Сущность финансов и финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Понятие «финансы» относится к числу широко распространенных, обобщающих экономических категорий, характеризующих процессы денежной природы и денежные отношения в стране и обществе. Как и ряд других общих экономических терминов, финансы трудно однозначно определить с помощью одного признака. Это слово используется в теоретической и прикладной экономике, в быту в довольно обширном смысловом диапазоне.

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономической теории Сущность финансов и финансовой системы.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Финансы используются так же, как инструмент экономического стимулирования. Стимулирование тесно, органично связано с регулированием, можно даже сказать, представляет его составную часть. Финансовое стимулирование — важный метод регулирования пропорций в производстве и распределении общественного продукта. Финансовые стимулы должны строиться так, чтобы они оказывали воздействие на развитие производства, повышение его эффективности, служили орудием мотивации к труду. В составе финансовых стимулов можно вычленить рациональное направление инвестиционных средств, создание поощрительных фондов, использование бюджетных средств, способствующих развитию производства, установление финансовых льгот или применение финансовых санкций.

     Государство призвано использовать финансы для  выполнения своих функций достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. И в реализации этих функций и достижении целей значительная роль принадлежит финансовой политике. Финансовая политика — это политика использования финансов в системе стоимостной денежной формы реализации экономических законов товарного производства, иначе говоря, финансовая политика — это искусство перераспределять финансовые ресурсы в интересах создания условий для увеличения базы распределения, общего объема располагаемых ресурсов, то есть искусство управления финансами. При осуществлении такой политики определяются основные направления использования финансов и осуществления практических действий, которые могут способствовать выполнению финансами их роли и в обществе. Такими направлениями выступают, во-первых, выработка научно-обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития кредитной системы, потребностей населения, и, во-вторых, определение основных направлений использования финансов на перспективный и текущий период, исходя из путей достижения поставленной цели, учитывая международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов, а также осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика проявляется в финансовой стратегии и финансовой тактике. Финансовая стратегия — это долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей. Она обычно реализуется путем изменения организации финансовых связей, перемещения финансовых ресурсов, гибкого использования финансов как инструмента, содействующего выполнению задач ближайшего периода.

     Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, под которым подразумевают формы, способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые применяются с целью создания условий благоприятствующих  экономическому развитию. Финансовый механизм представляет неотъемлемую составную часть более общего экономического механизма, систему управления экономикой. В иерархической структуре финансового механизма появляются два уровня, образующие механизм финансов предприятий и организаций механизм функционирования государственных финансов. Самостоятельную часть представляет страховой финансовый механизм. Для осуществления финансовой политики необходимы разработка и использование юридических норм становлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила организации финансовых связей, защищают экономические интересы общества и отдельных граждан.

     Соблюдение  финансового законодательства способствует поддержанию финансовой дисциплины, позволяет проводить согласованные действия во всех сферах финансовой деятельности. К сожалению, на этапе перехода к рыночной экономике финансовое законодательство, регулирующее финансовую деятельность, страдает незавершенностью, внутренней противоречивостью, что сдерживает хозяйственную инициативу и мешает скорейшей мобилизации имеющихся ресурсов для развития производства, для укрепления доходов государства и обеспечения денежными ресурсами каждой ячейки общества. Увы, частично созданный и, надо признать вполне полноценный законодательный финансовый механизм оказывается малодейственным еще и в связи с несоблюдением законов и норм предприятиями, организациями, гражданами.

     Искусство управления финансами состоит в  выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи. Объектами управления финансами являются разнообразные виды финансовых отношений, таких, как финансы предприятий, страхование, государственные финансы, в качестве субъектов выступают организационные структуры, осуществляющие управление, то есть финансовые службы, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции, образующие в совокупности финансовый аппарат. В управлении финансами используются планирование, оперативное регулирование, учет и контроль. Планирование финансов ставит перед собой задачу установления будущего их состояния и поэтапного распределения и использования. В процессе планирования оценивается состояние финансов каждой ячейки общества, выявляются возможности изменения структуры и объема финансовых ресурсов, и определяется рациональное направление их использования. Для принятия обоснованных управленческих решений посредством планирования необходимо опираться на экономический анализ и прогнозирование будущего состояния финансов. Что касается оперативного управления как элемента, используемого управляющей системой, то оно представляет собой те меры, которые принимаются для эффективного применения имеющихся финансовых ресурсов с тем, чтобы получить желаемые результаты. Учет и контроль в качестве элементов управления используется как в процессе планирования, так и в процессе оперативного управления и позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути эффективного хозяйствования.

