Сущность и формы современной безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...2
2. Глава 1. Теоретические проблемы регулирования безработицы………....6
1.1 Формы безработицы и их специфика……………………………6
1.2Показатели безработицы………………………………………....11
1.3Причины безработицы…………………………………………...16
1.4Методы борьбы с безработицей ………………………………...18
3. Глава 2. Проблемы практического регулирования безработицы………..22
2.1Динамика и структура безработицы в России…………………..22
2.2Динамика и структура мировой безработицы…………………..31
4. Глава 3. Будущие Российской политики в области занятости…………..34
3.1Проблемы занятости населения России на современном этапе……………………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………48
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     Понимая неизбежность нарастания масштабов  безработицы в России в условиях углубления экономических реформ, в  ближайшие годы, видимо,  следует  ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы  в размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.

     Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного  движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся  на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого политического и экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.

     Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить  прежде всего  сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

     Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда, следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения  приростов численности населения трудоспособного возраста. В частности,  преобладающая часть (примерно 3/4) прироста численности населения трудоспособного возраста в 1998-2005 гг. будет приходиться на Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы, и без того характеризующиеся излишками трудовых ресурсов и относительно низким уровнем занятости населения.

     Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости  для создания  новых рабочих  мест. В соответствии с приказом Федеральной службы занятости от 10 июня 1997 г. за счет средств фонда  рекомендуется осуществлять:

  • инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям  на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;
  • инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку  безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
  • финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью.

     В настоящее время в законодательной  и хозяйственной практике слабо учитываются территориальные особенности формирования и использования трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России (включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) с целью реконструкции,  модернизации и технического перевооружения действующих производств, более эффективного использования основных производственных  фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.

     В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения занятости населения следует открывать (в первую очередь в сельской местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции,  изготовлению строительных материалов и товаров народного потребления  из местного сырья и отходов производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.

     На  ситуацию на региональных рынках труда  большое влияние оказывает  отраслевая структура производства. В частности, анализ отчетных данных показывает, что в тех отраслях, где уровень оплаты труда выше (например, в добывающих отраслях промышленности), количество свободных ( вакантных) рабочих мест незначительно. В то же время, например,  в машиностроении, где уровень средней заработной платы в начале 1997 г. составлял всего 72% средней зарплаты по промышленности в целом, количество свободных (вакантных) рабочих мест достигло 48,5 тыс. единиц, что составляло примерно 43% всех свободных рабочих мест в промышленности.

     При разработке прогноза социально-экономического развития России на 1998 г. особое внимание уделялось выравниванию уровня заработной платы работников материального  производства и отраслей непроизводственной сферы. Политика в области труда и его оплаты по основным сферам хозяйства России в 1998 г. разрабатывалась таким образом, чтобы создать приоритеты для сферы обслуживания населения. В частности, в непроизводственных отраслях предусматривается рост численности работников с 20,4 млн. человек в 1997 г. до 20,6 млн. человек в 1998 г. Среднемесячная оплата труда здесь возрастет по сравнению с 1996 г. в 2,1 раза. Последнее обстоятельство позволяет несколько сократить разрыв в оплате труда работников производственных и непроизводственных отраслей.

     Касаясь вопросов взаимодействия федеральных  и региональных органов исполнительной власти при формировании методов  регулирования  занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы  механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать  не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.

     Очевидно, чем более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное  перераспределение работников в целях снижения общих объемов высвобождения кадров), тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.

     В то же время для решения долгосрочных стратегических задач, связанных, в частности, с формированием оптимальной региональной производственной специализации на тех или иных территориях, требуется глубоко продуманная политика привлечения в эти сферы как местного, так и внешнего капитала, основанная на реализации комплекса в первую очередь финансовых и внешнеэкономических мероприятий.

     Одновременно  с учетом близости объекта управления при одинаковом  характере решаемых задач в области занятости  населения доля прямого административного  регулирования на региональном и  отраслевом уровнях будет существенно выше, чем на федеральном. Этому, в частности, способствуют и принимаемые директивные решения, связанные,  например, с предоставлением права региональным органам исполнительной  власти устанавливать предельно допустимый уровень безработицы,  сдерживать высвобождено работников с предприятий и организаций и т.д.

     Такие же сложные комплексные проблемы, как формирование единых общероссийских рынков капитала, товаров и труда, обеспечение их оптимального взаимодействия и функционирования, создание единой финансово-кредитной, налоговой, антимонопольной и внешнеэкономической  политики, решение методологических вопросов приватизации и акционирования, разрабатываются на федеральном уровне и уже потом адаптируются к специфическим отраслевым и региональным условиям.

     Анализ  финансово-кредитной политики, намеченной в России в 1998 г., показывает, что  ее реализация будет оказывать противоречивое влияние на занятость населения. С одной стороны, прекращение  покрытия бюджетного дефицита за счет кредитов Центрального банка, последовательное сокращение нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот, в том числе аграрному сектору и угольной промышленности, может ускорить высвобождение работников из различных секторов экономики, что усилит социальную напряженность в отдельных регионах страны. С другой стороны, проведение налоговой реформы, связанное с облегчением налогового бремени для предприятий и организаций, во многом будет способствовать более интенсивному формированию их финансовых накоплений, которые могут быть использованы  для инвестиций в производство, его расширение и реконструкцию, создание новых рабочих мест.

     Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в том, что  старые производственные структуры, не способные адаптироваться к изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса и в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и конкурентоспособных  предприятиях. Частный капитал продолжает концентрироваться  в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование промышленности  пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.

     Особую  актуальность приобретают в настоящее  время вопросы совершенствования  государственной статистики в области  занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических  органов в области занятости населения наблюдается значительный  крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности,  выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных  видов деятельности населения.

      Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

Список  используемой литературы:

  1. А.Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 – 1995г.
  2. Е.Балацкий «Россия: проблема безработицы в переходный период», «Проблемы теории и практики управления», № 1 -1993г.
  3. Т.Батяева, М.Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н.Кутепова «Безработица среди специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 – 1993г.
  4. И.В.Бестужев-Лада «Безработица? Не может быть!» М.: Знание, 1992г.
  5. Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице», «Человек и труд» № 9 – 1996г.
  6. А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 1994г.
  7. Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский экономический журнал», № 4 – 1994г.
  8. А.А.Дикаpева, М.И.Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989г.
  9. И.Заславский «О пользе рынка труда», «Вопросы экономики» № 9 - 1991
  10. “Экономикс” Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю, Москва, 1995 г.
  11. “Общая экономическая теория” В.И. Ведяпин, Москва, 1995 г.
  12. “Рынок труда: занятость и безработица”Никифорова А.А., Москва, 1991 г.
  13. “Общая теория занятости, процента и денег”Кейнс Дж.-М, Москва, 1993 г.
  14. Коммерсантъ-дэйли, 1997 г., 12 марта №2
  15. Вестник Московского Университета, серия 5 - География, 1997 г., №1
  16. Г.Стендинг, Т.Четвернина «Загадки российской безработицы», «Вопросы экономики»,  № 12 – 1993г.
  17. Т.Четвернина «Безработица в России (официальная оценка и реальные масштабы)», «Проблемы теории и практики управления», № 4 - 1994
  18. П.Хейне «Экономический образ мышления» М.: Новости, 1991
  19. «Экономика труда» под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова М.: Экономика, 1991г.

Информация о работе Сущность и формы современной безработицы