  к получению доходов от  денежных  накоплений,  а народное  хозяйство получает  дополнительные  источники вложений. Без такова  рынка капиталов нереально подлинное самофинансирование  предприятий,  так как их  инвестиционные  возможности ограничивались  бы  лишь  их  собственными  средствами  и не  имели бы  иных  источников  пополнения.

Информация о работе Сущность и функции финансов