Сущность, формы и пути снижения безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Проблема безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………….3
II. Основная часть
2.1 Понятие и сущность безработицы……………………………..6
2.2 Показатели безработицы………………………………………..8
2.3 Причины безработицы и их формы……………………………11
2.4 Пути снижения безработицы…………………………………...26
III. Заключение…………………………………………………………..31
Список используемой литературы…………………………………34

Работа содержит 1 файл

основное.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     Данный  вид безработицы характерен для  туристического бизнеса, сельского  хозяйства, некоторых промыслов (рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота), строительной промышленности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ – массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим – фрикционной, так как она носит добровольный характер.

     Реальную  проблему сезонная безработица представляет только в тех регионах, где превалирующими являются именно указанные виды экономической деятельности. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

 
 
 
 
 
 

2.4 Пути снижения безработицы

 

     В отношении безработицы государство  располагает тремя видами политики:

    1. социальной;
    2. макроэкономической;
    3. в сфере занятости.

     Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

     Макроэкономическая  политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

     Политика  в сфере занятости  направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

     Все методы и меры, с помощью которых  государство воздействует на занятость  и безработицу, можно разделить  на две группы: активные и пассивные.

     Активные  меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат:

  • кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Например, стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них; поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции (циклическая безработица);
  • организация системы образования и производственно - технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Одним из таких направлений система переподготовки рабочих и менеджеров, поскольку сокращение касается не всех отраслей (структурная безработица) В настоящее время формируется специальная база данных уволенных, подлежащих увольнению и работников "зоны риска" по субъектам РФ, отбираются программы их подготовки. Планируется сформировать банк данных таких программ опережающего обучения, а также на конкурсной основе отобрать учреждения образования, которые будут такое обучение проводить;
  • регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, разрешение трудовой эмиграции, устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо: создание развитого рынка жилья; увеличение масштабов жилищного строительства; отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой "Правительство будет компенсировать людям затраты на проезд и оплату жилья в случае, если они найдут работу в другом городе (на эти цели предусмотрено почти 4,5 миллиардов рублей) (фрикционная безработица);
  • осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д. 18 миллиардов рублей пойдет на организацию общественных работ, в которых могут участвовать безработные или люди, находящиеся в отпуске без сохранения зарплаты. Речь идет о таких работах, как ремонт и содержание дорог, школ, больниц и т. п.;
  • создание рабочих мест для молодежи, реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта). Для помощи молодежи могут использоваться различные методы: экономическое стимулирование молодежной занятости; создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи; создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики;
  • субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
  • инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест;
  • политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  • активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др. По данным Роструда, с конца января по март 2009 года в России могут лишиться работы как минимум 250 тыс. человек. В настоящее время эти люди задействованы в системе гибкой занятости: они работают неполный рабочий день, неполную неделю или находятся в отпуске без содержания;
  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Организации по трудоустройству собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным. В России открыт первый государственный общероссийский банк вакансий, в котором на данный момент содержатся данные о более 760 тысяч свободных рабочих мест по всей стране. Информационный ресурс в интернете использует информацию, поступающую от 85 региональных служб занятости населения и 2,5 тысячи муниципальных центров по трудоустройству. На сайте можно получить информацию о положении на российском рынке труда, новых рабочих местах, а также о правах и гарантиях при трудоустройстве (фрикционная безработица);
  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них; поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции;
  • создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

     Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

     В целях увеличения занятости населения  совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации  предпринимательской деятельности, стимулирование самостоятельной занятости  населения, содействие в развитии мелкого  и среднего бизнеса. В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости. правительство будет оказывать помощь в развитии малого бизнеса - дополнительным выделением кредитных средств и их удешевлением, а также упрощением процедуры открытия бизнеса.

  Следование рекомендациям возможное применение положений разрабатываемой концепции действий на российском рынке труда на ближайшие пять лет

     специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития  России способствует падению уровня безработицы, росту благосостояния населения, экономическому развитию страны.

 
 
 
 
 
 

        III. Заключение

 

     Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).

     Российский  рынок труда – с учетом многих его характеристик – не может  быть отнесен к числу развитых и цивилизованных. Отечественный  рынок труда сильно деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких стихийных регуляторов занятости, как стоимость и цена рабочей силы, свобода перемещения труда и капитала, конкуренция. Гипертрофия скрытого рынка труда (скрытой безработицы) в России – отличительная черта переходного периода, когда ослаблены или даже разрушены старые организационно-управленческие и институционные структуры, но еще не созданы новые;

     В ближайшее время для рынка  труда будет характерно превышение предложения труда над спросом  на него. В то же время дальнейший переход экономики на рыночные отношения будет связан с массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и т.л. Поэтому рынок труда на современном этапе должен формироваться в пределах жесткой системы внеэкономических ограничителей и амортизаторов, обоснование и учет которых необходимы для того, чтобы не произошло выхода социальных потрясений за пределы допустимого. Функции гаранта предельно допустимых параметров последствий социально-экономического переустройства общества должно взять на себя государство, используя для этого всю совокупность правовых, экономических и других средств, имеющихся в его распоряжении.

     В данной работе был проведен подробный  теоретический анализ социально-экономической  сущности безработицы, рассмотрены  отличительные особенности безработицы  на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.

     Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.

     Разработка  основных направлений, путей и методов  сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление  тех ее форм и видов, которые наносят  наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

     Подобный  анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы  на сегодняшний день являются активизация  государственной политики занятости  наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.

     Новая активная политика на рынке труда  должна проводиться комплексно, сразу  по нескольким направлениям, и ориентироваться  на долгосрочный период.

     Крайне  важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.

     В этом процессе необходимо учитывать  уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.

     Исходя  из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив  его невозможно наладить эффективную  деятельность экономики. Особенно остро  проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

 

     Список используемой литературы:

 
  1. Экономика и социология труда: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. Заведений / Б.М.Генкин – М.: Норма, 2001. – 434 с.
  2. Экономика и социология труда: курс лекций / М.Г.Завельский - М.: Логос, 2001. – 412 с.
  3. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда: Учеб. пособие / А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишнин – М.: МИК, 2004. – 216 с.
  4. Экономика труда / Под ред. Волгина, Одегова – М.: Экзамен, 2002 -736 с.
  5. Курс экономической теории: Учеб. Пособие / Под ред. А.В. Сидоровича - М.: Дело и Сервис, 2001 – 832 с.
  6. Экономика / Под ред. А.С. Булатова - М.: Юристь, 2002. –896 с.
  7. Стабилизация занятости в условиях рынка / В.М. Власова - М.: Питер, 2004. - 186 с.
  8. Трудовое право России: Учеб. пособие для вузов / С.В. Колобова – М.: Юстицинформ, 2005. – 348с.
  9. Безработица: теория и современная российская практика / В.И. Плакся – М.: РАГС, 2004. – 384 с.
  10. Экономика и социология труда / В.В. Адамчук и др. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 382 с.
  11. Курс экономической теории: Учеб. Пособие / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой – Киров, 2001.
  12. Экономические последствия безработицы: оценка потерь / Б. Бреев, Т. Костенко, А. Нанавян / Общество и экономика №5, 2002
  13. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода / Н. Восколович / Человек и труд. – 2000.- №1.-С.45-46.
  14. Рынок труда, занятость и безработица / А.А. Никифорова – М., 2001.
  15. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2008. – 847 с.

Информация о работе Сущность, формы и пути снижения безработицы