     В Российской Федерации в соответствии с Конституцией обще, стратегическое управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти - парламент, президент, правительство. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат, в который входит Министерство финансов Российской Федерации. Центральное место в Министерстве финансов занимает Бюджетное управление и Управление исполнения бюджета (казначейство). В составе Министерства финансов имеются также Управление налоговых реформ, Управление государственных ценных бумаг и финансового рынка, Управление финансирования программ развития сельского хозяйства, Управление финансовых программ развития производственной инфрастуктуры и ряд других отраслевых и функциональных управлений.

     Серьезные задачи должны решать органы Государственной  налоговой службы России. На эту службу возложены контроль за соблюдением и своевременным взносом средств в бюджет, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства. Для усиления контроля за своевременностью внесения средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды в России учреждена специальная налоговая полиция.

     Расширение  самостоятельности субъектов Российской Федерации потребовало перестроить управление финансами на основе их суверенитета и повышения роли региональных местных органов. Существенно возрастает значение республиканских министерств финансов, территориальных и местных финансовых органов в осуществлении финансовой деятельности.

     В условиях перехода к рынку полнее используются принципы автономного  функционирования бюджетов, развития местных финансов, расширения финансового рынка. В этих условиях, разумеется, значение четкой работы местных финансовых органов резко возрастает.

     Следует обратить внимание на то, что для  четкого и полного осуществления  финансовой политики важно развивать и полнее использовать финансовое планирование, которое, как указывалось уже ранее, является важным функциональным элементом управления финансами. Финансовые планы составляют все звенья хозяйства, начиная от отдельного учреждения, которое составляет смету. На уровне государства составляется единый финансовый баланс. В каждом из этих планов определяются доходы и расходы на предстоящий период, осуществляется детальная взаимоувязка финансовых и кредитных ресурсов. На государственном уровне формируются плановый бюджет и внебюджетные фонды.

     Предприятия и организации, функционирующие  на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов, а те, кто осуществляет некоммерческую деятельность, составляют сметы. Кооперативные организации, общественные объединения, страховые компании составляют финансовые планы, а органы государственной, власти — свои бюджеты. Финансовое планирование необходимо и в домашнем хозяйстве.

     Рыночная  экономика не отвергает планирования, поскольку план есть составная часть единого процесса принятия управленческих решений. Но в рыночной экономке господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации выступает рынок с присущим ему механизмом, в котором шире, полнее используются экономические формы и методы хозяйствования. Планирование в рыночной экономике осуществляется более гибко, более маневренно и во многом ориентируется на прогнозы и программы. Таким образом, финансовое планирование в условиях рынка приобрело новые черты, связанные с возникновением иных экономических условий.

     Развитие  финансового рынка должно происходить  на основе таких прогрессивных способов привлечения временно свободных  денежных ресурсов хозяйственных ячеек и населения, которые создают заинтересованность в аккумулировании средств на определенном уровне с тем, чтобы они были использованы с высокой отдачей в тех ячейках общества, которые наиболее остро нуждаются в них.

     Финансовые отношения затрагивают и внешнеэкономические связи. Функционируя в международной сфере, они оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, привлекаются иностранные инвестиции за счет предоставления определенных финансовых льгот. Как особая сфера функционирования финансы внешнеэкономической деятельности воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и иностранной валюте. Обязательным субъектом распределительных отношений является зарубежный партнер (контрагент) в лице иностранного государства. Финансовые отношения опосредуют, таким образом, международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению.

Информация о работе Сущность финансов и финансовой системы